Оглавление
3#2013
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Доска почёта
Здравоохранение
Знак качества
История
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Экология
Юбилей

Жизнеутверждающий талант

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь)

В последний месяц лета культурно-выставочный центр «Радуга» представил выставку репродукций популярного в начале прошлого столетия, но впоследствии подзабытого национального живописца Федота Сычкова (1870-1958).

Жизнеутверждающий талант

Этого талантливого, обладавшего яркой индивидуальностью мастера, впоследствии народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств России и Мордовии, считают одним из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства. Около 600 его картин, этюдов и эскизов хранится в фондах Республиканского музея изобразительных искусств имени С. Эрьзи в столице республики – Саранске.

Федот Сычков – художник необычной судьбы. Он родился и вырос в сельской глубинке. Его родина – село Кочелаево Пензенской губернии, ныне находящееся на территории Республики Мордовия. К рисованию паренёк приобщился в трёхклассной земской школе, а затем в иконописной артели. Выйти в люди, ярко проявиться на живописном поприще Сычкову помог природный талант, а ещё – счастливое стечение обстоятельств. Судьбе было угодно, чтобы юноша из бедной крестьянской семьи получил профессиональное образование в Санкт-Петербурге. Вначале он учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем был зачислен вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, где занимался по классу батальной живописи. Именно там Сычков впитал традиции русских передвижников, овладел реалистической живописной манерой. Многое дали ему и встречи с Ильёй Репиным.

Жизнеутверждающий талант

Картины Сычкова пользовались большим успехом. Он был отмечен наградами многих выставок в России и за рубежом, посетил Италию, Францию и Германию. Впрочем, в будущей творческой деятельности Сычкову мало пригодились батальные познания. На рубеже веков с его пёстрым калейдоскопом художественных течений, направлений и авангардистских поисков Сычков на всю жизнь остался верным избранному раз и навсегда пути художника-бытописателя русской деревни, и это сближало его с такими мастерам, как Константин Коровин, Филипп Малявин, Абрам Архипов.

Сычкова неслучайно называют художником радости бытия. Главные доминанты его творчества – сельский труд, праздники односельчан, природа родного края. Всё это прекрасно отразила самарская выставка. Её экспозицию составили сочные, жизнерадостные, пронизанные поэзией полотна.

Творчество художника подчёркнуто оптимистично, его работам свойственно редкостное жизнелюбие. Переходя от одной картины к другой, видишь всё такие же озарённые улыбками безмятежные лица деревенских молодиц – на сельской улице, на весёлых катаниях, у колодца, на народных гуляниях, свадьбах и посиделках.

Жизнеутверждающий талант

Персонажи Сычкова – в ярких национальных нарядах, они беззаботны и, кажется, далеки от каких бы то ни было житейских проблем, тем более – невзгод. В этом смысле картины 1920-х годов неотличимы от работ позднего периода творчества художника – 1950-х годов. Их объединяет некий пасторально-умилительный настрой, я бы сказал, принципиальная бесконфликтность. Практически все полотна выполнены в тёплом солнечно-жёлтом цветовом колорите.

Выставка подарила каждому зрителю толику жизненного оптимизма и уверенности, что в жизни всё непременно будет хорошо.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов