Оглавление
2#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Доска почёта
Здравоохранение
История
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Слово
Соседи
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Эколидер
Экология
Юбилей

Новые задачи медицинского образования

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2013 (июнь)

Начало лета традиционно сопровождается повышенным вниманием к медицинским работникам, отмечающим 16 июня свой профессиональный праздник. В Самарском государственном медицинском университете – одном из ведущих медицинских вузов страны – в преддверии праздника произошло важное событие. В конце мая ректором СамГМУ был вновь избран академик РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель Совета ректоров вузов Самарской области, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, председатель комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Петрович Котельников, с которым мы побеседовали о задачах развития вуза и актуальных проблемах медицинского образования.

Геннадий Петрович Котельников

С&Г: Геннадий Петрович, поздравляем Вас с переизбранием на должность ректора СамГМУ. Что это означает для Вас?

Геннадий Котельников: Выборы ректора – это, конечно, событие. Особенно для того, кого выбирают, тем более – в четвёртый раз. В настоящее время действует довольно непростая процедура избрания ректора, которая, в частности, не допускает безальтернативных выборов. В качестве такой альтернативы в выборах участвовали три проректора – люди достойные, уважаемые, большие профессионалы.

Меня избрали абсолютным большинством голосов. Из 300 делегатов, представляющих все структуры вуза, лишь четверо отдали свои голоса другому кандидату. Такая единодушная поддержка очень приятна. Несмотря на три предыдущих срока, я волновался, для меня было важно, как люди принимают позицию ректората и мою в том числе, как ценят нашу работу.

Положительные результаты этой работы подтверждаются всеми объективными данными. И моё избрание – это хороший стимул для дальнейшего движения в тех же направлениях.

С&Г: Обозначьте эти направления.

Геннадий Котельников: Если говорить кратко, то мы должны видеть развитие вуза в трёх основных направлениях: учить, лечить и заниматься наукой.

Что касается «учить», то сегодня произошли принципиальные изменения в плане подготовки врача. В частности, практическая подготовка в значительной степени стала «компьютеризированной». Дело в том, что практические навыки невозможно вырабатывать на живом человеке из соображений безопасности пациентов, но если раньше в распоряжении студентов были только муляжи, то сегодня это виртуальные симуляторы высокого класса. Эти тенденции изменения методологии стали прослеживаться ещё десять лет назад. Предвидя, к чему они приведут, мы уже тогда создали в вузе Центр практических навыков. Благодаря его развитию и современному оснащению, сегодняшние студенты имеют возможность на симуляционных приборах и биоманекенах полностью отработать, например, эндоскопические операции, сложные перевязки, инъекции и многое другое. Всё это входит в новые государственные стандарты образования третьего поколения и становится обязательным для любого медицинского вуза.

Для успешного профессионального развития врача очень важно обеспечить его непрерывное профессиональное образование. Поэтому в начале 2000-х годов мы создали отдельную самостоятельную структуру – Институт последипломного образования. И жизнь показала, что мы поступили правильно.

Если раньше для повышения квалификации человека отрывали от его места работы, от семьи, отправляли в другой город на несколько месяцев, то сегодня для знакомства с новыми технологиями и методиками врачи уезжают максимум на две-три недели. Основная же ставка делается на участие в различных симпозиумах, конференциях, семинарах, где врач может ознакомиться с самыми современными научными тенденциями. За пять лет для повышения своей квалификации врач должен принять участие в определённом количестве таких мероприятий.

Если говорить о лечебной работе, то она базируется, прежде всего, на мощной и современной клинической базе, где мы можем отрабатывать все наши инновации. В ближайшие три года мы планируем полностью завершить все ремонтно-строительные работы в Клиниках СамГМУ. Безусловно, предусматривается продолжить их современное оснащение. У нас в этом направлении сделан большой рывок, но потребности полностью ещё не закрыты.

С&Г: Какие главные задачи вы видите в развитии научной деятельности в СамГМУ?

Геннадий Котельников: Сейчас много говорится об инновациях. И это действительно очень важно. Сотрудники нашего вуза ежегодно получают около 50 патентов на изобретения. Но, к сожалению, в серию идут единицы. За последние три-четыре года я могу насчитать всего 5-7 наших предложений, которые внедрены в серийное производство. И это считается достаточно хорошим показателем.

Сегодня в нашей стране к инновациям нередко относят любую техническую модернизацию, любое обновление оборудования. Многим предприятиям и организациям проще покупать импортное оборудование, часто не самое передовое. И при этом они успешно рапортуют о своей инновационной деятельности. Поэтому сегодня необходимо выделять и поддерживать отечественных разработчиков, реальную инновационную деятельность вузов.

Серьёзная задача – воспитание научных работников. У нас каждый второй студент занимается в студенческом научном обществе, где получает хорошее представление о том, что такое научная деятельность. Многие сегодняшние учёные начинали именно в таких обществах и кружках. И именно здесь с наибольшей эффективностью можно выявлять талантливых ребят и давать им «зелёную» улицу.

В целом задача развития науки в нашем вузе складывается из совершенствования механизмов инновационной деятельности, межвузовского взаимодействия, региональной и международной интеграции. В ближайшие пять лет мы должны очень серьёзно интегрироваться в мировую науку и науку страны.

В настоящее время мы выиграли тендер на строительство Научного центра коллективного пользования. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. рублей.

Но, реализуя масштабные проекты, мы не должны забывать и о людях, чей труд обеспечивает благополучие, авторитет и успешное развитие вуза, о качестве их жизни. Согласно нашим программным установкам, средняя зарплата в вузе через четыре года будет в два раза выше, чем в среднем по экономике Самарской области. У нас есть коллективный трудовой договор, признанный лучшим среди медицинских вузов России, и все его положения мы строго выполняем, несмотря на кризисы. Особое внимание мы должны уделять нашей элите – профессорам. Ведь если мы не восстановим моральный и материальный статус профессоров в обществе, мы не сможем привлечь молодёжь в науку.

Новые задачи медицинского образования

С&Г: Каково место СамГМУ в системе подготовки медицинских кадров? В чём, на ваш взгляд, причина кадровых проблем медучреждений области?

Геннадий Котельников: Проблема действительно животрепещущая. Многие городские поликлиники и сельские больницы испытывают серьёзный дефицит кадров. И дело не в количестве выпускников, их предостаточно, и подготовлены они – по крайней мере, в нашем вузе – хорошо. По качеству подготовки СамГМУ стабильно входит в первую пятёрку медицинских вузов страны.

Вот только немногие из выпускников хотят работать в селе, работать в первичном звене – врачами общей практики, участковыми врачами в поликлиниках и амбулаториях, врачами скорой помощи. В лучшем случае они стремятся устроиться в пять-шесть крупных лечебных учреждений Самары.

Здесь сказывается проблема воспитания и современная система ценностей. Молодёжь хочет всё и сразу. Они видят роскошные кабинеты, дорогие автомобили, высокие зарплаты руководителей, но не понимают, что для достижения всего этого надо много и упорно работать, нужно врасти в профессию, получить профессиональное признание. Для врача, по моему мнению, признание наступает тогда, когда к нему пошли люди, когда они ищут именно его и рекомендуют его своим друзьям и родным. И если это приходит, значит, человек состоялся.

Мы добились того, что выпускникам, уезжающим работать на село, выделяется миллион рублей подъёмных из федерального бюджета и от 160 до 300 тыс. рублей – из бюджета Самарской области. Но, несмотря на это, в нынешнем выпуске у нас всего пять «миллионеров».

Именно поэтому наш вуз никогда не прекращал целевого приёма людей из сельских районов Самарской и соседних областей. Сегодня врач, живущий и работающий на селе, это в абсолютном большинстве случаев – тот же сельчанин.

Мы напрямую работаем с теми регионами, где набираем студентов. В течение последних пяти лет каждую весну к нам приезжают руководители министерств и департаментов здравоохранения шести соседних регионов и республик, которые лично встречаются со студентами, заканчивающими университет.

Конечно, к советскому варианту распределения возврата нет. Но мы должны подключить все уровни власти и сделать все возможное для того, чтобы юридически закрепить силу трёхстороннего договора между абитуриентом, муниципалитетом и вузом. Если выпускник отказывается отработать по специальности три года на территории этого муниципалитета, он должен как-то компенсировать средства, затраченные на его обучение. Это, на мой взгляд, было бы справедливо и правильно. Мы просто обязаны максимально использовать возможности целевого приёма, иначе наше село останется без врачей.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин