- Новосемейкино: территория развития
- «КОТТЕДЖ» создаёт комфортное будущее
- «Самэнвиро»: инновации на страже природы
- «Пресс-Штамп»: время для инвестиций
- «ВиМакс»: соответствовать требованиям рынка
- Надёжная продовольственная база
- Продукт на каждый день
- Самарское Поволжье: территория контактов племён и народов
- Судьба «Триумфа». История одного дома
- От «футбольнетов» до «Крыльев Советов»
- Репинские встречи на волжских берегах
- Чайковский – Чулков – «Виват, Баян!», или Счастливая судьба гармоники
- «Мама Rаша»: в правильном направлении
- Вырастить сад
- Александр Копасовский: «Тольяттинская птицефабрика может удвоить производство»
- Мастер «сырных дел»
- В начале славного пути
- Форум удался на славу!
- Чистая победа
- Александр Лазарев: «Хлеб – тема вечная»
- Фермеры на страже продовольственной безопасности
- Секреты братьев Пшениных
- Главная цель – благополучие села
- Тихое очарование Данилкиных прудов
- Любить свою землю
- Александр Шаталов: «Я по натуре педагог»
- Чудеса на воде
- Генеральная репетиция прошла на высшем уровне
- Будущее нашего футбола
- Кубок Губернатора остался в Самарской области
Судьба «Триумфа». История одного дома
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2012 (сентябрь)
Рождение «Триумфа»
Улица Куйбышева, 86. Дом Тепляковых. До 1913 года это были два дома с адресами Дворянская улица, 100 и Дворянская улица, 102.
С 1807 года по первому адресу стоял деревянный одноэтажный дом. В 1863 году на этом месте самарский мещанин Иван Филипович Тепляков построил двухэтажный каменный дом по образцовому проекту (Дворянская, 100). Рядом (Дворянская, 102) стояла каменная лавка в один раствор и два окна. К 1884 году владелицей всего дворового места стала Марфа Васильевна Теплякова. Тепляковы владели этим дворовым местом до 1918 года. Сами жили в каменном флигеле во дворе, а дома по улице сдавали в аренду. В доме по Дворянской, 100 с 1892 года располагалась фотография Б.Г. Бика, с 1897 года – магазин изделий из камня, золота и серебра. В доме № 102 до 1897 года находился магазин шляп А.Х. Гублера, с 1897 года – табачный магазин московского Товарищества «Бостанжого». В 1902 году над каменной лавкой Тепляковы надстроили второй этаж.
В начале января 1908 года, в рождественские праздники, в доме Тепляковых открылся электротеатр «Метеор». Зрительный зал был с усовершенствованной вентиляцией. Затем «Метеора» сменил «Аполлон» («Мецлер и К»), а с конца 1910 года в здании располагался синематограф «Триумф» Романова и Чернова, впоследствии перешедший к Баркову. В этом году самарский владелец электротехнической мастерской Пётр Николаевич Поляков организовал просмотр документального фильма об автогонках на выносливость по маршруту «Санкт-Петербург – Рига – Санкт-Петербург», которые состоялись в 1909 году. Поляков принял в них участие, став первым самарским гонщиком. В гонках участвовало 23 автомобиля, до финиша дошло 2. Наш земляк пришёл вторым и был награждён серебряным кубком.
В сентябре 1910 года журнал «Сине-Фото» напечатал обзорную статью о работе нескольких синематографов: «Почти в середине улицы, в нескольких шагах друг от друга расположились «Модернъ» госп. Баркова, «Бомонд-Иллюзион» госп. Люриса и недавно открывшийся «Триумфъ», принадлежащий двум владельцам – гг. Романову и Чернову. «Триумфъ», возникший на развалинах покойного «Апполо», является самым вместительным в Самаре. Большой зрительный зал отделан в спокойном тоне электрик, очень широкий и имеет выходы в противоположные стороны. Экран оригинально белеет из глубины, благодаря особенной окраске рамки. Для музыкальных импровизаций «под картины» в «Триумфъ» приглашён пианист Ланге, для фойе – оркестр, который помещается на хорах». В помещении синематографа было два зала: нижний вмещал около 670 человек, верхний – около 90. В фойе могло быть до 300 человек ожидающей публики.
