- Сергей Пушкин: «Будущее – за высокотехнологичными многопрофильными больницами»
- Золотой век «Пироговки» ещё впереди
- Юбилей профессионалов с золотыми сердцами
- Объективность, ответственность, профессионализм
- Учим побеждать!
- Опорные и базовые школы СамГМУ
- ОЦ «Южный город» – гордость самарского региона
- Традиции и инновации школы № 132
- Профориентация по-кинельски
- Воспитывая ребёнка, мы закладываем наше будущее
- Новые горизонты Самарского хореографического училища
- Новое слово в организации пространства
- Куйбышев – Самара – DSCH...
- Ответственная мода
- Театр – территория равных возможностей
Воспитывая ребёнка, мы закладываем наше будущее
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2021 (октябрь)
Уже более 45 лет изучение немецкого языка углублённого уровня является визитной карточкой самарской гимназии № 4, но, кроме этого, в образовательном учреждении большое внимание уделяется воспитательной работе, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Сегодня беседуем с Еленой Геннадьевной Ураксиной, директором МБОУ Гимназия № 4 г.о. Самара.
С&Г: Елена Геннадьевна, в чём уникальность гимназии?
Елена Ураксина: Думаю, сам выбор именно немецкого языка делает гимназию уникальной: английский язык изучают многие (наши гимназисты, кстати, тоже, как второй иностранный язык с 5 класса), а немецкий сегодня становится исключением, конкурентным преимуществом человека. Если учесть серьёзные гуманитарные связи России с Германией, нашу общую историю, хороший уровень промышленного партнёрства – всё это говорит о том, что изучать немецкий язык нужно!
Наша гимназия – единственное общеобразовательное учреждение города и области, где все обучающиеся изучают немецкий язык углублённого уровня. Это не только увеличенное количество часов на изучение немецкого языка в учебном плане, не только особый модуль рабочей программы воспитания «Международные проекты» и международные экзамены, но и большое количество гимназических дел, социальное партнёрство с общественными и образовательными организациями города, региона и ФРГ.
С&Г: Расскажите об успехах гимназии.
Е.У.: Помимо высокого уровня качества образования, несомненный успех гимназии – созданная развивающая образовательная среда для обучающихся разных возрастных групп: каждый гимназист имеет возможность принять участие в мероприятиях научно-исследовательского характера, попробовать свои силы в олимпиадах, конкурсах, конференциях, чтениях как школьного, так и более высокого уровня. По количеству участников и призёров мероприятий научно-исследовательской направленности окружного, регионального, российского и международного уровней ежегодно гимназия занимает ведущие позиции в рейтинге лучших образовательных учреждений городского округа Самара.
Прошлый учебный год принёс абсолютную победу нашей ученицы Арины Захаровой во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности».
Начиная с 4 класса, практически каждый гимназист принимает участие в международных конкурсах и экзаменах по немецкому языку. Такой опыт позволяет соотносить свой уровень владения немецким языком с международной шкалой. В итоге – каждый пятый выпускник оканчивает гимназию с Немецким языковым дипломом – международным сертификатом Конференции министров культуры и образования ФРГ, свидетельствующим о высоком уровне владения немецким зыком.
С&Г: Есть ли у гимназии особенные традиции?
Е.У.: Конечно, как и у каждой школы. Кроме общегимназичеких дел, повторяющихся ежегодно, особенной традицией стали и международные образовательные проекты с нашими партнёрами в Германии. Нас всегда отличал сложный подход к международной деятельности. Мы не просто занимались обменами школьников, за 22 года, начиная с 1999-го, мы организовали и провели 22 образовательных проекта культурной направленности. Например, спектакли на немецком языке под руководством режиссёров из Штутгарта, социально-культурные исследования («Партнёрство Самары и Штутгарта глазами молодых», «Немцы в Поволжье, русские в Баден-Вюртемберге», «Все мы – дети одного корабля по имени Земля»), исследования на актуальные политические темы («Школа и демократия», «Друг и враг в СМИ», «100 лет первой мировой войне: между восторгом и катастрофой»).
Организуя совместную работу учеников, мы всегда старались обсуждать непростые темы, ведь чувства, которые переживают участники проекта, – это самое важное. Ради этого и такая работа – чтобы помнили и поняли, что люди могут жить без войн, в согласии и дружбе, просто общаясь друг с другом и делая хорошие дела вместе.
Стали традиционными «учительские десанты» – международные методические проекты, когда учителя-предметники партнёрской школы из Германии ведут у нас уроки на немецком языке.
Традицией является и ориентация на диалог, и не только в сфере межкультурной коммуникации. Языковая направленность гимназии повлияла на характер отношений между учениками, учителями и родителями. Диалог и сотрудничество – не пустые слова для нас. С 1999 года у нас действуют Совет ученического самоуправления, Совет гимназии, Родительский совет – неформальный коллективный орган для больших гимназических дел, социальный чат общения родителей и директора. Гимназия объединяет всех участников образовательных отношений вокруг главного – образования ученика.
«Традиции школы – это её энергия», – сказал как-то один великий человек. Я с этим согласна. Передаваемые из поколения в поколение рассказы о том, что замечательного было здесь пережито, создано, истории о выдающихся учителях и замечательных учениках создают особый имидж. Это наша история, она для нас значима, ценна и, несомненно, у нашей гимназии есть своя энергия.
С&Г: Педагог вашей гимназии – какой он?
Е.У.: Это хороший профессионал, творческий, развивающийся. Именно поэтому гимназия более 5 лет является городской проектной площадкой под руководством заведующей кафедрой современных технологий и качества образования «Центра развития образования г.о. Самара» Н.А. Рыбакиной. Ежегодно педагогами проектной площадки исследуется определённая методическая тема. В 2020 году главной темой проекта стала «Организация образовательной деятельности на основе технологии «перевёрнутый класс» как модели смешанного обучения».
Современный образовательный процесс требует от педагога постоянного саморазвития, создания новых технологий, формирования новых умений и компетентностей. Среди наших педагогов – лауреаты конкурса «Учитель года», победители регионального конкурса долгосрочных воспитательных проектов, областного конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. Каждый четвёртый является Почётным работником общего образования РФ, трое имеют нагрудный знак «За заслуги перед городом»...
С&Г: Насколько педагоги гимназии готовы к образовательному процессу, учитывая задачу по активизации воспитательной работы?
Е.У.: На мой взгляд, это правильная школьная задача. Воспитательный потенциал урока – важная его составляющая, это передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало чего стоит. Сделать процесс проектирования урока сознательно направленным на современные цели воспитания считаю очень актуальным. Мы готовы. В прошлом году прошло обсуждение рабочей программы воспитания гимназии. В неё были включены определённые модули, создающие и отражающие в совокупности процесс воспитания как единое целое. Среди прочих – и модуль «Школьный урок». На самом деле, воспитывает школьная среда в совокупности – люди, их отношения, слова и дела, атмосфера, обстановка. Нужно об этом помнить, тогда задачи воспитания будут решены успешно.
С&Г: Какие качества вы стараетесь привить ученикам в первую очередь?
Е.У.: Трудолюбие и самостоятельность, ответственность и веру в себя. Важно понимать, что жизнь даёт человеку много возможностей. Нужно только не лениться, иметь привычку к саморазвитию, так как самое серьёзное вложение – это вложение в самого себя, оно остаётся с тобой на всю жизнь. А ещё – благодарность к людям, которые встретились на твоём пути: они все делали тебя лучше; осознание себя представителем своего рода, страны в целом. Тогда есть и сопричастность к событиям в себе, школе, в стране, чувство ответственности и гордости.
С&Г: Как вы взаимодействуете с родителями?
Е.У.: Всегда серьёзно. Проводим заседания совета гимназии, иных органов самоуправления, в которых есть представители родительской общественности. Стараемся не делать это формально. В таких случаях всегда использую возможность выслушать другую точку зрения. Темп современной жизни довольно высок, поэтому вводим родительский лекторий для передачи важных знаний о воспитании детей. Идея не новая, но актуальная опять.
С&Г: Елена Геннадьевна, какие советы по воспитанию детей вы могли бы дать родителям?
Е.У.: Добру, этике, нормам поведения маленький человек учится с самых первых лет своей жизни. Мы подаём ему пример того, как надо решать вопросы бытия. Нужно думать и родителям, и учителям, как вести себя, чтобы не нанести ему вред и положительно повлиять на становление личности.
Всегда оставаться интересным человеком для своего ребёнка. Находить время и слова, которые смогут убедить и помочь ему. Относиться к ребёнку бережно, любя. Помнить, что он – самое дорогое на земле существо, и он полностью зависит от нас. Только мы в состоянии сделать так, чтобы ребёнок был счастлив. Воспитывая его, мы закладываем наше будущее. Верю – мы можем сделать его прекрасным вместе.
Автор: Юлия Леонтьева