- «Место под солнцем» завоевывалось не просто
- Космос «Технопласта»
- «Наше дело – не труба, а трубы»
- Все начиналось с пулеметов
- Завод «Мягкая кровля»: 77 лет на рынке кровельных материалов
- Будни и праздники Российского предпринимательства
- Самарский учебный центр "Энергетик"
- Увидеть Париж, чтобы возродиться в России
- КИТЧ в жанре гламура
- Наш современник Николай Васильевич Гоголь
- Дни культуры Самарской области в Чечне
- Дух просвящения "Кириллицы"
- Когда "серебро дороже золота"
- Сражение в стиле MIX
- "Крылья Советов": эпизоды жизни
- Самарский самородок
- В одном русле
- Маленькая жизнь
- "Злат венец" Давыдовки
- Красота не может не манить...
- 12 июня: салюты над Россией и "Рок над Волгой"
- Успеть сделать что-то хорошее
- Юбилейный тридцатый
- Самара и contemporary dance
Планета Х
5 июня 2009 года, во Всемирный день охраны окружающей среды, одновременно в 110 мировых столицах – Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Токио и других состоялась премьера фильма, беспрецедентного по своему замыслу и воплощению. Самара вошла в число четырех российских городов, которые стали площадками для премьеры фильма «Ноmе» («Дом» с англ.), созданного двумя мэтрами – известным аэрофотографом Янном Артюсом-Бертраном и знаменитым режиссером Люком Бессоном. Вечером под открытым небом на площади Славы около 5 тысяч жителей Самары и гостей города стали неравнодушными зрителями пронзительного фильма о планете Земля и о нас с вами.
ВЗГЛЯНИ НА ДОМ СВОЙ
Люди живут в зоне разработки урановых рудников – и рождаются дети с врожденными аномалиями. Ученые ищут средства борьбы с мутациями и приходят к страшному выводу, что экологическая катастрофа, происходящая на планете, может уничтожить человеческую популяцию. Особи, напоминающие homo sapiens, возможно, и останутся в мире, но это будет совсем другой вид земного существа. Идут испытания ядерного оружия, вредными выбросами промышленных предприятий загрязняется атмосфера, истощенная земля трещит по всем швам, вымирают животные и растения. Похоже, сама природа не готова смириться с варварским отношением, отвечая тайфунами, землетрясениями, вирусами, атакующими землю, и прочими напастями. Природа мстит не умышленно, а согласно накопленной в пространстве нашей собственной грязи. По прогнозам ученых, у нас осталось всего лишь десять лет, чтобы спасти Землю от экологической катастрофы.
Уже немало показано фильмов, предупреждающих, чем может грозить людям варварское отношение к планете. Их объединяет мысль, что власть человека над природой оказалась ловушкой, в которую он сам же себя загнал. Шансов осталось немного – пора остановиться, посмотреть на мир как на собственный дом, к которому мы, в силу хотя бы обывательских представлений, более-менее лояльны. И пора, наверное, прислушаться к величайшим умам, обладающим осознанностью высшего порядка и абсолютным видением реальной картины мира.
Цель одной из самых влиятельных климатических кинолент «Ноmе» – донести до каждого из нас важность проблемы изменения климата, решения экологических проблем. Иначе этой планете можно поставить оценку «ноль». Тандем Бертран – Бессон кого-то удивил, хотя на самом деле этот союз вполне закономерен. Они художники, не просто показывающие натуралистические сюжеты, а свидетельствующие о сути вещей. Они остро воспринимают действительность и желают быть услышанными. 90-минутная кинолента, с одной стороны, воссоздающая райские уголки мира, а другой, отрезвляющая нас неутешительными фактами состояния планеты, так будоражит сознание, что буквально захлебываешься от мыслей.
Выбор нашей Самары для зрелищной демонстрации картины – это огромная честь. Есть еще один знаковый момент, связанный с нашей областью: несколько лет назад на волжской набережной с успехом прошла open-air выставка работ Бертрана. У автора осталось прекрасное впечатление от самарского края, от людей, то есть от нас с вами. Он тогда обещал вернуться, и вернулся, подарив нам киношедевр, рождению которого предшествовало 15 лет работы над съемками красивейших мест на земле, в результате чего мир увидел 500 000 уникальных фотопейзажей с высоты птичьего полета.
Благодаря тому что все виды в фильме снабжены географическими координатами, можно проследить, как меняется лицо Земли и как разителен контраст между миром, не тронутым бизнес-проектами, и так называемой цивилизацией с ее несоизмеримыми диссонансами и парадоксами, несущими не прогресс, а деградацию.
ЕСЛИ БЫ ЗЕМЛЯ УМЕЛА ГОВОРИТЬ
Планета «Ноmе» написана сочными красками, она беспредельно прекрасна и открыта для всех. Когда видеоряд представляет картинки с натуры - неправдоподобной синевы озера, экспрессивные потоки горных водопадов, искрящиеся изумрудом леса, безмятежные горные массивы, напоминающие многослойный песочный торт, – ты сам растворяешься в этой вкусности и чувственности. Лики природы возвращают к изначальному. Это наш Дом – и он любит нас. Страшно, если этой волшебной красоты не будет завтра –
уж слишком очевидно нависли темные тучи над хрупким миром. Природа, под непривычным углом зрения показанная в фильме, порой сильна, а порой беззащитна. Создателям картины удалось передать ритм, дыхание и музыку Земли. Услышь – и ничего не надо придумывать, ты уже рожден творцом, тебе выпало счастье находиться в бесконечно богатой мозаике переливов и перепевов планеты.
Но на нашей планете много боли. И, если бы земля умела говорить…
Вначале зарождение жизни шло в полном соответствии с космическими законами. Гениальность человечества состояла в том, что оно всегда осознавало свою слабость. Но на каком-то этапе homo sapiens, осознавший себя царем природы, задумал покорить Вселенную, возомнив, что это в его силах. Он проник во все сферы существования и расстроил биогеохимическую машину планеты, которая сформировалась два миллиарда лет назад. Основу сложного эволюционного процесса определяла системность, взаимодействие всех видов, их взаимовыгодное существование. Вот эта гармония сейчас нарушена. И что мы приобрели? По прогнозам ученых, если изменится средняя температура на планете, скажем, градусов на десять, то это станет проблемой для выживания всех видов, кроме бактерий. Чтобы сохранить биоразнообразие, поддерживающее наше существование, необходимо сохранять ландшафт и климатическую стабильность. Поэтому тревога мирового сообщества, связанная с глобальным потеплением, абсолютно обоснована.
«НЕ ЗВЕЗДЫ, БРУТ,
А САМИ МЫ ВИНОВНЫ»
Каждый новый виток научно-технического прогресса приносил человечеству технологии, на которые возлагались самые большие надежды. Но что мы получили?
За последние 50 лет кардинально изменился облик Земли – и никогда еще неуравновешенность всего устройства человеческого бытия не проявлялась столь остро и в таких несоразмерностях. Население планеты увеличилось в три раза. Производится в два раза больше продуктов питания, чем необходимо людям, населяющим Землю. При этом около миллиарда человек не имеет питьевой воды, соответствующей санитарным нормам, миллиард людей голодает.
Половина малоимущих всего мира живет в богатых ресурсами странах. За 50 лет пропасть между богатыми и бедными выросла больше чем когда-либо. В наши дни половина богатства планеты сосредоточена в руках 2% населения. Неравенство – причина миграции населения, масштаб которой мы еще не осознали в полном объеме. Наступит момент, когда этот процесс станет неуправляемым, и никакой политической волей его не отформатировать. К 2050 году число климатических беженцев может достигнуть двухсот миллионов.
Надо констатировать: наш способ развития не обеспечил достижения поставленных целей. Человечество растет, запасы природных ресурсов уменьшаются, от недостатка воды страдает Индия, Саудовская Аравия, уровень воды в Мертвом море, лишенном ресурсов Иордана, ежегодно опускается на один метр.
