- Сергей Пушкин: «Будущее – за высокотехнологичными многопрофильными больницами»
- Золотой век «Пироговки» ещё впереди
- Юбилей профессионалов с золотыми сердцами
- Объективность, ответственность, профессионализм
- Учим побеждать!
- Опорные и базовые школы СамГМУ
- ОЦ «Южный город» – гордость самарского региона
- Традиции и инновации школы № 132
- Профориентация по-кинельски
- Воспитывая ребёнка, мы закладываем наше будущее
- Новые горизонты Самарского хореографического училища
- Новое слово в организации пространства
- Куйбышев – Самара – DSCH...
- Ответственная мода
- Театр – территория равных возможностей
Ответственная мода
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2021 (октябрь)
В Самаре состоялся XX юбилейный Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». В этом году важнейшее для региона культурное событие проходило в полноценном масштабе реальных встреч, выставок, лекций и финального шоу, на которых присутствовал сам маэстро. Александр Александрович не был в Самаре два года, поэтому 2021 год стал особенно значимым для организаторов, участников и гостей «Поволжских сезонов».
Фестиваль по традиции начался с отборочного этапа, который в этом году проходил в заочной форме по присланным на конкурс видео- и фотоработам. Из 50 участников были отобраны 30 коллекций из 18 городов России. В финале конкурса дизайнеры представили свои работы на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Одна из конкурсных коллекций была показана в формате видеопрезентации студентом из Китая. И здесь уже в реальном времени экспертному жюри предстояло выбрать лучших в своём деле.
Александр Васильев предварительно прокомментировал заявленную в этом году тему фестиваля «Ответственная мода»: «Мир стремительно меняется. Огромный обман – убедить всех, что все могут всё. Не все и не всё. Самое важное в жизни – это понять, что можешь именно ты сделать лучше всего».
Перед конкурсантами стояла задача не просто создать новую коллекцию, но и следовать принципам ответственной моды – экологичное производство плюс осознанное потребление. Во всём мире модная индустрия взяла курс на сохранение природных ресурсов и минимизацию отходов от швейного производства, поэтому дизайнеры и производители одежды стремятся создавать коллекции из высококачественных материалов и экологичных тканей, привлекать мастериц ручного труда, перешивать нереализованные коллекции. Особенно ценными становятся национальные одежды, которые передаются из поколения в поколение, одежда, созданная вручную, винтажные вещи.
Отсюда вполне объяснимы несколько конкурсных коллекций, обращённых к национальным мотивам и чествующих русский народный костюм. Они были высоко оценены жюри и отмечены призами: коллекция «Варвара» Романа Пестова победила в номинации «Костюм – художественная идея» и коллекция «Баня парит, баня правит» Валентины Павловой победила в номинации «Театральный костюм». Тема древнерусских костюмов также была представлена дизайнером Софьей Юсуповой из посёлка Придорожный Самарской области в коллекции «Кологод». Александр Васильев особо отметил эту участницу за работу с группой глухонемых манекенщиков, которые работали на подиуме под руководством суфлёра из зала. «Я в восторге от вашей социальной роли, которую вы взяли на себя, чтобы вовлечь в активную творческую жизнь своих подопечных», – прокомментировал Александр Александрович, вручая дизайнеру свою книгу «Фамильные ценности».
Специальными призами маэстро – серебряными брошами авторского дизайна были отмечены соавторы коллекции «Дереzа» Полина Захарченко и Тамара Хохлова за удивительные аксессуары. К слову, в упомянутой коллекции были прекрасны не только аксессуары, но и костюмы, представленные на сцене артистичными детьми в потрясающем танцевальном номере. Очень созвучна «Дереzа» другой коллекции того же автора – «Хранители пернатых». Поэтому обе получили приз в номинации «Лучшая эскизная коллекция».
В номинации «Перфоманс» победила коллекция «Пиджачок Чудака» Екатерины Крейдич и Анны Полянцевой. Светящийся кит, зонтик и, конечно, пиджачок покорили сердца членов жюри.
В номинации «Костюм-реальность» наибольшее количество баллов набрала коллекция «Поймать ветер» Екатерины Банаковой. Это единственная чисто мужская линия одежды, представленная на конкурсе.
Коллекция «Композиция с красным» Дарьи Ермолаевой была выбрана жюри для участия в финале XIII международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» в Москве. Помимо красных элементов в одежде, коллекция отличается наличием актуальных аксессуаров – защитных масок и разноцветных колготок – главных модных трендов сезона осень-зима 2021-2022. Возможно, именно актуальность коллекции повлияла на выбор и оценки жюри.
Специальный приз конкурса получила Алёна Кожух из Самары за коллекцию «Transformation», сшитую из джинсовых лоскутков и остатков ткани.
Коллекция «GOLDEN AGE» Ольги Трубиховой получила комплимент от маэстро Васильева за сохранение традиций от-кутюр. «Вы передаёте следующему поколению то, что может безвозвратно уйти с нашим новым спортивным стилем», – прокомментировал он коллекцию вечерних платьев с пайетками.
Наконец, гран-при XX Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» получил Михаил Воробьёв со своей коллекцией «Белый клин» – белоснежные многослойные наряды на изящных девушках в бушлатах. Михаил создавал коллекцию на основе советских образов женщин военного времени. Пилотки, косынки, оренбургские платки, фартуки выдают дух соответствующей исторической эпохи. А тюль и кружево придают коллекции нежность и лёгкость, уводя от тяжёлых мыслей о военных годах.
Одним из самых запоминающихся во внеконкурсном показе стало дефиле костюмов к опере Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» Самарского театра оперы и балета (художник по костюмам – Наталья Земалиндинова, Ростов-на-Дону). Солисты оперы перевоплотились в моделей для демонстрации ярких супрематических нарядов, которые полностью соответствовали творческой атмосфере фестиваля.
Открывали и закрывали финальное шоу фестиваля актёры самарских театров показом костюмов к новому спектаклю «Мария Стюарт» театра-студии «Грань». Художественный руководитель театра Денис Бокурадзе выступил режиссёром шоу, арт-директор «Поволжских сезонов» Мария Казак в этом году стала ещё и его ведущей.
Впервые, благодаря возможностям трансляции финала XX Фестиваля в прямом эфире, его могли видеть в реальном времени во всех уголках мира. Также это позволило провести частичное онлайн-судейство. Кристина Харлашкина – дизайнер текстиля и вышивки бренда «Finesse embroideries», многократный участник, победитель и член жюри «Поволжских сезонов Александра Васильева» – наблюдала за ходом финала из Нью-Йорка, а Кристоф Дюбуа Рубио – историк и аналитик моды, президент Фонда Александра Васильева – следил за ходом конкурса из Франции.
Остальные члены жюри присутствовали в зале и могли насладиться атмосферой праздника моды и лично вручить призы конкурсантам. Среди них:
• Александр Васильев (Россия – Франция) – художественный руководитель фестиваля, всемирно известный историк моды, сценограф, декоратор интерьеров, автор популярных книг и статей, телеведущий и коллекционер, создатель уникальной коллекции костюмов.
• Ирина Цветкова (г. Самара) – председатель Самарского отделения Союза журналистов России, председатель Ассоциации творческих союзов губернии, заслуженный работник культуры РФ.
• Виктор Кузьмичёв (г. Иваново) – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой конструирования швейных изделий Ивановского государственного политехнического университета, постоянный член международного жюри Китайской Недели моды.
• Татьяна Белько (г. Тольятти) – доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дизайн и художественное проектирование изделий» Поволжского государственного университета сервиса, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, почётный работник высшего профессионального образования РФ.
• Лео Моро (Самара – Франция) – директор культурно-лингвистической региональной общественной организации «Альянс Франсез Самара».
• Наталья Калашникова (Россия – Италия) – креативный директор компании «Солком», более 20 лет партнёр компании Л’Ореаль в регионе Поволжье, владелица Дома Красоты CARITA (Самара).
• Дарья Арутчева (г. Самара) – дизайнер, многократный участник Поволжских сезонов, член Союза дизайнеров России, доцент кафедры «Дизайн» Самарского государственного технического университета.
Фестиваль никогда не ограничивался конкурсом дизайнеров и модными показами его участников. В этом году традиционно проводились образовательная и развлекательная программы на различных культурных площадках города.
В ТК «ГУДОК» проходила выставка «Backstage 2.0. Модная фотография». Более 100 работ самарских фотохудожников приоткрыли закулисье фестивальной жизни, показав историю «Поволжских сезонов» изнутри. Выставка Любови Егоровой «Backstage. Мода и модная графика» проходила в продюсерском центре «Strelka hall», где все желающие смогли познакомиться с творческим процессом создания одежды – от эскиза к показу, увидеть готовые платья из коллекций автора, графические скетчи модных образов с показов известных домов моды. Очень важная выставка для самого Александра Александровича открылась в Самарском областном художественном музее. Она посвящена творчеству его отца – театрального художника, члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева.
В рамках образовательной программы Фестиваля прошли две лекции о текущем положении дел в модной индустрии и её будущем: Виктор Кузьмичёв затронул тему «Систематизация перспективных направлений моды на 2022/2023», а Александр Васильев провёл лекцию «Мода в эпоху пандемии».
Традиционный шоу-рум от организаторов «Поволжских сезонов» V’SEASONS стартовал на следующий день после финального шоу и предоставил возможность модной публике города приобрести эксклюзивную одежду дизайнеров-конкурсантов.
Журнал «Самара и Губерния» выражает благодарность всем причастным к фестивалю за организацию и проведение столь масштабного культурного события в нашем городе, поздравляет фестиваль с юбилеем, желает долгих лет жизни выдающемуся празднику моды и театрального костюма и ждёт с нетерпением следующего года и новых встреч с маэстро Александром Васильевым.
Автор: Ирина Киселенко