Оглавление
Июнь 2006 год.
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология

Николай Державин: "России всегда будут нужны люди, живущие по правде"

- Главное направление деятельности нашей комиссии - защита свободы слова, с одной стороны, и с другой - защита общества от негативного воздействия тех или иных СМИ, злоупотребляющих пониманием свободы слова как вседозволенности.

 - Вы ежегодно вели телетрансляцию Пасхальной и Рождественской служб. Из этих передач многие люди впервые увидели “изнутри” православное богослужение, узнали о значении понятий “литургия”, “евхаристия”... Какова была изначально цель этих передач и каковы, на Ваш взгляд, их плоды сегодня?

- По благословению Патриарха и по инициативе Центрального телевидения первая прямая трансляция Рождественского богослужения из Богоявленского собора г. Москвы состоялась в 1991 г. Сейчас, по прошествии стольких лет, трансляции богослужений стали делом привычным, тогда же, еще в Советском Союзе, выход в прямой эфир Рождественской службы стал сенсацией. После многих лет гонений на Церковь далеко не все приветствовали решение государственной власти разрешить показ богослужения на Первом канале ЦТ! Разумеется, проведение трансляций не было популистским шагом. Со стороны государства это было признанием важной роли Церкви в жизни нашего народа, а со стороны самой Церкви - расширением возможностей своей миссии: проповеди вечных истин с помощью современных технологий. Нужно помнить, что трансляции богослужений никогда не были самоцелью, и тем более никогда не пытались мы заменить живое участие людей в службе на виртуальное телевизионное действо. Главное назначение трансляций - помочь верующим, в силу тех или иных обстоятельств находящимся в это время вне храма, молитвенно соучаствовать в богослужении. А тем, кто еще не утвердился в православии, помочь познать красоту и смысл происходящего.

 - Многим людям, далеким от Церкви, кажется, что РПЦ пытается претендовать едва ли не на место государственной идеологии, и в твердой позиции, занимаемой Церковью в вопросах, касающихся нравственности (в частности, в отношении к абортам, бесстыдной рекламе, порнографии, культу потребления и т.д.), многие видят чуть ли не агрессивное наступление на их права. В немалой степени этому способствуют, наверное, выступления ряда политических деятелей, акции протеста, требования запретить, ввести цензуру... Есть ли, на Ваш взгляд, реальная опасность того, что, придя к власти, политики, исповедующие православие, пойдут скорее по пути “Великого инквизитора”, чем станут “закваской” в обществе?

- Начнем с того, что нынешний президент России не скрывает своих православных убеждений, но вряд ли кому придет мысль сравнивать Владимира Владимировича с “Великим инквизитором”!

В 2000 г. Архиерейский Собор принял документ “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”, ставший руководством для православных христиан в их общественной жизни. Этот довольно обширный документ охватывает весь спектр общественной жизни православ-ных верующих. Более того, Церковь призывает православных мирян к активной вовлеченности в общественную жизнь:

“Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в политических организациях. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и при-званы, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства. История Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений” (“Основы социальной концепции Русской Православной Церкви” гл.V, пункт 3).

Не нужно бояться государственных служащих с крепкими религиозными убеждениями. России всегда будут нужны люди, живущие по правде, готовые жерт-венно служить Родине так, чтобы она была духовно сильным, нравственно здоровым, экономически развитым и социально стабильным государством. Евангельский призыв “быть солью земли” и “закваской общества” для христиан актуален всегда.

 

- Вы более десяти лет являетесь референтом Святейшего Патриарха Алексия II. Расскажите немного о Вашем с ним общении и особенностях работы с человеком, облеченным столь высоким саном?

- Величие личности Патриарха проявляется во всем: и в его богослужениях, и в общении с “сильными мира сего” и простыми прихожанами, и в управлении самой большой в мире Православной Церковью, и в отстаивании ее позиций, и в работе с документами, и во взаимоотношениях с сотрудниками Московской Патриархии. Не даром он называется Предстоятелем Церкви - высшим церковным иерархом, предстоящим перед Богом и молящимся о вверенной его попечению многомиллионной пастве. Вся его жизнь посвящена делу Церкви. Но при этом он остается человеком с определенными чертами характера, со своим стилем работы и вкусом к жизни. Все в нем органично и посему убедительно. И это, пожалуй, главное, что определяет его линию поведения в отношениях с людьми. Простота и обаяние в сочетании с глубиной и мудростью удивляют и того, кто первый раз общается с Патриархом, и тех, кто уже не первый год имеет возможность видеть и слышать его. И еще: он прекрасный руководитель - все его указания четки и выверены. Он знает, что, когда и как должно быть сделано.    Остается лишь всегда оправдывать его высокое доверие и искренне служить благу Церкви.

 

- Недавно завершился земной путь одного из величайших пастырей современной России - архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Доводилось ли Вам встречаться с ним и каковы Ваши впечатления от этого общения?

- Вы правы, о.Иоанн действительно был величайшим пастырем современности. Наверное, трудно найти в нашей Церкви священника, который пользовался бы такой всенародной любовью. Мне несколько раз посчастливилось встретиться и близко пообщаться с батюшкой Иоанном. Впервые это произошло в 1982 году. Я был тогда еще студентом Ленинградской духовной семинарии. В следующий раз мы приехали к о.Иоанну вместе с моим ныне покойным папой, протоиереем Иоанном, и моей мамой. После этого было еще несколько встреч... Какое главное впечатление от общения с о.Иоанном? Пожалуй, это любовь, с которой он встречал приходивших к нему людей. Я бы сказал, что старец Иоанн был живым воплощением деятельной христианской любви и великим молитвенником. Никогда не отказывал он никому и молился, молился за всех, кто просил его об этом. Легко было с ним общаться. Казалось, что и слова не нужны. Интонация, добрый его взгляд, благословение, и все в душе становилось на свои места. Его 60-летнее пастырское служение было поистине уникальным. Сколько человеческих судеб он принял в свое милующее сердце, скольких утешил, скольким помог, скольким указал верный христианский путь, ведомо лишь Богу.

 

- Расскажите немного о деятельности некоммерческой организации фонда “Семейные традиции”, исполнительным директором которого Вы являетесь. В чем, на Ваш взгляд, главные причины демографического кризиса в современной России? Только ли бедность мешает людям рожать и воспитывать детей?

- Фонд “Семейные традиции” создан совсем недавно. Можно сказать, мы только начинаем свою деятельность. Чем будет заниматься фонд, ясно уже из названия. Главная задача - это возрождать и укреплять во многом, к сожалению, утерянные семейные ценности и традиции. Вы спрашиваете о причинах демографического кризиса в современной России. Конечно же, главная причина - бездуховное состояние нашего общества! Разве делали бы наши женщины с такой легкостью аборты, если бы изначально относились к созданию семьи со всей ответственностью, по-христиански? Если бы изначально браки мыслились не как пробные, не как ни к чему не обязывающее сожительство двух партнеров, а так, как веками учит нас Церковь: и в горе, и в радости, до конца дней своих быть вместе, любя друг друга и своих детей. А бедность или богатство здесь ни при чем. Если в семье есть духовные ориентиры, если супруги живут по христианским законам, то появление каждого ребенка будет восприниматься родителями как Божье благословение.

 

- Вы росли в православной многодетной семье. Как Вы считаете, легче или труднее сейчас воспитывать детей в православии по сравнению с советскими временами?

- Мои папа и мама вырастили и воспитали одиннадцать детей, и, поверьте, условия жизни были не самыми легкими. Финансовые возможности тоже были очень ограниченными. Да и какие финансовые возможности могли быть у многодетного сельского батюшки?! Я повторяюсь, но все же скажу еще раз: дело не в богатстве. Главное, чтобы все делалось с любовью, чтобы образ жизни самих взрослых был лучшим подтверждением их слов о добре и правде. Я не думаю, что есть какие-то специфические сложности в воспитании детей именно в советское, в постсоветское либо в какое бы то ни было другое время. Это всегда нелегко. Может быть, я сам и не Бог весть какой воспитатель, в отличие от моих родителей, у меня только одна дочь, поэтому особых советов другим дать не могу, но, мне кажется, важно не только привить маленькому ребенку любовь к Богу, воспитать его в христианских традициях, но, что особенно важно (и нелегко!), удержать подросшего юношу или девушку от соблазнов современного мира. Помочь преодолеть сложные подростковые годы, не растеряв детской светлой веры, а наоборот, принять христианские истины не только чистой детской душой, но и критическим, окрепшим юношеским разумом. Этот путь каждый человек проходит сам. И рано или поздно должен сделать свой духовно-нравственный выбор, независимо от какой бы то ни было государственной идеологии.

 

- Вы - наш земляк, но долгое время живете и работаете в Москве. Часто ли Вы бываете на родине, и что значат для Вас эти встречи?

- В силу служебных обстоятельств я оказался в Москве. Здесь мой дом, здесь живет моя семья. Но есть в моей жизни еще один дом. Это дом моего детства. Там живет моя мама, там могила моего папы. И в этом доме всегда живет и будет жить мое сердце. В с. Нероновка, на высоком берегу речки Сок, стоит небольшая церквушка. В ней почти 30 лет прослужил священником папа, там прошло мое детство, в Самаре и Тольятти - юность. Как и для каждого человека, для меня это время незабываемо. И чем больше времени проходит с тех давно минувших лет, тем дороже воспоминания, тем радостней бывает каждая встреча с дорогими моему сердцу родными местами.

 

P.S. О православной семье Державиных из села Нероновка Сергиевского района Самарской области мы рассказывали в прошлом номере журнала “Самара и Губерния”.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева