Оглавление
Июнь 2006 год.
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология

На пути к свету

 

Семья и школа - вот две отправные точки, откуда начинается познание. И если в своей семье каждый может разобраться сам, то о школе нужно подумать всем вместе. Учат ли в школе сегодня тому, “что такое хорошо и что такое плохо”?

Такие предметы, как литература и история, всегда были базисными для формирования мировоззрения школьников: умение мыслить, понимать суть событий, анализировать, делать выбор - вот первый жизненный опыт, который приходит к нам именно на этих уроках.

Но не всегда мы задумываемся о том, что произведения Пушкина и Достоевского глубоко православны. Православие для России не только религия - это менталитет, национальная идея, культура народа. И не является ли лучшим способом воспитания нравственности наших детей рассказ об этой культуре? Особенно теперь, когда нравственность превратилась в весьма расплывчатое понятие, когда исчезло понятие греха, а так называемая раскрепощенность стала определять моральные идеалы молодежи.

В 2006-2007 учебном году в Самарской губернии проводится эксперимент, который должен помочь в решении этой серьезной проблемы. Предмет “Основы православной культуры” призван не только дать учащимся знания об исконной культуре страны, в которой они живут, но и помочь с выбором личных жизненных ориентиров, осмыслением себя в окружающем мире.

Желание принять участие в эксперименте в нашем городе изъявили порядка 60 школ. 250 педагогов прошли обучение на курсах в СИПКРО, так что теперь можно не беспокоиться о том, что разговор на столь неоднозначную тему будут вести некомпетентные люди. Напротив, обучение на курсах прошли учителя, которые прежде всего сами поверили в необходимость этого предмета и потому смогут преподавать его искренне.

А споры о том, что, дескать, “Основы православной культуры” носят церковный характер и потому будут навязывать школьникам религиозное мировоззрение, давно пора оставить в прошлом. Ведь преподавать его станут светские педагоги, и рассказывать они будут вовсе не о том, как полезно регулярно посещать церковь.

Чтобы окончательно развеять все сомнения, мы попросили раскрыть содержание предмета “Основы православной культуры” старшего преподавателя Самарского института повышения квалификации работников образования Тамару Михайловну Сливкину:

 

- Прежде всего нужно сказать, что предмет этот носит не религиозный, а культурологический характер и предназначен для общеобразовательных школ. Знакомиться с православной культурой ребята будут с первого по девятый класс один раз в неделю.

Материал собран с учетом возрастных особенностей детей и поэтапно усложняется. В первом классе закладываются основные понятия: семья, родители, я как формирующаяся личность. Весь учебный цикл связан с календарем - гражданским, народным, православным. Например, в День Покрова Пресвятой Богородицы мы рассказываем ребятам о том, что этот праздник установлен в честь явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею. Юродивый Андрей и его ученик св. Епифаний увидели Богородицу со святыми и ангелами во время богослужения в константинопольском Влахернском храме, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. Мы проводим параллель с современным миром и говорим о том, что Россия находится под покровительством Богородицы. Растолковываем само понятие - что такое покровительство. Рассматриваем образ Богородицы - ее сила в целомудрии, смирении, прилежании. Рассказываем, как она воспитывала своего ребенка, как она одета. Тут возникает тема красоты. Богородица красива в своем покрове, который скрывает ее сияние. А сейчас модно, чтобы у девушек одежда была открытая, это считается сексуальным. Но разве это красиво? Мы говорим о красоте как о человеческом достоинстве. Сопоставляем светские понятия с духовными. Вводим понятие греха. Сейчас принято думать, что, если законом не запрещено, значит, можно. Один мальчик как-то меня спросил: “Почему вы ругаете меня за скверные слова?” Оказывается, он увидел где-то словарь скверных слов и подумал, что раз есть такой словарь, значит, эти слова произносить можно. Вот на уроках “Основ православной культуры” мы объясняем детям, почему нельзя: потому что это губит личность. Говорим о том, почему обязательно нужно следовать   5-й заповеди - почитать родителей. Что такое почитание? Это умение читать опыт предыдущих поколений. Слову мы вообще уделяем немало внимания.

Когда дети становятся постарше, мы начинаем проводить связь с историческими событиями. В пятом классе вводим историю Ветхого Завета. По программе ребята изучают в это время историю Древнего мира - теорию о том, как человек произошел от обезьяны. На уроках “Основ православной культуры” мы рассказываем другую точку зрения по этому вопросу - человек создан Богом. Вместе с ребятами анализируем, почему человек был изгнан из райского сада, почему произошел потоп, почему так важно иметь связь с совершенством.

К девятому классу мы уже выходим на философский уровень. Размышляем о том, как важно сохраняться в традициях и потому изучать историю православия, ведь на ней основана история России. Читаем поэзию Пушкина и Лермонтова и пытаемся понять, почему классики уделяли такое внимание православию. Слушаем классическую музыку, в которой ясно слышны духовные начала. Рассматриваем полотна выдающихся русских живописцев и вслушиваемся в звуки природы. И вместе с ребятами удивляемся, насколько, оказывается, наш мир совпадает с теми истинами, которые описаны в Библии и которым учит православие.

 

Все мы хотим жить в здоровой и сильной стране. Так и будет, только нужно немного постараться и начать, конечно же, прежде всего с себя, со своей семьи, со своих детей.

Помогите им понять смысл бытия, познакомьтесь вместе с ними с историей исконной русской культуры. И, может быть, тогда где-то на горизонте замаячит свет возрождения. Не призрачный свет, а самый настоящий, излучающий тепло...

 

Николай Скатов, директор института русской литературы РАН:

- Преподавание курса “Основы православной культуры”, который ученики будут изучать на добровольной основе, - это насущная потребность для современной школьной педагогики. Наша культура (даже корень этого слова - “культ”!) с самого рождения была православной.

 

Глава Российского Императорского Дома Великая

Княгиня Мария Владимировна, Москва, 12 июня 2004 года:

- Вызывает удивление, что в стране, подарившей миру величайшие культурные достижения, существует серьезное противодействие ознакомлению молодого поколения с духовными ценностями, которые питали гений Андрея Рублева, Александра Пушкина, Федора Достоевского, Петра Чайковского и вообще подавляющего большинства представителей российской культуры вселенского значения. Преподавание “Основ православной культуры” по выбору, на добровольной основе, нисколько не противоречит светскому характеру государства и школы. Оно не ограничивает права выбора тех или иных религиозных или безрелигиозных убеждений, но, напротив, обогащает и позволяет самостоятельно принять решение, важное и определяющее для жизни каждого человека.

 

Галина Трофимовна Попова, директор школы № 16:

- Я человек верующий и к вопросу введения в школьную программу предмета “Основы православной культуры” отношусь очень серьезно. Считаю важным знакомить школьников с православием, и пока в нашей школе мы делаем это на уроках истории и литературы.

 

Зоя Васильевна Торгашова, директор школы № 31

начального общего образования с полным продленным днем:

- Лично мое мнение - этот предмет нужен. Но прежде чем решить этот вопрос в нашей школе, мы провели анкетирование родителей и детей, которое показало положительный настрой и желание познакомиться с “Основами православной культуры”. Поэтому в следующем учебном году мы будем вводить этот предмет как факультатив.

 

Валентина Алексеевна Давыдова, директор школы № 36

с углубленным изучением отдельных предметов:

- Мы не ввели предмет “Основы православной культуры” до сих пор не потому, что мы противники, а потому, что не было у нас педагога, который искренне бы его преподавал, который верил бы в его пользу. Но теперь у нас есть такая учительница - ей предмет очень интересен, она и сама человек верующий, так что, уверена, сможет знакомить детей с православием толерантно, не ущемляя других религий. С нового учебного года мы введем этот предмет в программу, думаю, он вызовет интерес у наших учеников. Но мы ни в коем случае не станет заставлять их посещать факультатив - считаю, что это может быть только добровольным делом. В церковь же не заставишь людей ходить насильно. Так же и здесь - нельзя настаивать на изучении религии. Только добровольно!

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Москва,

Государственный Кремлевский Дворец,

Рождественские чтения, 23 января 2005 года:

- Предмет “Основы православной культуры” призван посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину... нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Прививать детям стремление к добру и верности, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Выступая за введение школьного предмета “Основы православной культуры”, который является ... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева