Оглавление
3#2021
Оглавление
Здравоохранение
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Образование
Поколение
Право
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Экология
Юбилей
Леди-клуб

Воспитывая ребёнка, мы закладываем наше будущее

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2021 (октябрь)

Уже более 45 лет изучение немецкого языка углублённого уровня является визитной карточкой самарской гимназии № 4, но, кроме этого, в образовательном учреждении большое внимание уделяется воспитательной работе, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Сегодня беседуем с Еленой Геннадьевной Ураксиной, директором МБОУ Гимназия № 4 г.о. Самара.

директор МБОУ Гимназия № 4 г.о. Самара

С&Г: Елена Геннадьевна, в чём уникальность гимназии?

Елена Ураксина: Думаю, сам выбор именно немецкого языка делает гимназию уникальной: английский язык изучают многие (наши гимназисты, кстати, тоже, как второй иностранный язык с 5 класса), а немецкий сегодня становится исключением, конкурентным преимуществом человека. Если учесть серьёзные гуманитарные связи России с Германией, нашу общую историю, хороший уровень промышленного партнёрства – всё это говорит о том, что изучать немецкий язык нужно!

Наша гимназия – единственное общеобразовательное учреждение города и области, где все обучающиеся изучают немецкий язык углублённого уровня. Это не только увеличенное количество часов на изучение немецкого языка в учебном плане, не только особый модуль рабочей программы воспитания «Международные проекты» и международные экзамены, но и большое количество гимназических дел, социальное партнёрство с общественными и образовательными организациями города, региона и ФРГ.

С&Г: Расскажите об успехах гимназии.

Е.У.: Помимо высокого уровня качества образования, несомненный успех гимназии – созданная развивающая образовательная среда для обучающихся разных возрастных групп: каждый гимназист имеет возможность принять участие в мероприятиях научно-исследовательского характера, попробовать свои силы в олимпиадах, конкурсах, конференциях, чтениях как школьного, так и более высокого уровня. По количеству участников и призёров мероприятий научно-исследовательской направленности окружного, регионального, российского и международного уровней ежегодно гимназия занимает ведущие позиции в рейтинге лучших образовательных учреждений городского округа Самара.

Прошлый учебный год принёс абсолютную победу нашей ученицы Арины Захаровой во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности».

Начиная с 4 класса, практически каждый гимназист принимает участие в международных конкурсах и экзаменах по немецкому языку. Такой опыт позволяет соотносить свой уровень владения немецким языком с международной шкалой. В итоге – каждый пятый выпускник оканчивает гимназию с Немецким языковым дипломом – международным сертификатом Конференции министров культуры и образования ФРГ, свидетельствующим о высоком уровне владения немецким зыком.

МБОУ Гимназия № 4 г.о. Самара

С&Г: Есть ли у гимназии особенные традиции?

Е.У.: Конечно, как и у каждой школы. Кроме общегимназичеких дел, повторяющихся ежегодно, особенной традицией стали и международные образовательные проекты с нашими партнёрами в Германии. Нас всегда отличал сложный подход к международной деятельности. Мы не просто занимались обменами школьников, за 22 года, начиная с 1999-го, мы организовали и провели 22 образовательных проекта культурной направленности. Например, спектакли на немецком языке под руководством режиссёров из Штутгарта, социально-культурные исследования («Партнёрство Самары и Штутгарта глазами молодых», «Немцы в Поволжье, русские в Баден-Вюртемберге», «Все мы – дети одного корабля по имени Земля»), исследования на актуальные политические темы («Школа и демократия», «Друг и враг в СМИ», «100 лет первой мировой войне: между восторгом и катастрофой»).

Организуя совместную работу учеников, мы всегда старались обсуждать непростые темы, ведь чувства, которые переживают участники проекта, – это самое важное. Ради этого и такая работа – чтобы помнили и поняли, что люди могут жить без войн, в согласии и дружбе, просто общаясь друг с другом и делая хорошие дела вместе.

Стали традиционными «учительские десанты» – международные методические проекты, когда учителя-предметники партнёрской школы из Германии ведут у нас уроки на немецком языке.

Традицией является и ориентация на диалог, и не только в сфере межкультурной коммуникации. Языковая направленность гимназии повлияла на характер отношений между учениками, учителями и родителями. Диалог и сотрудничество – не пустые слова для нас. С 1999 года у нас действуют Совет ученического самоуправления, Совет гимназии, Родительский совет – неформальный коллективный орган для больших гимназических дел, социальный чат общения родителей и директора. Гимназия объединяет всех участников образовательных отношений вокруг главного – образования ученика.

«Традиции школы – это её энергия», – сказал как-то один великий человек. Я с этим согласна. Передаваемые из поколения в поколение рассказы о том, что замечательного было здесь пережито, создано, истории о выдающихся учителях и замечательных учениках создают особый имидж. Это наша история, она для нас значима, ценна и, несомненно, у нашей гимназии есть своя энергия.

С&Г: Педагог вашей гимназии – какой он?

Е.У.: Это хороший профессионал, творческий, развивающийся. Именно поэтому гимназия более 5 лет является городской проектной площадкой под руководством заведующей кафедрой современных технологий и качества образования «Центра развития образования г.о. Самара» Н.А. Рыбакиной. Ежегодно педагогами проектной площадки исследуется определённая методическая тема. В 2020 году главной темой проекта стала «Организация образовательной деятельности на основе технологии «перевёрнутый класс» как модели смешанного обучения».

МБОУ Гимназия № 4 г.о. Самара

Современный образовательный процесс требует от педагога постоянного саморазвития, создания новых технологий, формирования новых умений и компетентностей. Среди наших педагогов – лауреаты конкурса «Учитель года», победители регионального конкурса долгосрочных воспитательных проектов, областного конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. Каждый четвёртый является Почётным работником общего образования РФ, трое имеют нагрудный знак «За заслуги перед городом»...

С&Г: Насколько педагоги гимназии готовы к образовательному процессу, учитывая задачу по активизации воспитательной работы?

Е.У.: На мой взгляд, это правильная школьная задача. Воспитательный потенциал урока – важная его составляющая, это передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало чего стоит. Сделать процесс проектирования урока сознательно направленным на современные цели воспитания считаю очень актуальным. Мы готовы. В прошлом году прошло обсуждение рабочей программы воспитания гимназии. В неё были включены определённые модули, создающие и отражающие в совокупности процесс воспитания как единое целое. Среди прочих – и модуль «Школьный урок». На самом деле, воспитывает школьная среда в совокупности – люди, их отношения, слова и дела, атмосфера, обстановка. Нужно об этом помнить, тогда задачи воспитания будут решены успешно.

С&Г: Какие качества вы стараетесь привить ученикам в первую очередь?

Е.У.: Трудолюбие и самостоятельность, ответственность и веру в себя. Важно понимать, что жизнь даёт человеку много возможностей. Нужно только не лениться, иметь привычку к саморазвитию, так как самое серьёзное вложение – это вложение в самого себя, оно остаётся с тобой на всю жизнь. А ещё – благодарность к людям, которые встретились на твоём пути: они все делали тебя лучше; осознание себя представителем своего рода, страны в целом. Тогда есть и сопричастность к событиям в себе, школе, в стране, чувство ответственности и гордости.

С&Г: Как вы взаимодействуете с родителями?

Е.У.: Всегда серьёзно. Проводим заседания совета гимназии, иных органов самоуправления, в которых есть представители родительской общественности. Стараемся не делать это формально. В таких случаях всегда использую возможность выслушать другую точку зрения. Темп современной жизни довольно высок, поэтому вводим родительский лекторий для передачи важных знаний о воспитании детей. Идея не новая, но актуальная опять.

С&Г: Елена Геннадьевна, какие советы по воспитанию детей вы могли бы дать родителям?

Е.У.: Добру, этике, нормам поведения маленький человек учится с самых первых лет своей жизни. Мы подаём ему пример того, как надо решать вопросы бытия. Нужно думать и родителям, и учителям, как вести себя, чтобы не нанести ему вред и положительно повлиять на становление личности.

Всегда оставаться интересным человеком для своего ребёнка. Находить время и слова, которые смогут убедить и помочь ему. Относиться к ребёнку бережно, любя. Помнить, что он – самое дорогое на земле существо, и он полностью зависит от нас. Только мы в состоянии сделать так, чтобы ребёнок был счастлив. Воспитывая его, мы закладываем наше будущее. Верю – мы можем сделать его прекрасным вместе.

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева