Оглавление
3#2013
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Доска почёта
Здравоохранение
Знак качества
История
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Экология
Юбилей

Развитие негосударственного сектора образования в России

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь)

За прошедшие два десятилетия негосударственные высшие учебные заведения стали неотъемлемой частью образовательной системы России. В стране возник негосударственный сектор высшего образования. Сегодня в 500 частных вузах обучается более 1 миллиона 200 тысяч студентов. Доля негосударственных вузов в системе высшего образования превышает 40%, количество студентов колеблется от 20 до 30% от общего количества. В государственных вузах 56% студентов обучаются на платной основе, что, по сути дела, стирает основное различие – плату за обучение – между государственным и частным вузом. Таковы вкратце основные изменения российской высшей школы по сравнению с советскими реалиями.

Людмила Осипова

Негосударственное высшее образование не является чем-то новым и необычным для России. Так, до революции в нашей стране функционировали 65 государственных и 59 общественных и частных высших учебных заведений. Возврат системы негосударственного образования был обусловлен, в первую очередь, тем, что в начале 90-х годов государственные высшие учебные заведения переживали не лучшие времена, поскольку резко сократились общие расходы на высшее образование (примерно в 3-4 раза).

Становление негосударственного сектора высшей школы идёт непросто, но в его деятельности происходят положительные изменения. Значительная часть вузов имеют государственную аккредитацию, участвуют в конкурсе на бюджетные места и в мониторинге. Понятие «негосударственный, частный вуз» сегодня уже не вызывает стольких сомнений и опасений, как раньше.

Доверие к негосударственным вузам подтверждается важным показателем: существенно увеличилась доля профессорско-преподавательского состава с учёными степенями и званиями, теперь уже две трети преподавателей работают в штате. Многие негосударственные вузы имеют филиалы, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, специализированные советы по защите диссертаций.

Вместе с тем, на сегодняшний день существует немало проблем, сдерживающих развитие негосударственной системы образования. Это прежде всего непроработанность законодательной базы.

Самарский институт управления в 1990 году провёл первый приём студентов, не имея собственной материально-технической базы. Сегодня у нас около 1500 тыс. кв. м своих площадей и столько же арендованных, за которые ежегодно вузу приходится платить из своего бюджета свыше 6 млн руб., которые мы могли бы использовать на финансирование исследовательской деятельности, обновление технического и лабораторного оборудования, гранты, патриотическое воспитание студентов, благотворительность. За эти годы сложился профессорско-преподавательский состав, 70% которого работает на постоянной основе. Мы получили признание в деловом мире – подписаны соглашения о партнёрстве со Сбербанком, Волжским социальным банком. Студенты-отличники получают именные стипендии, специалисты банков ведут занятия. Студенты проходят практику в солидных компаниях и финансовых учреждениях, где впоследствии получают постоянную работу. Наши выпускники работают не только в коммерческих фирмах и банках, но и в структурах государственной и законодательной власти. Мы расширяем границы – выпускники Самарского института управления есть в Канаде и США, Израиле и Казахстане, Германии, Испании, Чехии. Мы шагаем в ногу со временем и потому всегда в пути, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

Государство не может не быть заинтересовано в нашем развитии, так как треть российских студентов получают высшее образование в системе негосударственных вузов. Руководствуясь мировой практикой, в условиях рынка постепенно, но очень медленно создаются равные условия для деятельности вузов разных форм собственности.

Нынешнюю Россию невозможно представить без системы негосударственной высшей школы. Она уже завоевала авторитет и признание как жизнеспособный, передовой и эффективный сектор образования, интегрированный в общенациональную систему подготовки кадров для многоотраслевой рыночной экономики. Своего совершеннолетия мы уже достигли, впереди – путь к совершенству.

Л.Я. Осипова,
ректор СИУ, д.п.н., профессор