Оглавление
3#2013
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Доска почёта
Здравоохранение
Знак качества
История
Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Право
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Экология
Юбилей

Чудеса в решете, или Русский дом в народном творчестве

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь)

В экспозиции школьного этнографического музея «Русский дом» самарского центра внешкольной работы «Крылатый» представлены различные предметы русского быта и хозяйства, которые использовались 100 и более лет тому назад. Какие-то из них уже вышли из обихода или редко встречаются, другие находят применение и в наше время. Являясь непременными атрибутами русского быта, они оставили заметный след в фольклоре.

Чудеса в решете, или Русский дом в народном творчестве

Например, подкова, хомут и колесо от телеги. С ними в русском языке связано много пословиц и поговорок. Подкова вешалась на дверь дома «на счастье», так как она являлась олицетворением лошади, наличие которой в хозяйстве было признаком благополучия и достатка в семье. В дореволюционной России крестьянские семьи даже делились на «лошадных и безлошадных», то есть совсем нищих. Такая поговорка, как «Одеть хомут на шею» означает нежелание исполнять какие-либо обязанности. Хомут натирал шею лошади и был неудобен. С помощью него к лошади крепили телегу, поэтому выполнение определённых обязанностей рассматривалось как надевание хомута на свою шею. «Была бы шея, а хомут найдётся» – так говорят, когда хотят сказать, что был бы человек, а какая-либо работа для него найдётся. С колесом от телеги связана пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой». Это совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем. Поговорка «Войти в свою колею» означает возвращение к прежнему образу жизни, к обычному порядку. Колея – это след от колёс телеги, оставляемый на грунтовой дороге. В России колёса делали одного размера, чтобы они попадали, входили в колею или след. Входить в колею означало ехать спокойно. В старину для замедления хода телеги использовались палки, отсюда и поговорка «Вставлять палки в колёса» – намеренно мешать кому-либо в его деле.

Корова была «кормилицей» семьи, символом её достатка и благополучия прежде всего потому, что она давала молоко. Его не только пили, но и делали из него и другие продукты: масло, сметану, сыр и творог. В музее есть экспонаты, непосредственно связанные с их изготовлением и хранением: маслобойка из ствола дерева для сбивания масла, деревянная форма для приготовления домашнего сыра, глиняная форма с крестами для приготовления пасхального творога, а также глиняная посуда для хранения молока – кринка, особый вид кувшина у русских. Он имел и местные названия. В Самарской губернии его называли «балакирём». Кашу и другую пищу готовили в горшках. Их лепили из глины, а во второй половине XIX века появились металлические горшки из чугуна, поэтому в народе их стали называть «чугунками». С ними связаны своим происхождением ряд пословиц и поговорок. О тех, кто когда-то ошибся и становится излишне осторожным, говорят: «Обжёгся на молоке, дует и на холодную воду». Пословицу «Кашу маслом не испортишь» можно соотнести с маслобойкой. Издавна на Руси кашу ели с маслом. Чем больше кладётся в неё масла, тем она вкуснее. Мечтательно смотреть на что-то с вожделением – это значит «Смотреть, как кот на сметану». Жить замечательно значит «Кататься, как сыр в масле». «Кровь с молоком» – это здоровый человек с румянцем на щеках. На Руси признаком красоты считались белое лицо и красный румянец на щеках – свидетельства хорошего здоровья. Горшки были в каждом крестьянском доме. В них готовили пищу, и не только. В старину людей даже стригли «под горшок», для этого его одевали на голову. Крылатая фраза «Не боги горшки обжигают» означает, что дело, которое выполняют другие, способен сделать и ты. Так говорят, чтобы подбодрить того, кто принимается за непривычное для него дело, и внушить ему уверенность в своих силах.

Чудеса в решете, или Русский дом в народном творчестве

Есть ещё ряд пословиц и поговорок, в которых упоминаются и другие предметы музея. Решето служило для просеивания зерна, поэтому и родилась пословица «Чудеса в решете, дырок много, а выскочить некуда». Ступа из ствола дерева использовалась для толчения в ней волокон льна и конопли, чтобы получить нити для прядения, а также для получения крупы из зерна. На ступе в русских народных сказках летала Баба-яга, а также бытует поговорка «Толочь воду в ступе», то есть, занимаясь чем-либо бесполезным, напрасно тратить время. Серпом люди жали урожай зерновых культур, и их называли жнецами. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – поговорка о тех, кто всё умеет делать, или одновременно выполняет разнообразные обязанности. После перемола зерно превращалось в муку, затем её просеивали через сито. Поэтому и родилась поговорка «Перемелется, мука будет», то есть всё пройдёт, наладится, и все неприятности будут забыты. В музее экспонируется большая глиняная миска круглой формы для выпечки хлеба в печи, который называли караваем. Раньше каждая семья сама пекла себе хлеб, поэтому и появилась пословица «На чужой каравай рот не разевай». Она является усечённой формой старинной пословицы «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть сам замешивай тесто и пеки себе хлеб.

До революции в России лучшими самоварами славилась Тула, поэтому про неё и сложилась поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят». Её употребляли в тех случаях, когда хотели сказать, что с собой не следует брать то, чем славится местность, куда ты направляешься. «Ни богу свечка, ни чёрту кочерга» – так говорят про человека ничем не примечательного, без ярко выраженных отрицательных или положительных качеств. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старуха из-за жадности осталась с разбитым деревянным корытом, то есть ни с чем. Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым. Оно употребляется в тех случаях, когда говорят о человеке, который потерял всё, что имел. Интересное происхождение имеет поговорка «Дым коромыслом», когда говорят о суматохе, шуме, беспорядке в каком-либо помещении. Русские курные избы строились без трубы, и дым из печи шёл прямо в избу. В зависимости от погоды дым мог выходить клубами или выгибаться дугой, то есть «коромыслом».

До середины XIX века основным видом крестьянской обуви в России были лапти, её даже называли страной «лапотной». Лапти плели из коры липы – лыка. Каждый крестьянин должен был уметь плести лапти или хотя бы ремонтировать их. Поэтому «Лыка не вязать» означало быть не в своём уме или напиться до предела. Также существовала поговорка «Не всякое лыко в строку». Строка – каждый ряд сплетённого лыка в лапте. Поговорка отражает процесс изготовления изделий из лыка и означает, что не всякой ошибке или неудачно сказанному слову следует придавать значение. «Не лыком шит» – так говорят про человека, не лишённого знаний, способностей и умеющего делать что-либо не хуже других.

Чудеса в решете, или Русский дом в народном творчестве

«Ободрать как липку» значит ограбить, обобрать до нитки. Выражение связано с заготовкой липового лыка. Оно сдиралось с молодых лип, которые лишались, таким образом, почти полностью своей коры.  Пословица «Назвался груздем, полезай в кузов» используется, когда человек пытается уклониться от обязательств. Кузовом называли корзину для сбора грибов. В экспозиции музея размещены прялки-самопрялки, с помощью которых пряли нити из растительного волокна или шерсти. Этой сугубо женской работой занимались только девушки, после замужества они занималась уже ткачеством. С темой прядения связано множество обрядов, традиций, поверий. Они пронизывали и окружали девичью жизнь от рождения и до замужества. В языческие времена покровительницей этого женского ремесла была богиня Мокошь, а после принятия христианства Параскева Пятница, и она была настолько почитаема, что её культ сливался с культом Богородицы.

В музее для школьников проводятся экскурсии, а также мероприятия, посвящённые праздничной календарной обрядности. В них наиболее полно проявляется тесная органичная взаимосвязь между материальной и духовной культурой. Такие занятия имеют не только познавательное, но и воспитательное значение, ведь недаром говорят: «Следы прошлого ведут в будущее».

Автор: Александр Расторопов


Автор:Александр Расторопов