- Новые задачи Поволжского клуба качества
- Метрологическое обеспечение как один из показателей качества в здравоохранении
- Семейные врачи Автограда
- Станислав Казарин: «Электронное правительство» Самарской области выведено на проектную мощность»
- «Электронное государство» – надёжная база национальной безопасности
- Будни системного интегратора
- Самарские проекты «Самара без сирот» и «Виртуальный паломник» стали лауреатами престижной всероссийской премии
- Здоровый хлеб от ООО «Новый Продуктъ»
- Дорогу осилит идущий
- Искусство управления вкусом от Андрея Жирнова
- Виктор Альтергот: «Агропром должен соответствовать современным требованиям потребительского рынка»
- Иван Легостаев: «Инновации в агропроме привлекают молодёжь»
- Конезавод «Самарский»: возрождение
- Новая жизнь колхоза имени Калягина
- Ставропольский район: лидерский взгляд на сельхозпроизводство
- Юбилей легендарного хозяйства
- Жить и трудиться на своей земле
- Овощи из Ягодного
- Вкус лета от ООО «Заря-Агро»
- Семейное дело
- ООО «Скорпион»: профессионалы в овощеводстве
- Этническая Россия в «пространстве играющих кукол»
- Праздник моды и молодости
- В мире грёз и сновидений
- Поклон великому маэстро
63-й «Трофей мира»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2013 (декабрь)
Слово – сказанное, как и музыка – исполненная, обретают силу воздействия. Мы живём в страшное время. Цивилизация съедает культуру. Мне даже кажется, что противокультурна общая тенденция. Для этого так много делается. Материальный мир торжествует. Успех художника определяется стоимостью картин, успех музыканта – цифрой в контракте, фактически творчество становится второстепенным. Самое важное сейчас для человечества – сохранить культуру в этих ужасающе трудных условиях, когда всё направлено на то, чтобы культуру съесть. Сейчас повсюду есть какие-то места – островки, где происходит сохранение культуры при общем походе, направленном на её уничтожение. То в Бадене, то в Стокгольме, где-то на окраинах его – появляются люди, которые со страстью энтузиастов способствуют сохранению баланса, не позволяют миру полностью перейти на существование в материальной плоскости.
Софья Губайдуллина
Столицей баяна вновь признана Самара. Презентация известнейшего международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Трофей мира», который с 1951 года «путешествует» по всему свету, в России состоялась пять лет назад. Российский вдохновитель-энтузиаст, инициатор проведения конкурса на самарской земле – наш соотечественник Сергей Войтенко. Он первым открыл для «Трофея мира» виртуозное мастерство русской исполнительской баянной школы. С престижного в Европе музыкального состязания началось его становление как мастера, баяниста экстра-класса. Несколько поколений юных музыкантов выросло на легендарных рассказах о самарском музыкальном феномене. Пример творческого успеха и обаяние артиста ежегодно «призывают» молодых баянистов и аккордеонистов к участию в международном конкурсе «Виват, баян!». В 2013 году, благодаря организации «Трофея мира» при поддержке Правительства Самарской области, «Ассоциации развития и поддержки исполнительского искусства музыкантов Поволжья», Всемирной конфедерации баянистов и аккордеонистов (СМА), Самара получила право именоваться международным центром баянной музыки в течение пяти дней – с 24 по 28 сентября. Конкурсные прослушивания проходили ежедневно с утра и до вечера. В восьми конкурсных категориях участвовало более 80 конкурсантов из 22 стран мира. Чтобы попасть в число участников «Трофея мира» и приехать в Самару, баянисты прошли предварительные отборочные туры, организованные на разных территориях. В итоге половина конкурсантов представляла Россию, другая половина, соответственно, ближнее зарубежье, Европу и Восток.
Самара – родина русского баяна
Профессиональная интрига конкурса «Трофей мира» заключалась ещё и в том, что организаторы события официально засвидетельствовали документально подтверждённый исторический факт, доказывающий, что родина русского баяна – Самара. Открытие принадлежит автору Леониду Рафельсону, подготовившему книгу о баянном мастере Павле Чулкове, переехавшем в 1894 году в Самару из Тулы и открывшем гармонную мастерскую и магазин музыкальных инструментов. На протяжении длительного времени создателем баяна считали Николая Белобородова. Согласно исследованиям самарского краеведа, в 1897 году Павел Чулков усовершенствовал хроматическую гармонику, созданную его отцом – Леонтием Чулковым – в содружестве с Николаем Белобородовым. На обновлённом музыкальном инструменте – баяне – стало возможно исполнять сложные музыкальные произведения. Впоследствии на тульской выставке Павел Чулков был награждён серебряной медалью за создание хроматической гармони. Параллельно с этим изобретением музыкальный аналог инструмента – кнопочный аккордеон – сконструировал итальянский мастер Паоло Сопрани. Оба открытия произошли в 1897 году.
Всемирная музыкальная семья
В жюри конкурса, представляющее в объединённой команде цвет баянного мирового сообщества, входили ведущие педагоги и концертирующие исполнители. Согласно условиям конкурса, члены жюри не имели права голосовать за музыканта своей страны, чтобы оценка уровня подготовки была максимально объективной. В состав жюри вошли легендарные музыканты: заслуженный артист РСФСР, профессор музыкальной академии им. Гнесиных Фридрих Липс, заслуженный работник культуры РФ, профессор Алла Кац, педагог Международного центра музыки и аккордеона Жак Морнэ. Президент СМА Фредерик Дешамп отметил, что Всемирная Конфедерация баянистов и аккордеонистов – это музыкальная семья, а музыка, как известно – вне географических границ объединяет гуманные помыслы человечества. Конкурс «Трофей мира» – это разнообразие культур, музыкальных стилей, жанров и форм. В условия конкурса впервые введены категории для инструментальных дуэтов «Баян Микс» и «Ансамбли».
Идея музыкального объединения – в основе конкурса «Трофей мира». В день официального открытия 24 сентября в конференц-зале гостиницы «Бристоль Жигули» состоялся «Семейный концерт», программу которого составили виртуозные выступления победителей престижных конкурсов – Алексея Климова, Дмитрия Киселёва, Иосифа Пурица, Стаса Малышева, Клавдии Тарабриной. В ходе концерта состоялась презентация электроакустического баяна, возможности которого можно сравнить со звучанием оркестра, поскольку в процессе игры можно переключать тембры с цифровой обработкой, ярко иллюстрирующие звукоизобразительную сторону инструмента.
В числе конкурсантов – баянистов и аккордеонистов – гармонисты. «Наши российские гармони – различные, – пояснила профессор Алла Кац. – Это осетинские гармошки, а также тульские, вятские, но их в конкурсе не было. А приехали итальянцы со своими «двухрядками». Например, в категории «Гармонь Варьете» победил итальянец Аллесандро Гаудио, очень техничный исполнитель. Итальянские двухрядные гармошки интересны, но это – не наш стиль. Гармонисты соревнуются на равных и с баянистами, и с аккордеонистами – кто сильнее. Манера исполнения у всех разная, разные школы. Конкурс такого уровня даёт возможность сравнения разных стилей. Самобытна орловская исполнительская школа. Неоднократно к нам в Самару приезжал баянист Евгений Дербенко, он много сделал для развития искусства игры на гармони, руководит ансамблем «Орловский сувенир». К нам на конкурс присылает своих талантливых учеников».
Программа конкурса
Корпус музыкальной программы конкурса «Трофей мира» составили произведения традиционной классики: Куперена, Скарлатти, Баха, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича в переложениях для баяна. Особое внимание конкурсанты уделяли исполнению сочинений современных композиторов: Вячеслава Семёнова, Андрея Кокорина, Владимира Зубицкого, Леонида Десятникова. Прозвучали опусы Софьи Губайдуллиной, «раскрывшей» в своих пьесах регистровые и звуковые грани баяна. Профессор Фридрих Робертович Липс убедил композитора в музыкальных возможностях инструмента, в результате чего появились концертные шедевры. Уровень конкурсной программы оценил и представитель международного жюри, современный итальянский композитор Ренцо Руггиери, сочинения которого также были исполнены в программе «Трофея мира». Он рассказал, что с большим вниманием слушал произведения и переложения для баяна своих современников, поскольку традиции русской и европейской исполнительских школ отличаются.
Тематическим центром конкурса стал большой концерт Сергея Войтенко с филармоническим оркестром 27 сентября. Прозвучали произведения Астора Пьяццоллы, осовременившего жанр традиционного танго и выработавшего авторский стиль, его ученика – композитора Ришара Гальяно. Темпераментные пьесы, настроение которых омрачено трагическими темами, в исполнении баяниста Сергея Войтенко раскрыли слушателям глубины своего философского содержания. Баянист исполнил их с академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии под управлением дирижёра, народного артиста РФ Михаила Щербакова.
В атмосферу безмятежности слушателей «погрузили» мелодии 50-х годов ХХ века – пьесы для баяна Бориса Тихонова «Выходной марш», «Вальс-пушинка», «На яхте». Композитор Владимир Новиков специально для баяниста Сергея Войтенко сочинил композицию «Самба карнавал», которая на самарской сцене прозвучала впервые. Состоялась и российская премьера инструментальной фантазии на темы оперных мелодий для баяна украинского композитора Владимира Зубицкого «Россиниана». Безупречная техника, мастерское владение инструментом, знание его регистровых и тембровых возможностей позволили солисту органично «подключить» баян к разнотембровому звучанию симфонического оркестра. Произведение, полное юмора и обаяния, раскрыло внутренний смысл образности тем и музыкальных характеристик известных оперных персонажей.
Рекорд побит!
В финале конкурсных торжеств – эстрадный концерт дуэта «Баян Микс» и презентация нового компакт-диска «Нескучная классика». Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков в амплуа шоуменов исполнили популярные аранжировки на темы классических произведений, эстрадное попурри на темы песен 1990-х годов группы «Любэ», авторские композиторские пьесы и аранжировки, песни из известных кинофильмов. Подводя итог организационной работе, продюсер и художественный руководитель международного конкурса «Трофей мира» Сергей Войтенко отметил: «Конкурс «Трофей мира» популярен во многих странах. Поэтому мы очень рады, что нам доверили во второй раз его организовать в Самаре. Было подано огромное количество творческих заявок, благодаря чему конкурс сохраняет высокую конкуренцию. Существует статистика, свидетельствующая о том, что за последние двадцать лет столько конкурсантов не было ни в одной стране! В этом году мы побили рекорд по количеству конкурсантов и показали достойный исполнительский уровень подготовки российских баянистов».
В традиционных номинациях конкурса «Трофей мира» победителями стали:
Александр Николич (Сербия) – «Юниор классика»,
Александр Коломийцев (Россия, Санкт-Петербург) – «Сеньор классика»,
Жан-Батист Бодин (Франция) – «Юниор варьете»,
Раду Лаксганг (Молдавия) – «Сеньор варьете»,
Аллесандро Гаудио (Италия) – «Гармонь варьете»,
Сергей Лобков (Россия, Москва) – «Национальный трофей»,
«Сибирский дуэт» (Россия, Новосибирск) – «Ансамбль»,
«Русские перцы» (Россия, Тольятти) – «Баян Микс».
Большая церемония награждения европейского уровня, вручение престижных денежных премий и концерт призёров состоялись на сцене Самарского академического театра оперы и балета 28 сентября.
P.S. ХII Международный фестиваль «Виват, баян!» пройдёт в Самаре, а гала-концерт планируется провести в Кремлёвском Дворце в Москве. Тольяттинский дуэт «Русские перцы», в составе Николая Белоусова и Антона Дорофеева, – призёр «Трофея мира» в номинации «Баян Микс» приглашён для участия в столичном гала-концерте. 64-й международный конкурс «Трофей мира» состоится в Литве – в городе Каунас в 2014 году.
Автор: Елена Воеводина