В фильме «Ноmе» диспропорция общественного мироустройства усиливается картинами сред обитания. Нью-йоркские небоскребы и шанхайские башни, ночные иллюминации Лос-Анджелеса сменяются бесхитростной архитектурой аборигенов пустыни, где живет 500 млн человек – это больше, чем общая численность населения Европы. Высокотехнологичное производство развитых стран диссонирует с примитивным ручным трудом доиндустриальных сообществ, но почему-то мир, не тронутый бизнес-проектами, куда как привлекательнее. Может, потому что белому человеку он кажется экзотикой, а может, зрителю передается пристрастное отношение авторов картины «Home»: их симпатия очевидна, и она на стороне людей, живущих бог знает в каком веке, наивных и обделенных, но так открыто смеющихся. У этих бесхитростных аборигенов больше любви к земле. Там, на уровне преднаучных знаний, умеют видеть знаки природы. Им приходится быть корректными, чтобы выжить в тяжелых условиях, тогда как цивилизация отравлена нефтехимическими достижениями, неразумной селекцией, в результате которой исчезло много сортов сельскохозяйственных культур. Мы видим современные животноводческие фермы, на которых не растет ни былинок, ни травинок, необходимых тем же коровам для полного счастья. Мы видим вереницы грузовиков, нагруженных соевым мясом и высокобелковым кормом для животных, которые станут продуктом питания, а мы употребим этот плод генной инженерии. И станем другими.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В катренах Нострадамуса достаточно не слишком зашифрованных символов, предупреждающих об опасностях, связанных с природными катаклизмами. «Многие умрут, и никто не узнает, кому принадлежат дома. Земля там зарастет сорняками». Что это будет – ядерное бедствие, когда «пыльца лжи» покроет землю, эпидемии или наводнения – вопрос к футурологам. Но о том, что парниковая катастрофа неизбежна, говорят ученые всего мира, опираясь на неопровержимые факты. Биосфера земли, которая убирала углекислый газ из атмосферы, поддерживая таким образом стабильность климатической системы, уже не справляется с техногенным выбросом СО2. Кроме того, в природе существуют источники углекислого газа куда более опасные, нежели производственные. Из-за парникового эффекта тают льды Гренландии, вечные снега Гималаев. Исчезло 80% ледников горы Килиманджаро, толщина полярной арктической шапки уменьшилась на 40%. В математическом выражении получаются огромные масштабы бедствия. Удивительно, конечно, что под вечной мерзлотой продолжается жизнь. Но если, к примеру, в Сибири эта мерзлота пойдет на убыль, то климатическая бомба замедленного действия – метан выйдет из-под контроля. Катастрофически сокращаются площади лесных массивов, а как известно, деревья являются регуляторами климатического баланса. Стало быть, и здесь мы проиграли. А если говорить о биологических видах, то в условиях измененного состояния климата они вымирают в тысячу раз быстрее естественных темпов. Статистика неумолима: под угрозой полного исчезновения одно млекопитающее из четырех, одна птица из восьми, одно земноводное из трех. Наблюдается гибель коралловых рифов и рыбных ресурсов. По данным ученых, к 2050 году четверти видов на планете уже не будет. Если возвратиться к тому, что в биосфере все тесно взаимозависимо, то мы рискуем превратить Землю в незнакомую планету. Заметьте, никто никого не пугает – одни только факты. Анализируйте это.
СЛИШКОМ ПОЗДНО ДЛЯ ПЕССИМИЗМА(девиз фильма «Ноmе»)
Как не допустить точку невозврата? Люк Бессон и Янн Артюс-Бертран напрямую не говорят об изменении психосоциального переустройства общества, но этот вызов напрашивается сам собою, и он, конечно же, является лейтмотивом киноленты «Ноmе». Ведь человек присутствует почти на всех фотопейзажах аэрофотографа если не физически, то незримо, хотя бы следами на земле. И когда смотришь фильм, особенно остро ощущаешь свою причастность к Дому.
Антуан де Сент-Экзюпери, устами Маленького Принца говоря об очищении планеты, имел в виду не просто банальную уборку территории. Его посыл гораздо глубже, и он касается экологии души. Человек задумал покорить Вселенную, а со своим внутренним микрокосмосом так и не смог разобраться. Но насколько искажено наше сознание, настолько искаженным стало отображение мира. Идеологические разногласия, разрушительные войны, битвы за «металл», циничная роскошь на фоне нищеты. Все это совершенно бессмысленно, когда речь идет о безысходности. В нынешних условиях экологического кризиса человечеству необходимо выработать единую стратегию выживания. И абсолютно понятно, что полюбившийся некоторым концептуалистам принцип социодарвинизма не работает в предлагаемых обстоятельствах. Ведь даже животные в критические моменты идут вместе, и никакому зверю не придет в голову пожрать другого. Не говоря уже о том, что себе подобных не убивает ни один вид. Считается, что человек из всех живых существ достиг наивысшего развития. Однако ученые, изучающие биосферу, пришли к печальному выводу: человек так и не смог преодолеть врожденную агрессию и стать до конца разумным. Более того: в человеческом стаде произошла глобальная подмена смыслов, здесь выживает не сильнейший, а тот, кто злее. А плодить зло – убийственно и для биологии, и для социума.
Похоже, лидеры многих стран всерьез озабочены глобальным потеплением. Дело, конечно, не в перезагрузке, объявленной президентами великих держав, которая пока воспринимается как очередная политическая игра. Есть и другое – реальные действия многих государств, направленные на стабилизацию экологической обстановки. Это масштабные инвестиционные проекты в области альтернативной энергетики, в которых участвуют США, Китай, Новая Зеландия, Индия, Германия, Австрия. Это национальные программы восстановления лесных массивов. В частности, в Южной Корее, где во время войны были уничтожены леса, сейчас они занимают 65% площади страны. Это отказ от военных расходов в пользу экотуризма и образования, как например, в Коста-Рике. В Исландии получили широкое применение геотермические станции, в Дании ветропарки производят 20% электричества всей страны. Собственно, рецепты стабилизации экосистемы известны: отказ от производства вредной, не поддающейся утилизации продукции, внедрение биотехнологий, обработка и использование солнечной энергии, ресурсосбережение, предотвращение эндоэкологической эпидемии… Самое главное – не останавливаться на уровне проектов.
Что касается России. Наша родина в принципе живет в пространстве социального эксперимента, где все противоречия обнажены и обострены, где кризис – явление перманентное, а все несовершенства можно списать на трудное историческое прошлое и сложное настоящее. Но – поздно, господа, особого пути у России не будет, ей придется идти вместе со всеми, во всяком случае, в экологической системе ценностей. А значит, надо расти.
По большому счету, фильм «Ноmе» – признание авторов в любви к планете. Любовь предполагает не только восторженное любование, любовь – это и тревога, и сострадание, и та правда, которую рассказали выдающиеся мастера Янн Артюс-Бертран и Люк Бессон. Они показали жизнь, сплетенную из множества устоявшихся связей, а если одну из них сломаешь – нарушится все. Мысль предельно проста, но мы, освоившие космические дали и науку до пределов кварков, как-то тяжело идем к осознанию того, что происходит на планете. Но – будем оптимистами. Мы все-таки существа с интеллектом, не просто биомасса. И если научились прогнозировать будущее, значит, в наших силах его изменить.
P. S. Подавляющее большинство зрителей на площади Славы досмотрело фильм до конца, а по окончании показа наградило его овациями. Санитарное состояние на площади помогали поддерживать 30 волонтеров – активистов общественной организации «Зеленый патруль», дежурных студенческих организаций. При этом организаторы праздника, пообещав собравшимся шокирующее зрелище от Янна Артюс-Бертрана и Люка Бессона, сами пережили культурный шок. После просмотра высокий уровень культуры продемонстрировали все собравшиеся зрители, оставив площадь непривычно чистой для подобных массовых мероприятий.