- «Союз женщин Самарской области» в 2021 году
- Люди, возвращающие к жизни
- Миссия – отдавать тепло души
- Главное – верить в себя!
- Призвание быть врачом
- Хочется покорять новые вершины!
- Женщина может всё!
- Счастье в каждом мгновении жизни!
- Победа самарского бренда
- Самарский взгляд 2021
- Конкурс имени Эдуарда Кондратова: новое в журналистике и литературе
- Премия имени К.П. Головкина впервые в Самаре
- РКЦ «Прогресс» получил высшую награду в области качества в стране
- В Самаре состоялся Международный форум Волонтёров Победы
- В Самарской области прошли региональные чемпионаты по стандартам WorldSkills
- Спектакль САТОБ «Бал-маскарад» получил три национальные оперные премии «Онегин»
- Благородство 2021
- Сергей Долгов – ведущий и режиссёр
- Владимир Вяткин об искусстве фотографии
- Счастье для арт-гурманов
- Роскошный арт-девичник
Владимир Вяткин об искусстве фотографии
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2021 (декабрь)
22 ноября в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась церемония награждения лауреатов XII городского открытого конкурса фотографии «Самарский взгляд 2021». Владимир Юрьевич Вяткин, российский фотожурналист и почётный член Союза фотохудожников России, председатель жюри конкурса, провёл творческую встречу с самарскими фотографами, на которой рассказал об искусстве фотографии, поделился своими взглядами на творчество фотографа и интересными встречами в своей жизни.
В начале было Слово» – это известное библейское утверждение, по мнению Владимира Вяткина, вполне применимо и в творчестве фотографа, имея ввиду, что название фотографии имеет огромное значение. Почему же это так важно? «Сильнее Слова ничего нет! Слово, в искусстве фотографии – это её название, стоит всегда на первом месте, а фотография – на втором», – считает Владимир Юрьевич.
На самом деле, это очень важное замечание. Согласитесь, одно слово может перечеркнуть или возвысить смысл фотографии. Ведь название любой картины всегда открывает и дополняет видимое и помогает взглянуть на неё по-новому. Именно поэтому известный фотожурналист дал молодым фотографам советы и наставления: «Прежде чем представить свою работу на публику, нужно обязательно обратить внимание и хорошо продумать её наименование. А в названии крайне важна метафоричность, образность мышления. Нужно понимать, что театр, кино, живопись, фотография – всё это литература. Творческий человек и человек искусства без слова обойтись никак не может. Поэтому нужно уметь верно его использовать. Фотография – литература без слов. Но читать её надо учиться! И не всякая хорошая фотография выигрывает, и не всякая плохая фотография проигрывает», – отмечает мэтр фотоискусства.
Фотограф – в чём же его мастерство?
«Хороший фотограф определяется тогда, когда снимать нечего», – эта фраза была произнесена Владимиром Юрьевичем во время просмотра работ одного из участников конкурса «Самарский взгляд». Его фотографии были хороши, но искусственны и театральны. Владимир Юрьевич выразил очень чёткую и верную мысль о том, что театр – это работа режиссёра, художника, сценографа. «А настоящий фотограф не станет снимать театр. Это то же самое, что в кинотеатре записывать фильм «Рембо». Снимая театр или спорт, фотограф делает репродукцию чужой работы, но никак не свою, оригинальную и неповторимую».
Истинное мастерство фотографа проявляется в его фантазии, умении из ничего сделать что-то. «А вы попробуйте снять не театр, а пробраться в закулисье», – посоветовал он начинающему фотографу. – Это в разы сложнее, чем снять театр, ведь закулисная жизнь – это отдельный мирок, в который сложно попасть, а отснять его ещё сложнее. И жизнь в этом мирке совсем отличается от того, что мы видим на сцене. В театре они Ромео и Джульетта, а дома в постели лежат, отвернувшись друг от друга. Из всего этого вытекает крайне интересная и уникальная тема: «Жизнь в театре и театр в жизни».
«Искусство фотографии – это шифрование»
Автор, преданный своему делу, через свои работы передаёт то, что не может передать словами. Именно так считал Дмитрий Дмитриевич Шостакович, гениальный советский композитор. Он говорил: «Никогда я не скажу словами то, что смогу сказать музыкой». Владимир Вяткин, который был хорошо знаком с великим композитором и незадолго до его кончины фотографировал его, уверен, что это фраза в полной мере относится и к творчеству фотографа.
Птицы и «Великая Майя»
Птицы в жизни Владимира Юрьевича занимают отдельное место. Он поделился тем, что последняя его работа связана именно с ними. «Для меня птицы ближе сейчас, чем люди. Мне с ними легче найти общий язык». В московском зоопарке он провёл 48 дней, а направился туда «за темами» для своих фотографий: «Я пошёл туда не за фотками, а за своими темами».
Последняя тема его работ крайне интересна. Её название: «Птицы с человеческими лицами. Контрасты настроений и характеров». Владимир Юрьевич смог сфотографировать птиц так, будто это и не птицы вовсе. Настолько сильно они походят на человека!
Но птиц Владимир Юрьевич фотографирует далеко не первый раз. Знаменитая Майя Плисецкая прекрасно знала о том, что Вяткин часто посвящает свои удивительные работы пернатым. Она попросила Владимира Юрьевича сделать фотографии лебедей, чтобы она могла изучить и перенять манеры их поведения. И он выполнил просьбу, сделал фото этих птиц, чтобы балерина переняла всю их грацию. А теперь фотографа преследует иная цель. По сей день Вяткин находится в поисках нежного изящного лебедя, похожего на Плисецкую, чтобы отснять фотографию «Великая Майя».
Главное – не потерять свободу
Однажды Владимир Юрьевич посещал мастер-класс Вуди Аллена, американского кинорежиссёра, продюсера, четырёхкратного обладателя премии «Оскар», в Берлине. На нём Вяткин задал вопрос: «Что для вас кино?» Между ними завязался диалог.
Вуди Аллен спросил у него: «А кем вы работаете?». «Фотографом», – ответил Вяткин.
«Так вот, для меня кино – это тоже самое, что и для вас фотография! Это отношения. Отношения мужчины и женщины. Они непредсказуемые, проблематичные, драматичные, страстные. Но главное в этих отношениях – не потерять собственную свободу», – сказал Вуди Аллен.
Эти слова Владимир Юрьевич прекрасно запомнил. Он рассказывал, что лежал в реанимации с инсультом. За время пребывания в больнице он четыре раза прочитал книгу «Цена искусства». Влюбился в писательницу Жюдит Бенаму-Юэ и мечтал увидеться с ней. Он жил надеждой. «И я думал, неужели я отсюда выйду... Любой человек живёт надеждой. На войне солдатик живёт надеждой, что она закончится, и он вернётся к любимой девушке, увидит мать. А в реанимации ты лежишь и думаешь о том, как купишь билет в Париж, встретишь Жюдит Бенаму-Юэ и женишься на ней».
Вскоре Владимир Юрьевич вышел из больницы, через два года купил билет во Францию. Там он посетил выставку, на которой Жюдит Бенаму-Юэ присутствовала с отцом. Он достал объектив охватом 300 метров, чтобы издалека взглянуть на эту женщину: «И тут я подумал... собственная свобода дороже! И на этом закончился мой визит во Францию».
Мягков и Вяткин: начало крепкой дружбы
В 1976 году Владимиру Юрьевичу нужно было отснять фото для очерка об Андрее Мягкове. Актёр и близко не подпускал к себе фотографа, пытался от него отделаться. Но потом ему всё же удалось договориться с Мягковым о совместной поездке на рыбалку. Рано утром 9 мая они втроём отправились в деревню под названием Грязи. Очень контрастно выглядели они на фоне рыбаков и сельчан, которые находились с ними в том же месте. И, разумеется, народ решил подшутить над «интеллигентами», сказав им, что рыбачить нужно с лодки, хотя это было запрещено. «Трио» тут же взял рыбнадзор. Мужчины направились в участок. В паспорте Андрея Васильевича была одна небольшая особенность: фамилия его был написана так, что можно было прочесть её как «Мячков». Начальник участка не узнал актёра, а вот его дочь сразу поняла, что этот тот самый актер Мягков. Девочка начала шептать отцу: «Это же актёр Мягков, что же ты его не узнаёшь?» На что отец отвечал ей: «Да какой Мягков! Это журналист Мячков!» Но позже возле участка образовалась очередь. Люди хотели получить автограф от актёра. И мужчины решили воспользоваться ситуацией. Пока начальник участка разбирался с происходящим, они забрали свои документы, украли ключ, отворили дверь чёрного хода и выбежали. «И с этого момента у нас начались добрые отношения с Мягковым», – поделился воспоминаниями Владимир Юрьевич.
О «Самарском взгляде»
Владимир Вяткин признал работы многих участников конкурса очень хорошими и интересными и отметил наиболее понравившиеся ему. Среди них «Солнечный мальчик» (фотограф Елена Кузнецова), «Титан» (фотограф Сергей Зубов), «Мои родители – орнитологи» (фотограф Светлана Тарасова).
Автор: Елизавета Хомякова