- «Место под солнцем» завоевывалось не просто
- Космос «Технопласта»
- «Наше дело – не труба, а трубы»
- Все начиналось с пулеметов
- Завод «Мягкая кровля»: 77 лет на рынке кровельных материалов
- Будни и праздники Российского предпринимательства
- Самарский учебный центр "Энергетик"
- Увидеть Париж, чтобы возродиться в России
- КИТЧ в жанре гламура
- Наш современник Николай Васильевич Гоголь
- Дни культуры Самарской области в Чечне
- Дух просвящения "Кириллицы"
- Когда "серебро дороже золота"
- Сражение в стиле MIX
- "Крылья Советов": эпизоды жизни
- Самарский самородок
- В одном русле
- Маленькая жизнь
- "Злат венец" Давыдовки
- Красота не может не манить...
- 12 июня: салюты над Россией и "Рок над Волгой"
- Успеть сделать что-то хорошее
- Юбилейный тридцатый
- Самара и contemporary dance
Высоцкий в Куйбышеве
В самарском Издательском доме «Агни» вышел уникальный альбом «Высоцкий в Куйбышеве. 1967». Его автор – известный в нашем городе журналист и фотохудожник Владимир Емец, являвшийся одним из активных участников легендарного молодежного клуба «ГМК-62», в течение многих лет – президентом фотоклуба «ГМК-62».
Знаменитый актер, поэт и бард Владимир Высоцкий дважды побывал в нашем городе в далеком 1967 году, и это стало значительным событием в культурной жизни Куйбышева, шлейф которого не истаял до наших дней. Инициатором приездов Высоцкого в Куйбышев являлся именно «ГМК-62».
Емецу довелось запечатлеть многие яркие события, связанные с деятельностью «ГМК-62». В своей книге-альбоме он обстоятельно рассказывает не только о самих выступлениях Высоцкого в нашем городе, но и сообщает немало интересных сведений о культурной ситуации того времени, об интересных людях, стоявших у руля «ГМК-62». Таким образом, альбом «Высоцкий в Куйбышеве. 1967» является своеобразным свидетельством культурной и общественной жизни нашего города в теперь уже далекие 1960-е годы.
Интересна сама по себе история приглашения Высоцкого в Куйбышев. Вот что рассказывает об этом автор книги. В 1967 году отмечалось пятилетие «ГМК-62», и на это требовались определенные средства. Для их сбора было решено провести несколько концертов известных столичных артистов, для чего в Москву отправился один из инициаторов клуба Артур Щербак. Был вариант приглашения выдающейся балерины Екатерины Максимовой, но Щербак решил заполучить кого-нибудь из популярных артистов Театра на Таганке. Он зашел к руководителю театра Юрию Любимову и попросил его разрешить Высоцкому съездить в Куйбышев. Юрий Петрович сразу согласился, пригласил артиста в кабинет и сказал, что отпускает его в Куйбышев, где есть «люди нашего духа».
В первый приезд в наш город Высоцкий 24 мая 1967 года выступил в филармонии и в Клубе имени Дзержинского. В свой второй приезд осенью того же года Высоцкий 29 ноября дважды выступил во Дворце спорта, а на другой день утром перед отъездом дал еще один дополнительный концерт в политехническом институте.
Концерты в Куйбышеве, по мнению самого артиста, стали определенной вехой, трамплином в его творчестве. Никогда раньше ему не доводилось выступать перед такой огромной – порядка шести тысяч – слушательской аудиторией.
О смерти Владимира Высоцкого Емец узнал, когда занимался ремонтом квартиры. Об этом сообщил на русском языке «Голос Америки», прервав музыкальную передачу. Бросив недоклеенные обои, Емец разыскал коробки со сделанными им снимками выступлений Высоцкого в Куйбышеве. Питая глубокое уважение к личности Владимира Высоцкого, Емец мечтал когда-нибудь опубликовать эти снимки, подробно рассказать обо всем, что сопутствовало пребыванию Высоцкого в нашем городе. Идею издания книги-альбома Емец вынашивал с середины 1980-х годов, но тогдашние партийные власти отказались поддержать этот проект.
В увидевшем свет альбоме Емеца более 90 уникальных снимков, сделанных им, а также другими близкими к «ГМК-62» фотографами на четырех концертах Высоцкого в Куйбышеве – снимки с концерта в политехническом институте разыскать не удалось. На них запечатлен не только Высоцкий со своей гитарой, но и присутствовавшие на его концертах зрители, среди которых читатели старшего поколения и сегодня могут узнать своих давних друзей и знакомых.
Автор подробно рассказывает о процессе фотосъемок, о своих встречах с Высоцким в Куйбышеве и в Москве, вспоминает эпизоды, связанные с тем, как в Куйбышеве обретала популярность авторская песня, как возникла уникальная организация «шестидесятников» – «ГМК-62». Приводятся воспоминания зрителей и журналистов, присутствовавших на концертах Высоцкого, а также друзей и коллег артиста по Театру на Таганке.
В альбоме нашлось место и для материалов, связанных с увековечением памяти Высоцкого в Самаре. Пожалуй, ни в одном другом российском городе нет двух памятников Высоцкому. Автор одного из них – выдающийся художник и скульптор, близкий друг поэта Михаил Шемякин. Бюст Высоцкого установлен также в Клубе имени Дзержинского, где прошло одно из выступлений артиста.
Любопытны малоизвестные эпизоды, связанные с пребыванием Высоцкого в нашем городе, о которых вспоминает Емец. Так, первое дневное выступление артиста в филармонии затянулся настолько, что пришлось на полчаса задержать вечерний концерт Зары Долухановой, и это вызвало немалый переполох.
Еще перед первым приездом в Куйбышев Высоцкий сказал, что не хочет останавливаться в гостинице, так как ему не дают покоя поклонницы. Он попросил устроить его на частной квартире, и Артур Щербак предложил свою. Жил он в скромной двухкомнатной квартире на первом этаже на улице Скляренко. Там и останавливался Высоцкий, приезжая в наш город. Кстати, во время его пребывания в Куйбышеве по всем гостиницам бегали девицы в поисках своего кумира. А через много лет произошел анекдотичный случай. На одну из связанных с Владимиром Высоцким пресс-конференций пришла старушка с чашкой, которой, по ее словам, пользовался артист в Куйбышеве. Этого, конечно же, не могло быть в принципе, так как Высоцкий ночевал только в квартире Артура Щербака.
После вечернего концерта в Клубе имени Дзержинского для Высоцкого устроили прогулку по городу, а затем прогулку на катере по Волге: гость хотел посмотреть огни ночного Куйбышева. После этой прогулки вся компания отправилась на квартиру к Щербаку. Ввиду тесноты квартиры хозяин попросил кое-кого уехать. В числе этих людей оказались Емец и Константин Титов. Так что снимки этой вечеринки отсутствуют.
На первом концерте во Дворце спорта у Высоцкого расстроилась гитара, на что обратил внимание куйбышевский парень Александр Анненков, который был неплохим музыкантом. Придя за кулисы, он прямо сказал об этом Высоцкому, и тот предложил ему настроить гитару. Просьба была выполнена, и во втором отделении концерта гитара звучала отлично.
Перед отъездом из Куйбышева Высоцкий попросил Емеца сделать для него фотографии куйбышевских концертов. Эта возможность представилась, когда в апреле 1968 года Емец с группой куйбышевцев приехал в Москву на финал КВН – наша команда встречалась с бакинцами. Емец вспоминает, как Высоцкий, подъехав к зданию Театра на Таганке, у которого была назначена встреча, перемахнул через ограждение и стал просматривать фотографии. Он категорически отказался брать их без автографов, и Емецу пришлось подписать и поставить дату на лицевой стороне каждой фотографии. Высоцкий сказал, что собирается повесить их над своей кроватью. В благодарность через служебный вход он провел гостей-куйбышевцев в театр, где в это время в зале Юрий Любимов вел репетицию.
В 1968 году Артур Щербак и самарский художник Вадим Сушко специально приехали в Москву, чтобы уговорить Высоцкого еще раз выступить в Куйбышеве. Вечерняя встреча в ресторане, где велись переговоры, завершилась тем, что Высоцкий неожиданно заявил о своем желании немедленно лететь в Магадан к своему другу поэту Кохановскому. Поскольку денег на билет не хватало, в сопровождении куйбышевцев он отправился домой к Юрию Любимову, которого эта затея Высоцкого крайне взволновала: через несколько дней была назначена сдача нового спектакля партийным властям. С немалыми приключениями провожаемый куйбышевцами до аэропорта, Высоцкий все же отбыл к своему другу в Магадан.
По мнению доктора филологических наук Сергея Голубкова, книга Владимира Емеца отражает два взгляда на знаменательное культурное событие. Первый – взгляд не расстававшегося в далеком 1967 году с фотоаппаратом молодого человека. Второй – взгляд умудренного опытом человека, перебирающего старые снимки и осмысливающего запечатленные на них мгновения, в которых – страницы жизни и известного поэта, и нашего города. В результате получился не просто фотоальбом, а опыт скрупулезной реконструкции очень важных, даже знаковых для нашего города дней, связанных с приездом Владимира Высоцкого.
«Интересно воздействие фотографий, когда их видишь в единой подборке, – отмечает Голубков. – Даже не совсем удачные и технически несовершенные фотографии в одном ряду с качественными обретают ценность и работают как эмоциональный контекст. Есть встречи и Встреча. Такой Встречей для Емеца и его товарищей по «ГМК-62» стал приезд в Куйбышев Владимира Высоцкого. Вся книга пронизана благотворным духом этой Встречи с поэтом».
К этим словам нечего добавить.
Автор: Валерий Иванов