- Жизнь, Самара, молодёжь...
- Культурное наследие Самарской области. Безенчукский район
- «Пушкинская карта» в Сергиевском историко-краеведческом музее
- «АРТ-ЭТНОМИКС» объединяет народы
- «Татищев. Сказание о звере мамонте»
- Дедушка Лу в Самаре
- Спикер регионального парламента Геннадий Котельников принял участие в работе Совета законодателей РФ
- Пульс инноваций Самарского региона
- Открытие нового комплекса в Садовом центре Веры Глуховой
- Акция «Благородство». Красная роза и любовь
- В Самарской области выбрали лучшую швею
«Татищев. Сказание о звере мамонте»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2022 (декабрь)
Три месяца с аншлагами в Тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Глеба Дроздова идёт спектакль «Татищев. Сказание о звере мамонте». Успех масштабной исторической драмы в профессиональном сообществе закономерен. Особо хочется отметить успех у публики, оказавшейся готовой к театру мысли, умноженному на театр чувств и эмоциональных потрясений. Этим спектаклем театр «Колесо» обращается к актуальным в наши дни темам, связанным с внутренним миром русского человека, его служением Родине, духовными и морально-нравственными ценностями и, конечно, с живущей в русском сердце любовью. Трагическая мощь сюжетных линий поражает многообразием параллелей с нашим днём!
Какова суть русского мира? В чём загадка русской души? Почему у Европы один путь, а у России – другой? Почему мы, забывая о главном, тратим себя на мелкое и случайное? Отчего часто любим не тех и не так? Этот спектакль об обретении себя, о необходимости ценить и любить человека, а не власть и не сиюминутную выгоду. Он для каждого из нас и о каждом из нас.
Пьеса «Сказание о звере мамонте» была написана в 2021 году самарским драматургом Александром Игнашовым специально для Тольяттинского драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова. Наполненная метафоричностью историческая драма основана на неизвестном широкой публике историко-архивном материале, текстах художественных произведений Василия Татищева, его научных трудов, в том числе «Истории Российской», на мемуарной литературе восемнадцатого века. В пьесе и в спектакле использованы русские и калмыцкие народные песни первой половины восемнадцатого века. Здесь нет ставшего привычным по телесериалам в формате гламурного глянца показа петровской эпохи и эпохи дворцовых интриг. Здесь всерьёз кипят страсти противостояния политических коалиций и кулуарных союзов. Исторические персонажи показаны личностями, заинтересованными в судьбе Отечества, каждый по-своему они осознают собственные ошибки и прегрешения. При ярко выраженной внутренней рефлексии героев внимание сконцентрировано на душевных переживаниях Василия Татищева.
Название пьесе дала единственная книга Татищева, изданная при его жизни, «Сказание о звере мамонте». В название спектакля внесено персонифицированное уточнение – «Татищев. Сказание о звере мамонте». В январе 2022 года пьеса была опубликована в литературном журнале «Русское эхо», а уже в марте из Санкт-Петербурга в Тольятти с режиссёрской концепцией приехал заслуженный артист России Вадим Романов. Окончив в 1983 году курс Глеба Дроздова в Воронежском институте искусств, он был ведущим актёром в академических театрах Воронежа и Ярославля, в Александринском театре, сыграл в кино и в телесериалах более сотни ролей и, получив в ГИТИСе режиссёрское образование, поставил в театрах России и стран Европы более семидесяти спектаклей, многие из которых отмечены премиями всероссийских и международных фестивалей. В работе над спектаклем «Татищев. Сказание о звере мамонте» возник творческий союз коллектива театра и Вадима Романова, работающего в настоящее время над будущими премьерами «Царевны-лягушки» Александра Игнашова и «Венецианских близнецов» Карло Гольдони.
Сюжетные линии спектакля «Татищев. Сказание о звере мамонте» складываются в калейдоскоп непредсказуемых событий, случайных и неслучайных встреч, загадочно недосказанных, то мистических, то философских, то лирических. Действие происходит одновременно и в имении Василия Татищева накануне его смерти, и в метафорически-образном мире, на Калиновом мосту, там, где жизнь встречается со смертью, где и живым, и уже ушедшим из жизни персонажам предстоит вновь и вновь окунуться в водоворот политических интриг и в любовь, загадочную, безграничную, вечную.
В спектакле целый ряд ярких актёрских работ. Андрей Амшинский проявляет в образе Василия Татищева всю широту своего творческого диапазона от нежнейшего лиризма до подлинной трагедии. Его Татищев далёк от забронзовевшей монументальности, он в первую очередь человек, идейно несгибаемый, с несложившейся личной жизнью.
Сподвижник Петра Великого генерал-фельдмаршал Яков Брюс в исполнении Андрея Чураева – и мистик, и философ, и государев человек, бесконечно преданный служению Отчизне. В сцене воспоминания о битве под Полтавой в нём виден и сам Пётр. Характер истинно русского человека достоверно прожит Александром Двинским. Его Егор для Татищева не столько старый слуга, сколько единомышленник. В дуэтных сценах с Егором и с Татищевым юношески порывист и искренен поручик Иван Поярков в исполнении Ярослава Дроздова. Вера Зиновьева обворожительно хороша в яркой характерной роли плетущей свою паутину «чёрной вдовы», жены Татищева Анны. Перед таким прелестным искушением ни одному мужчине не устоять. Каким блеском иронии, какой театральной фантазией наполнена сцена аудиенции Анны у императрицы! Являясь чуть позже Анне Иоанновне дьявольским видением, она – и зловещий, дьявольский знак, и неотвратимый фатум.
Есть в этом спектакли роли, исполняемые двумя актёрскими составами. Но привычного разделения на первый и второй составы здесь нет. За счёт тонких, близких к акварельности нюансов, не нарушая общей композиции, созданы самобытные характеры. Пожалуй, впервые на отечественной сцене императрица Анна Иоанновна предстает не погрязшей в развлечениях и любовных утехах царственной особой, а женщиной, ставшей во главе империи. Анна Иоанновна народной артистки России Натальи Дроздовой – это воплощение судьбы. Анна Иоанновна Елены Радионовой – ведущая фигура в замысловатой шахматной партии. Вице-канцлер Остерман у Глеба Баканова харизматичен, а у Игоря Супрунова – напорист, сбивчив и более прямолинеен. Изящен в своей мерзости шведский политикан фон Герц Михаила Спутая и Романа Верхошанского. Калмыцкая царевна Церен-Янжи женственно лирична у Ирины Малышевой и по-девичьи романтична у Александры Баушевой.
Посвятив спектакль «Татищев. Сказание о звере мамонте» 285-летию со дня основания Ставрополя-на-Волге, Тольяттинский драматический театр «Колесо», безусловно, вышел за пределы региональной историографии. В своё время Глеб Дроздов незабываемо проявил себя в «Марии Стюарт» как режиссёр-философ, психолог и гуманист. В наши дни столь же высокой оценки достойны создатели спектакля «Татищев. Сказание о звере мамонте». Нет никакого сомнения в том, что в театр, носящий имя Глеба Дроздова, вернулись присущие его эстетике творческое и социальное звучание. Размышляя об этой работе театра «Колесо», понимаешь, что в наши дни в России спектакль может иметь действительно большое художественное значение.
«Татищев. Сказание о звере мамонте» – это надо видеть!
Автор: Анастасия Ипполитова