В начале XX века по проекту А.А. Волошина была произведена реконструкция (в стиле модерн) строений Тепляковых, в результате оба дома были объединены в один.
Триумф большевиков
9 апреля 1917 года в помещении кинотеатра «Триумф» прошла первая Самарская общегородская конференция большевиков. На ней присутствовало 64 делегата от Трубочного завода, Городского и Латышского районов и от редакции «Приволжская правда». Принят временный устав организации, избран губернский комитет партии в составе: Я.Я. Бауэр, А.П. Галактионов, Е.С. Коган, В.В. Куйбышев, А.Х. Митрофанов и делегаты на VII (Апрельскую) Всероссийскую конференцию РСДРП.
2 сентября 1917 года губком РСДРП(б) созвал в кинотеатре «Триумф» митинг. В принятой резолюции выдвигалось требование ареста вдохновителей корниловского мятежа и передачи власти в руки революционной демократии. 12 сентября 1917 года здание было национализировано и занято Советом рабочих и солдатских депутатов.
8 декабря 1918 года в этом здании состоялся 1-й общегородской митинг рабочей молодёжи. Выступая на митинге, комиссар и член Ревсовета 4-й Армии Восточного фронта Гавриил Давыдович Линдов, в частности, говорил: «Мы, старики, скоро уйдём со сцены. Мы оставляем вам проложенные рельсы. Ведите по ним паровоз вперёд. Вам будут мешать, захотят свалить ваш паровоз или испортить путь. Не допускайте этого и боритесь. И я верю, что если мы не увидим социализма, то вы будете жить в новом первом прекрасном здании всеобщего братства». На митинге была создана Самарская комсомольская организация. Первым председателем Самарского городского комитета комсомола стал Константин Филиппович Левитин. Именно с 8 декабря 1918 года ведёт своё официальное летоисчисление самарский комсомол. В память об этом событии 28 октября 1948 года на фасаде была установлена мраморная мемориальная доска.
Левитин Константин Филиппович (1895–1939) родился 19 мая 1895 года в пригороде Ростова-на-Дону Нахичевани. Когда ему был 10 лет, у него умер отец. Семья, в которой было пятеро детей, испытывала большую нужду. Косте удалось окончить только два класса школы. В 1907 году его отдали учеником в сапожную мастерскую, в 1909 году произвели в подмастерья.
Тяжёлые условия работы при 16–18-часовом рабочем дне заставили подростка уйти из мастерской и устроиться на ткацкую фабрику. Там он стал посещать социал-демократический кружок, поступил на вечерние курсы при техническом училище. В 1913 году Константин Левитин вступил в РСДРП, стал большевиком. В 1915 году его арестовывают и на 3 года высылают в Самару.
Прибыв в Самару, он сразу установил связь с местными большевиками. При подготовке в 1916 году к Поволжской конференции РСДРП, Левитин выезжал в Нижний Новгород. Там его арестовали и доставили в Самару. За самовольный выезд из Самары Левитина приговорили к 4 месяцам заключения. После отбытия заключения он был зачислен в солдаты. Бежав из запасного полка, уехал в Екатеринодар.
Весной 1918 года Левитин вернулся в Самару. Во время КОМУЧа находился в городе, вёл нелегальную работу. После восстановления советской власти ему поручили вести работу среди молодёжи. Он стоял во главе оргбюро по созданию в Самаре комсомольской организации.
С февраля 1919 года Левитин на работе в ЧК (Самара, Томск, Череповец). В 1928–1930 годах – председатель Самарского горсовета. В 1930 году его направили учиться в Москву. Окончив курсы марксизма-ленинизма, Константин Филиппович с 1932 года находился на руководящей государственной и хозяйственной работе. Его жизнь трагически оборвалась в 1939 году. По клеветническому обвинению он был арестован и расстрелян. Посмертно реабилитирован.
