Оглавление
4#2022
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
Знак качества
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Поколение
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Фестиваль
Энергетика Самарской области
Юбилей
Содружество
Социальная политика
Нацпроекты

«Татищев. Сказание о звере мамонте»

— Тольятти

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2022 (декабрь)

Три месяца с аншлагами в Тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Глеба Дроздова идёт спектакль «Татищев. Сказание о звере мамонте». Успех масштабной исторической драмы в профессиональном сообществе закономерен. Особо хочется отметить успех у публики, оказавшейся готовой к театру мысли, умноженному на театр чувств и эмоциональных потрясений. Этим спектаклем театр «Колесо» обращается к актуальным в наши дни темам, связанным с внутренним миром русского человека, его служением Родине, духовными и морально-нравственными ценностями и, конечно, с живущей в русском сердце любовью. Трагическая мощь сюжетных линий поражает многообразием параллелей с нашим днём!

Тольяттинский драматический театр «Колесо»

Какова суть русского мира? В чём загадка русской души? Почему у Европы один путь, а у России – другой? Почему мы, забывая о главном, тратим себя на мелкое и случайное? Отчего часто любим не тех и не так? Этот спектакль об обретении себя, о необходимости ценить и любить человека, а не власть и не сиюминутную выгоду. Он для каждого из нас и о каждом из нас.

Пьеса «Сказание о звере мамонте» была написана в 2021 году самарским драматургом Александром Игнашовым специально для Тольяттинского драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова. Наполненная метафоричностью историческая драма основана на неизвестном широкой публике историко-архивном материале, текстах художественных произведений Василия Татищева, его научных трудов, в том числе «Истории Российской», на мемуарной литературе восемнадцатого века. В пьесе и в спектакле использованы русские и калмыцкие народные песни первой половины восемнадцатого века. Здесь нет ставшего привычным по телесериалам в формате гламурного глянца показа петровской эпохи и эпохи дворцовых интриг. Здесь всерьёз кипят страсти противостояния политических коалиций и кулуарных союзов. Исторические персонажи показаны личностями, заинтересованными в судьбе Отечества, каждый по-своему они осознают собственные ошибки и прегрешения. При ярко выраженной внутренней рефлексии героев внимание сконцентрировано на душевных переживаниях Василия Татищева.

Название пьесе дала единственная книга Татищева, изданная при его жизни, «Сказание о звере мамонте». В название спектакля внесено персонифицированное уточнение – «Татищев. Сказание о звере мамонте». В январе 2022 года пьеса была опубликована в литературном журнале «Русское эхо», а уже в марте из Санкт-Петербурга в Тольятти с режиссёрской концепцией приехал заслуженный артист России Вадим Романов. Окончив в 1983 году курс Глеба Дроздова в Воронежском институте искусств, он был ведущим актёром в академических театрах Воронежа и Ярославля, в Александринском театре, сыграл в кино и в телесериалах более сотни ролей и, получив в ГИТИСе режиссёрское образование, поставил в театрах России и стран Европы более семидесяти спектаклей, многие из которых отмечены премиями всероссийских и международных фестивалей. В работе над спектаклем «Татищев. Сказание о звере мамонте» возник творческий союз коллектива театра и Вадима Романова, работающего в настоящее время над будущими премьерами «Царевны-лягушки» Александра Игнашова и «Венецианских близнецов» Карло Гольдони.

Тольяттинский драматический театр «Колесо»

Сюжетные линии спектакля «Татищев. Сказание о звере мамонте» складываются в калейдоскоп непредсказуемых событий, случайных и неслучайных встреч, загадочно недосказанных, то мистических, то философских, то лирических. Действие происходит одновременно и в имении Василия Татищева накануне его смерти, и в метафорически-образном мире, на Калиновом мосту, там, где жизнь встречается со смертью, где и живым, и уже ушедшим из жизни персонажам предстоит вновь и вновь окунуться в водоворот политических интриг и в любовь, загадочную, безграничную, вечную.

В спектакле целый ряд ярких актёрских работ. Андрей Амшинский проявляет в образе Василия Татищева всю широту своего творческого диапазона от нежнейшего лиризма до подлинной трагедии. Его Татищев далёк от забронзовевшей монументальности, он в первую очередь человек, идейно несгибаемый, с несложившейся личной жизнью.

Сподвижник Петра Великого генерал-фельдмаршал Яков Брюс в исполнении Андрея Чураева – и мистик, и философ, и государев человек, бесконечно преданный служению Отчизне. В сцене воспоминания о битве под Полтавой в нём виден и сам Пётр. Характер истинно русского человека достоверно прожит Александром Двинским. Его Егор для Татищева не столько старый слуга, сколько единомышленник. В дуэтных сценах с Егором и с Татищевым юношески порывист и искренен поручик Иван Поярков в исполнении Ярослава Дроздова. Вера Зиновьева обворожительно хороша в яркой характерной роли плетущей свою паутину «чёрной вдовы», жены Татищева Анны. Перед таким прелестным искушением ни одному мужчине не устоять. Каким блеском иронии, какой театральной фантазией наполнена сцена аудиенции Анны у императрицы! Являясь чуть позже Анне Иоанновне дьявольским видением, она – и зловещий, дьявольский знак, и неотвратимый фатум.

Тольяттинский драматический театр «Колесо»

Есть в этом спектакли роли, исполняемые двумя актёрскими составами. Но привычного разделения на первый и второй составы здесь нет. За счёт тонких, близких к акварельности нюансов, не нарушая общей композиции, созданы самобытные характеры. Пожалуй, впервые на отечественной сцене императрица Анна Иоанновна предстает не погрязшей в развлечениях и любовных утехах царственной особой, а женщиной, ставшей во главе империи. Анна Иоанновна народной артистки России Натальи Дроздовой – это воплощение судьбы. Анна Иоанновна Елены Радионовой – ведущая фигура в замысловатой шахматной партии. Вице-канцлер Остерман у Глеба Баканова харизматичен, а у Игоря Супрунова – напорист, сбивчив и более прямолинеен. Изящен в своей мерзости шведский политикан фон Герц Михаила Спутая и Романа Верхошанского. Калмыцкая царевна Церен-Янжи женственно лирична у Ирины Малышевой и по-девичьи романтична у Александры Баушевой.

Посвятив спектакль «Татищев. Сказание о звере мамонте» 285-летию со дня основания Ставрополя-на-Волге, Тольяттинский драматический театр «Колесо», безусловно, вышел за пределы региональной историографии. В своё время Глеб Дроздов незабываемо проявил себя в «Марии Стюарт» как режиссёр-философ, психолог и гуманист. В наши дни столь же высокой оценки достойны создатели спектакля «Татищев. Сказание о звере мамонте». Нет никакого сомнения в том, что в театр, носящий имя Глеба Дроздова, вернулись присущие его эстетике творческое и социальное звучание. Размышляя об этой работе театра «Колесо», понимаешь, что в наши дни в России спектакль может иметь действительно большое художественное значение.

«Татищев. Сказание о звере мамонте» – это надо видеть!

Автор: Анастасия Ипполитова


Автор:Анастасия Ипполитова