Оглавление
Июнь 2006 год.
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология

Академии - 35 лет “Юбилейное событие - это повод для раздумий о прошлом, настоящем и будущем”

 

О прошлом

”Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего”.

А.С. Пушкин

Скептики утверждают, что история учит тому, что ничему не учит. Вряд ли они правы. История учит, правда, не всех. Но не приходится воспринимать историю лишь как урок. Каждый исторический этап - это культурный слой в развитии человечества, народа, страны, города и т.д. 35-летний путь академии - это не просто цепь событий, фактов, умещающихся в отчетах, цифрах и таблицах. Это каждодневное функционирование живого организма, культурного сообщества, объединенного общими целями. История академии вплетает в себя множество человеческих судеб, биографии не одной тысячи людей - преподавателей, студентов, сотрудников. Невольно всплывают в памяти слова песни: “Это наша с тобой биография”.

Задача создать историю академии ставилась давно, но не решалась. Каждое дело должно найти своего “делателя”.     И вот таковой нашелся. Выходит из печати книга “Самарская государственная академия культуры и искусств: год первый”, написанная нашим талант-ливым историком, доктором наук, профессором Л.М. Артамоновой. Скрупулезный сбор фактов по архивным источникам в сочетании с воспоминаниями тех, кто стоял у истоков вуза, вызывает удивительное ощущение сопричастности событиям тех дней 1971 года. Будем верить, что летопись будет продолжена. Пусть пока описан только год первый. Любое великое дело начинается с малого. Замечательно, что многие из первых преподавателей успешно работают и теперь. Это А.М. и З.С. Стороженко,   Н.М. Черникова, В.Т. Семенов, М.А. Карпушкин, В.М. Михайлов, А.И. Ломаев, К.П. Воронцова, Ю.Н. и А.Г. Лузановы, В.П. Максимов, достойные большой благодарности за верность академии. Их святой долг - написать воспоминания, которые надо сберечь для будущих поколений.

Основные этапы истории: с 1971 г. - начальный этап: обустройство помещений, прием преподавателей, набор студентов, создание двух факультетов - культурно-просветительного и библиотечного (ректор - В.О. Морозов). Второй этап (1975 г. - 1993 г. - ректор И.М. Кузьмин) - этап становления вуза, стабилизации деятельности, создания новых факультетов (музыкально-исполнительского и художественного творчества), кафедр, качественного роста преподавательского состава.

1993 год связан с коренными изменениями в общественной жизни страны. Он обозначил и новый, современный этап в развитии академии.

 

О настоящем

“Успех - наилучший в мире оратор”.

В.Д. Дегтев

Эти слова принадлежат писателю, к несчастью, рано ушедшему из жизни, который был не только большим художником слова, но и мыслителем. Их смысл сводится к тому, что не речи, а лишь успешные дела определяют значение событий, создают общественное мнение и репутацию.

Уверенно можно сказать, что сегодня наш вуз стал серьезным образовательно-научным и художественно-творческим центром в культурной жизни региона. Здесь учатся около 3 тысяч студентов, семья выпускников насчитывает свыше 16 тысяч человек. Многие из них заняли достойное место в жизни, возглавили творческие коллективы, получили ученые степени, почетные звания.

Сейчас в академии 7 факультетов: культурологии, социально-культурных технологий, художественного творчества, информационных и межкультурных коммуникаций, театральный, библиотечно-информационный, факультет дополнительного профессионального образования. Расширение сферы музыкального образования, рост числа студентов (520 человек) и педагогов (120 человек) послужили основанием для открытия в структуре вуза в январе 2006 года Института музыки (консерватории). Произошла трансформация существовавшего ранее музыкально-исполнительского факультета, который ведет обучение по так называемым консерваторским программам с 1990 года. Открытие Института музыки должно обозначить качественно новый уровень в музыкальном образовании.

Конечно, вуз стал другим, усложнялась его структура, открыты новые специальности: документоведение и документационное обеспечение управления, лингвистика, межкультурные коммуникации, прикладная информатика в социокультурной сфере, проектирование и организация туристской деятельности и другие.

Вырос квалификационный уровень педагогического состава: 65% преподавателей имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, ученые звания профессоров и доцентов, почетные звания заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников культуры. Среди них - проректоры О.Л. Бугрова, Е.С. Грузинов, А.М. Хабаров, деканы Е.В. Вохрышева,      Г.А. Кузичкина, А.А. Майоров, В.Н. Ращупкин, заведующие кафедрами Т.И. Ведерникова, Н.Г. Досковский, В.А. Дрожников,     Т.С. Зиновьева, Л.М. Артамонова, М.А. Карпушкин, А.М. Стороженко, Л.А. Терентьева, Л.Е. Чепелева.

Когда мастер-педагог встречается с талантливым студентом, достигается прекрасный результат. Студенты получают медали и дипломы на конкурсах научных работ, звания лауреатов и дипломантов на конкурсах и фестивалях разного уровня. Примерно 25-30 студентов получают такие звания ежегодно.

Творческие коллективы ведут активную концертную и художественно-просветительскую деятельность, оказывая благотворное влияние на формирование культурной среды региона. В течение учебного года они участвуют более чем в 400 концертах, в значительной мере благотворительных, выполняют творчес-кие заказы на проведение социально-культурных акций различного уровня. В городе и области достаточно известно имя Ю.М. Паршина, заведующего кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, который вместе со своими студентами радует земляков своим мастерством.

Выпускники академии востребованы в различных учреждениях культуры и других социальных институтах, работают как в нашей стране, так и за рубежом. Их можно встретить в каждом районе нашей области. Значительная часть трудится в профессиональных творческих коллективах: Самарском академическом театре оперы и балета, в драмтеатре и СамАрте, в филармониях. Многие преподают в высших, средних профессиональных и средних учебных заведениях.

Для нас очень важно, что усиливается влияние академии в регионе через организацию работы представительств в Пензе и Нижнем Новгороде. В этом году состоялся первый выпуск специалистов-менеджеров культуры для Пензы. Приятно было получить благодарственное письмо от Министра культуры Пензенской област-ной администрации В.В. Огарева.

 

 

О будущем

”Ни один ветер не будет попутным для корабля,

не знающего, куда ему плыть”.

Сенека

Перспективы развития академии связаны с тенденциями, которые уже обозначились в нашей деятельности. Прежде всего, планируется открытие новых специальностей (композиция, музыкальная звукорежиссура и другие). В ближайшее время театральный факультет преобразуется в Театральный институт в структуре академии. Усилится направление, связанное с подготовкой специалистов для профессиональной сферы искусства. Особое внимание будет уделяться повышению качества учебной, научной и воспитательной деятельности.

Взят курс на активизацию научно-исследовательской работы. Развитие науки в академии прежде всего предусматривает расширение числа направлений в аспирантуре (в этом году открыто направление “германские языки”), создание совета по защите докторских диссертаций, привлечение к научной деятельности молодых педагогов - представителей художественных специальностей, пуб-ликация крупных научных работ - монографий и учебных пособий. В академии стало традицией издавать каждые пять лет указатели трудов преподавателей.     В изданном к этому юбилею сборнике получили отражение почти 1,5 тысяч публикаций, при этом значительно выросло число работ, изданных с грифами Минобразования и учебно-методических объединений различного профиля.

Автор: Маргарита Вохрышева


Автор:Маргарита Вохрышева