Оглавление
2#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Экология
Юбилей

Палитра мира в звуках баяна

В Самарской губернии завершился IX международный фестиваль «Виват, баян!», организованный при поддержке Министерства культуры Самарской области. На нём были подведены итоги одноимённого открытого Поволжского конкурса баянистов и аккордеонистов. С музыкальной программой фестиваля познакомились слушатели десяти областных больших и малых городов. Разнообразие жанров и стилей распространилось от народных песен кубанского вечера, прозвучавших в исполнении Кубанского казачьего квартета «Кумовья», до эстетики аранжировок современных композиторов в интерпретации итальянцев Клаудио Якомуччи и Кэтлин Делани, французских баянистов Жюльена Гонзалеса и Грейсона Мэсфилда.

Жанровую палитру фестиваля дополнила программа заключительного гала-концерта победителей открытого Поволжского конкурса баянистов. Зрители узнали имена юных музыкантов, которые примут участие в международном конкурсе «Трофей мира» в Италии, и тех, кто в качестве приза получил поездку на стажировку в ведущую школу мира Жака Морнэ – Международный центр музыки и аккордеона.


Итальянский вечер


Маэстро Клаудио Якомуччи – современный композитор, виртуоз экстра-класса - в Самаре особый гость. Глубина проникновения в музыкальный материал, отточенность звуковых пассажей, искренность и особая душевная наполненность звучания заворожили публику. Главным экспериментом вечера стал неожиданно смелый дуэт баяниста Клаудио Якомуччи и танцовщицы Кэтлин Делани. Итальянская пара разыграла два музыкально-сценических спектакля, основанных на воспроизведении древних культовых обрядов.

Действо для танцовщицы, баяна и электроакустической поддержки «Арахна» – инсценировка транс-танца «Тарантул», существовавшего в южной Италии до 70-х годов ХХ века. По мнению Кэтлин, освоившей технику современных танцев, контактной хореографической импровизации и искусства движения, воспроизведение этого обряда оказывает лечебное воздействие и на исполнителей, и на зрителей. «В своей авторской хореографии я применяю сплав различных релаксирующих техник, которые в совокупности помогают раскрыть внутренний потенциал тела, – утверждает Кэтлин. – Зрители, наблюдающие за этим процессом, погружаются в собственный внутренний мир, сопереживают происходящему и проходят процесс духовного очищения».


Гала-концерт

Французский вечер


За право представлять Россию на международном конкурсе «Трофей мира» в итальянском городе Пинето и получить шанс на поездку-стажировку в Международный центр музыки и аккордеона во Франции участники открытого Поволжского конкурса баянистов и аккордеонистов «Виват, баян!» состязались три апрельских дня. В нём приняли участие более семидесяти молодых исполнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Краснодара, Новокуйбышевска, Липецка и других городов. В результате, по решению жюри, троих призёров – Виталия Пугачёва (Санкт-Петербург), Самгара (Казахстан), Арсения Мясникова (Самара) – ждёт поездка в Италию на конкурс «Трофей мира». Четыре самарских лауреата – Артём Третьяков, Владислав Образцов, Анна Шмаль и Арсений Мясников – получили официальные рекомендации и приглашение пройти двухнедельную стажировку в ведущей баянной школе мира Жака Морнэ – Международном центре музыки и аккордеона во Франции.

По словам художественного руководителя фестиваля «Виват, баян!» Сергея Войтенко, всё это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству со Всемирной конфедерацией аккордеонистов, спонсорской помощи и гранту, выделенному фестивалю Министерством культуры Самарской области.

«Россия – интересная музыкальная страна, – считает вице-президент Всемирной конфедерации аккордеонистов Рэймон Бодэлл, – на протяжении последних 30 лет она занимает лидирующие позиции в области баянной музыки. За время проведения Поволжского конкурса мы в этом убедились. Достойных участвовать в конкурсе «Трофей мира» очень много. В 2011 году этот конкурс пройдёт в Италии, в 2012 – в США, а в 2013 – в России, в городе Самаре».

Председатель жюри, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист России Вячеслав Анатольевич Семёнов отметил, что российская методика обучения уникальна, поскольку предполагает индивидуальный подход к ученику и представляет собой трёхступенчатый цикл: музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория (академия). За рубежом более развёрнутая система мастер-классов, когда в учебном процессе задействовано сразу несколько человек, а в общении присутствует соревновательный момент. Конкурс, как способ определения подготовленности и талантливости подрастающего музыканта, важен во всех странах. Возможность продемонстрировать исполнительское мастерство и предоставляют престижные международные музыкальные конкурсы.

Обладатель Гран-при.jpg

После церемонии награждения победителей на сцене Самарской филармонии состоялся гала-концерт лауреатов всех возрастных групп. В качестве главного приза победителю в категории «Малыш» Артёму Третьякову компания «Тульская гармонь» подарила баян.

А обладателем кубка фестиваля стал казахстанский баянист Самгар. В исполнении ансамбля народных инструментов «Жигулёвская палитра» проникновенно прозвучали обработки лирических народных тем. Сердца слушателей покорил вокально-инструментальный дуэт «Надежда». Музыкальным вундеркиндом признан 9-летний конкурсант из Краснодра Пётр Яриненко, который стал лауреатом сразу в трёх номинациях младшей группы – «Малыш Классик», «Малыш Варьете» и «Ансамбли» (категория Варьете). За полгода занятий мальчик овладел искусством игры на баяне на уровне 15-16-летних исполнителей.

Завершили фестиваль французские музыканты, продемонстрировав филигранную технику и элементы авангардных течений в области баянной музыки. Новозеландец по происхождению, Грейсон Мэсфилд играет на баяне с 4-х лет, обучался в Оклендском университете, но ради занятий у педагога Фредерика Дешана бросил всё и уехал учиться во Францию. Темпераментно исполнив зажигательные аранжировки мелодий танго, он познакомил слушателей с произведениями Жерома Ришара, Клода Тома, Ришара Гальяно и Орельена Ноэля, которые в Самаре прозвучали впервые. Виртуозной игрой поклонников фестиваля восхитил Жюльен Гонзалес, признанный одним из ведущих баянистов мира. Он представил музыкальную программу, составленную из произведений современных французских композиторов, с которой неоднократно побеждал на международных конкурсах.

Финальным утверждающим аккордом фестиваля стало импровизированное баянное трио, возникнувшее буквально на глазах у зрительного зала – Грейсон Мэсфилд, Жюльен Гонзалес и Сергей Войтенко. В исполнении новорожденного ансамбля прозвучали популярные шлягеры, такие как самбо бразильского композитора Зекиньи де Абреу «Тико-тико», буквально взорвавшие зал аплодисментами.

В перспективе фестиваля «Виват, баян!» – празднование десятилетия в 2012 году. Концертно-продюсерский центр Сергея Войтенко уже приступил к работе по его подготовке.

Автор: Елена Воеводина


Автор:Елена Воеводина