Оглавление
4#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Губерния сегодня
Доска почёта
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Конкурс
Культура Самарской области
Леди / Клуб
Лето господне
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Возрождение храма

— Безенчукский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)

Вот уже более двадцати лет по полгода живу в Кануевке Безенчукского района. Село как село, ничего примечательного. Но вокруг ельники, дубравы, многочисленные озёра, некоторые из них имеют связь с Волгой. Эти места давно привлекают к себе рыбаков, охотников, грибников.

Возрождение храма

За четверть века, что занимаюсь краеведением, не встретил ни одного объяснения происхождения названия села. И когда в архивных документах попадались какие-то сведения по Кануевке, я их выписывал.

А недавно узнал, что история села интересовала не только меня. Много лет работала в местной школе Людмила Леонидовна Некрасова. Преподавателем, завучем, директором. Вместе с учениками подготовила несколько альбомов по истории села, колхоза, храма. От кого-то из старожилов они услышали и записали историю возникновения села. И тут я должен сделать небольшое отступление.

Церковная реформа патриарха Никона 50-60-х годов XVII века (не буду говорить о её сути) расколола народ. В 1655 году на церковном соборе патриарх проклял противников реформ, духовным отцом которых был протопоп Аввакум. Жесточайшие репрессии обрушило на них государство.

Люди в страхе бежали за Волгу, за Урал, в Сибирь. Некоторые из них обосновались на берегу воложки, которая когда-то называлась Васильчаковой, а теперь Екатериновской. Вырыли в лесу землянки и так искусно замаскировали их, что стражники не смогли отыскать. Один из них удивлённо сказал: «Как в воду канули!». Беглецы это слышали и назвали своё староверческое поселение Кануевкой. Возможно, это только легенда. Но у неё есть вполне реальное обоснование.

А теперь о событиях, которые подтверждаются архивными документами. В 1767 году императрица Екатерина II совершала путешествие по Волге от Твери до Симбирска. Её сопровождали Григорий и Владимир Орловы, двое из пяти братьев, помогавших ей прийти к власти. Из Симбирска братья отправились в Астрахань, по пути побывали на Самарской Луке, которая им очень понравилась. И уже на следующий год они владели на горной стороне Волги более чем 300 тыс. десятин земли.

В сборнике «Земля Самарская», изданном в 1990 году, говорится, как графы Орловы обосновывались в нашем крае. Приведу только несколько строк: «Они практиковали и прямые захваты пустопорожней казённой земли. Особенно много казённых земель они примежевали в Левобережье. Так, в самарской степи, где стояла только одна пожалованная им д. Кануевка, вскоре появилось уже восемь принадлежавших Орловым селений с числом крепостных крестьян в 2979 душ мужского пола: Екатериновка, Луговая Александровка, Григорьевка, Ивановка, Фёдоровка, Алексеевка, Володимировка». Не трудно заметить, что пять из названных деревень носили имена братьев.

Нам интересен один из них – Алексей. В 1770 году, будучи командующим эскадрой русского флота в Средиземном море, разбил турецкий флот при Чесме. Получил право именоваться Орловым-Чесменским. У него была только одна дочь – Анна. В юном возрасте она стала фрейлиной императорского двора, о ней писал поэт Г.Р. Державин.

В 22 года Анна унаследовала огромное состояние. К ней сватались многие знатные вельможи, но она всех отвергла, дав обет безбрачия. Своё огромное состояние тратила на помощь монастырям, возведение храмов. Первая церковь на луговой стороне Волги была заложена в 1806 году в Екатериновке. В 1829 году храм появился в Кануевке.

Церковь в то время представляла собой каменное строение. Колокольня была в три яруса со шпилем, венчал который крест. К колокольне примыкал придел. За храмом находилось озеро, которое по сей день называют Церковным.

В 1918 году церковь была национализирована. В 1922 году её имущество описали, золотую утварь передали в Фонд помощи голодающим.

Возрождение храма

По свидетельству старожилов села, церковь оставалась действующей примерно до 1937 года, последним батюшкой был Анатолий Генерозов. Его посадили с семьёй на подводу и увезли неизвестно куда.

У местных властей хватило ума не рушить храм. Даже его кресты не тронули. Прочные стены, металлические двери, кованые решётки на окнах – лучшего помещения для хранения зерна не сыскать. Потом его забросили. И стоял он несколько десятилетий всеми забытый: провалы в стенах, купола пределов обрушены...

...Агроном совхоза «Заря Поволжья» Василий Андреевич Некрасов был верующим человеком. О своей вере в Бога на улице не кричал, но и не скрывал особо. Некоторые жители села называли его порой отцом Василием.

Вспомните, какими были восьмидесятые годы. В стране объявлена перестройка, строительство социализма с человеческим лицом, эйфория свободы. Отношение к церкви стало уже не таким жёстким. Всенародно отметили праздник – 1000-летие Крещения Руси. И Василий Андреевич обратился к руководству завода имени Фрунзе с вопросом, не помогут ли заводчане хотя бы оградить порушенный храм, чтобы скотина там не бродила. И вот ведь чудо. Приехали рабочие, привезли металлическую ограду, установили, сделали арку.

По просьбе Василия Андреевича районный архитектор осмотрел храм и согласился, что его можно восстановить. Был открыт счёт в банке, казалось, всё идёт хорошо. Но в 1996 году Василия Андреевича не стало, и все работы приостановились.

Осенью 1998 года старостой храма избрали Галину Дмитриевну Фёдорову. Более двадцати лет она проработала на 9 ГПЗ, выйдя на пенсию, вернулась в родное село. Понимая, что храм быстро восстановить не удастся, стала хлопотать о передаче общине каменного здания, которое располагалось на его территории. До революции в нём размещалась церковно-приходская школа, в годы советской власти – школьные мастерские и спортзал. У общины были небольшие средства, полученные ещё при Василии Андреевиче Некрасове. На них и начали ремонт. Вести его помогали супруги Гаранины из Безенчука. Икон поначалу не было, и Галина Дмитриевна с благословения благочинного отца Иоанна стала на листах ДВП размещать изображения святых из церковных календарей и помещать их в простенках молитвенного дома.

4 октября 1999 года на день Казанской Божией Матери в молитвенном доме прошла первая служба. Сам храм все ещё ждал своего часа. Некоторая надежда на то, что он будет восстановлен, появилась летом 2005 года.

В Безенчуке случайно встречаются две женщины. Одна из Самары, другая из Кануевки. Завязывается разговор, и вдруг выясняется, что муж собеседницы работал в посольствах Германии, Франции, где у него остались друзья. Но ведь во Франции после революции обосновались многие наши соотечественники. Нет ли среди них наследников Орловых?

Возрождение храма

Искали во Франции, а нашли в Москве. И от имени прихода в честь иконы Казанской Божией Матери Людмила Леонидовна Некрасова, Галина Дмитриевна Фёдорова послали в столицу письмо, в котором рассказали о планах общины, приглашали Михаила Петровича Орлова посетить Кануевку.

Приглашение приехать он принял и слово сдержал. Его встречали осенью хлебом и солью. Гость подарил приходу образ Благовещенья Пресвятой Богородицы. Что скрывать, прихожане надеялись и на материальную поддержку. Но Михаил Петрович восстанавливал в то время своё родовое гнездо. Предложил организовать сельскохозяйственное предприятие, доходы от деятельности которого направлять на возрождение храма. К сожалению, это предложение реализовать не удалось.

Но многолетние усилия жителей села не прошли бесследно. Ещё до приезда графа Орлова в приходе произошли важные изменения – появился постоянный священник – Анатолий Урсув, протоиерей, настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца в Самаре. В Кануевке он оказался волей случая – искал место для организации сельского подворья городского прихода. Ему понравились и старый храм, и люди, желавшие его восстановления.

Потихоньку шли и подготовительные дела. Проведён капитальный ремонт молитвенного дома, исследованы грунты, фундамент старого храма, заказаны архитектурно-строительные чертежи. Но для восстановления храма требовались средства, которыми он не располагал.

Помощь, как это часто бывает, пришла неожиданно. В Епархиальное управление обратились люди, желающие помочь в восстановлении храма именно в Кануевке.

И дело пошло, да такими темпами, о которых можно только мечтать! И 21 июля 2010 года, на Престольный праздник храма, в день явления Казанской иконы Божией Матери, состоялось первое богослужение. По окончании Божественной литургии, под звон колоколов, с хоругвями и иконами, все вместе прошли крестным ходом вокруг храма. Благодарили Бога за свершившееся чудо. Чудо возрождения храма. Из руин, за два с половиной года!

P.S. Радуясь возрождению храма, не без грусти смотрю на Кануевку. Клуб тут сгорел ещё в советские годы. Школу несколько лет назад закрыли. И нет, пожалуй, самого главного – работы. Выживают, кто как может. Собирают металлолом, приторговывают рыбой. Кто молод, уезжают в города.

Но среди наших духовных пастырей, прихожан есть талантливые организаторы, хозяйственники. И верится, что им по силам возродить Кануевку, вернуть её к полнокровной, нормальной жизни. Чего-чего, а её наши люди своим долготерпением заслужили.

Автор: Владимир Казарин


Автор:Владимир Казарин