В начале зимы 1918-1919 годов в Самаре сложился дефицит топлива. Запас нефти и дров на городских складах был рассчитан не более чем на два месяца. Дело в том, что до революции российская промышленность получала большую часть угля из Донецкого бассейна, а нефть – с Кавказа. Во время гражданской войны эти районы большевиками не контролировались. Нефти и угля для заводов, фабрик, паровозов в российской республике не было.
7 февраля 1919 года Коммунальный отдел Самары объявил о прекращении подачи электрической энергии и нефтяного топлива на предприятия, не обслуживающие нужды Водоканала, среди которых оказались самарский трамвай и кинематограф.
В то время в помещении кинотеатра «Триумф» открылась театральная студия по подготовке инструкторов и артистов-любителей для народных театров. Но вскоре выяснилось, что без трамвая самарцы могут обходиться, а вот без кино – нет. Уже 8 марта после многочисленных ходатайств Горисполком постановил, что Коммунальный отдел должен «давать ток кинематографам в экстренных случаях на предмет демонстрирования картин революционного значения». В «Триумфе» вновь стали показывать кино.
Во времена НЭПа в этом же здании находилось Представительство по Самаро-Туркестанскому району Московского отделения Северо-Западного областного Фото-Кино-Управления «СевЗапКино». Оно осуществляло прокат картин как своего производства, так и других русских и заграничных фирм. Его картины в Самаре первым экраном шли в кинотеатрах «Триумф» и «Модерн».
В то время кино всё ещё было немым, и фильмы обычно сопровождали пианисты соответствующей их содержанию музыкой. В «Триумфе» фильмы иллюстрировал оркестр, которым руководил превосходный скрипач и дирижёр Юрий Борисович Оленин. Оркестр сидел перед экраном, прикрытые колпачком лампочки освещали ноты на пультах, на экране шёл фильм, и звучала близкая по настроению музыка.
А готовились музыкальные иллюстрации так. Сначала Оленин один просматривал фильм, отмечал по часам продолжительность того или иного эпизода и подбирал к ним музыку – фрагменты из различных произведений. Затем репетиции оркестра – и фильм. Шли фильмы обычно по полтора-два месяца. За это время готовилась новая программа. Оленин часто сам играл соло. Многие ходили в кино специально послушать музыку.
С утверждением в кинопрокате звукового кино роль музыкантов решительно изменилась. Теперь они уже не иллюстрировали фильм, подчиняя ему свою программу, а давали самостоятельные концерты для зрителей в фойе за 30-40 минут до начала очередного сеанса.
«Питерский десант»
В 1931 году помещение кинотеатра сменило свой профиль. Весной этого года трое молодых актёров Ленинградского академического театра драмы – В. Киселёв. Н. Симонов и Г. Соловьёв – подали заявление об уходе. Уйти из знаменитой Александринки? Но был повод – неудовлетворённость работой, театром… Нельзя сказать, что они были невостребованными в театре (Николай Симонов в это время сыграл Чацкого), но молодые актёры считали, что они могут сказать своё особое слово в искусстве. И поехали в Самару, на родину Симонова. Потом к ним присоединились и другие питерцы – А. Кистов, В. Меркурьев, А. Павлячёва, Ю. Толубеев.
Симонов Николай Константинович (1901–1973) – советский актёр, лауреат Сталинской премии, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.
Родился будущий артист 21 ноября (4 декабря) 1901 года в Самаре в семье управляющего мукомольной фирмы Константина Акимовича Симонова (из купцов) и его жены Антонины Ивановны (из мещан) в очаровательном особнячке на улице Садовой, 202. Однако в дальнейшем они проживали на Никольской улице (ныне Чапаевская, 51), занимая верхний этаж.
Здесь мальчик впервые вышел на «сцену» – простыней отгораживал угол комнаты и показывал модные тогда «живые картинки». Позже, став учеником первой мужской гимназии, Коля Симонов продолжает увлекаться театром, участвовать в гимназических постановках.
Окончив шесть классов гимназии, Симонов в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, стал заниматься в драмкружке в Доме учащегося юношества. Разгар Гражданской войны. В Самаре то белые, то красные! А Коля Симонов в любительском театре играет Шмагу в драме Островского «Без вины виноватые», читает монологи из «Фауста». Руководившая в 1918 году Самарским театром драмы Зинаида Славянова заметила талантливого юношу и пригласила 17-летнего Колю сыграть в её спектакле вместе с профессиональными актёрами. Он играет роль Саввы в одноимённой пьесе Леонида Андреева. Параллельно Николай серьёзно занимается живописью, так как у юноши проявился ещё и недюжинный талант художника. Это увлечение было настолько сильным, что, приехав в Петроград в 1921 году, он поступает в художественные мастерские при Академии художеств на факультет живописи (учился у О.Э. Браза, А.А. Рылова, К.С. Петрова-Водкина). Однако, несмотря на успехи в Академии художеств, Симонов предпочёл театр, о котором мечтал со школьных лет. В 1922 году он поступил в Петроградский институт сценических искусств (сразу на второй курс Л.С. Вивьена). Некоторое время оставался студентом сразу двух учебных заведений, но в 1923 году был отчислен из Академии по собственному желанию.
В 1924 году Симонов окончил институт и был приглашён в труппу Александринского театра. Проработав там семь лет, в 1931 году он покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 году Симонов вернулся в Александринский театр и больше уже не покидал его.
Самарский крайдрамтеатр в то время переживал период нестабильности. Один за другим приходили и уходили режиссёры, актёры тоже долго не задерживались на сцене. 24 марта 1931 года «Рабочая Самара», отметив ругательной рецензией очередную неудачу театра, сопроводила её редакционным комментарием, в котором писала: «От прорыва к прорыву, без плана, без системы, лихорадочно живёт крайдрамтеатр. Театр не знает, что он будет ставить завтра. Зритель не ходит». Но молодые энтузиасты решили, что краевой театр Самары должен стать одним из лучших театров страны.
А в это время в Самаре открылся первый в её истории оперный театр, разместить который предполагалось в театре-цирке «Олимп». Но прежде там необходимо было произвести реконструкцию внутреннего помещения. Справедливо посчитав, что таланту, творческому горению молодых ленинградцев и твёрдой их вере в то, что «со временем краевой театр станет одним из лучших в стране», малые размеры сцены кинотеатра не помеха, руководящие органы утвердили временный переход крайдрамтеатра в «Триумф» и передачу помещения крайдрамтеатра опере.
Это позже имена Николая Симонова, Василия Меркурьева, Юрия Толубеева и других молодых энтузиастов станут всенародно известны благодаря кинематографу, а тогда они были просто молодыми талантливыми актёрами, желающими создать свой театр. На этом особенно настаивал Симонов, сыгравший важную роль в становлении Самарской драмы.
В Самаре Симонов проявил себя как незаурядный организатор и педагог, режиссёр и художник. И, конечно, актёр. Вначале он занимал должность директора театра, а после приезда Кистова передал эти обязанности ему, оставшись художественным руководителем. По существу, три сезона (1931–1934 годы) Симонов стоял во главе театра, определяя его творческую жизнь. За три года он сыграл всего шесть ролей, основные из которых – Гнат Орда в «Деле чести» И. Микитченко, Лосенк в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моём друге» Н. Погодина, Михайлов в «Хлебе» В. Киршона. Как режиссёр он поставил «Смерть Пузахина» Н. Щедрина, «Суд» В. Киршона, «Привидения» Г. Ибсена, «Егора Булычёва» М. Горького. Среди лучших спектаклей театра в это время были «Доходное место», «Свадьба Кречинского», «Правда хорошо, а счастье лучше».
Особо отмеченным заслуживает быть спектакль по пьесе А. Афиногенова «Страх», которую выбрали для постановки Симонов и режиссёр Н. Холмогоров. Пьеса эта в то время вызывала острые дискуссии в печати. 4 февраля газета «Рабочая Самара» назвала спектакль «большим достижением», а 17 числа того же месяца опубликовала разносную рецензию Н. Быстрова и Н. Басова, свидетельствующую о том, что творческое кредо театра отвергается местными властями. Симонов подал заявление об уходе.
И тогда случилось неожиданное: московское начальство «поправило» самарское. 1 марта 1932 года «Правда» напечатала редакционную статью «Что такое театральная рецензия». Главная газета страны, не жалея сарказма, писала, что газета «Рабочая Самара» так отвечает на вопрос, поставленный в заголовке: «Рецензия – это когда критики подробно рассказывают о своих впечатлениях от просмотренных спектаклей, поучают авторов и постановщиков». Статья в «Правде» свою роль сыграла. Местные руководители на время оставили театр в покое, и Симонов остался.
Уже к концу второго сезона (настолько затянулась внутренняя переделка «под оперу» цирка-театра «Олимп») стало очевидно, что в Самаре вдохновенно творят едва ли не лучшие на периферии театры того времени – драматический и оперный!
Три сезона проработали в Самаре ленинградцы, прежде чем вернуться домой, и эти годы многое значили для театра. Он встал на ноги.
Театр первого экрана
Зимний сезон 1933–1934 годов оперный театр начал уже в «Олимпе». А драматический вернулся в своё здание, с отличной сценой и великолепной акустикой зрительного зала. А в здании теперь уже бывшего драмтеатра вновь открывается кинотеатр «Триумф».
В сороковых годах это был кинотеатр первого экрана. Фильмов тогда было мало и шли они подолгу. Тысячи, десятки тысяч куйбышевцев смотрели фильмы в этом доме. Слушали перед началом сеанса оркестр, певцов и певиц, назначали там свидания. Очереди в «Триумф» были огромными. Но это не имело значения, когда идут такие роскошные трофейные фильмы, как «Тарзан», «Мост Ватерлоо»… Или наши советские «Кубанские казаки», «Падение Берлина»…
28 октября 1948 года в связи с 30-летием ВЛКСМ принято решение Куйбышевского горисполкома о переименовании кинотеатра «Триумф» в кинотеатр им. Ленинского комсомола. 26 апреля 1957 года здесь состоялась демонстрация первого широкоэкранного кинофильма. В фойе между сеансами играл небольшой оркестр с солисткой и работал буфет. В 1960 году к фасаду кинотеатра были пристроены остеклённые витрины по проекту куйбышевского художника Б.М. Пемова.
Решением Куйбышевского облисполкома № 617 от 19 ноября 1966 года кинотеатр занесён в список памятников истории по городу Самара, находящихся на госохране.
Конец «Триумфа»
Но пришло время экономических реформ. И этот кинотеатр со столетней историей был уничтожен. В середине 90-х годов в здании был какой-то склад, потом чем-то торговали, а затем и вовсе всякая жизнь там прекратилась. Большинство самарцев предполагало, что помещения отремонтируют и там снова будет кинотеатр, что поступят с ним как с «Художественным», который превратился в Центр российской кинематографии. Но «Триумфу» не повезло… Нет теперь кинотеатра «Триумф», он прекратил своё существование, как и сотни других кинотеатров и клубов в нашей области.
В 2000–2002 годах помещения бывшего кинотеатра были превращены в экспресс-ресторан и магазин. В 2009 году Росимущество попыталось забрать здание. Однако арбитражный суд, куда обратилось Росимущество, в иске отказал, сославшись на то, что согласно договору, заключённому 20 лет назад, срок аренды истекает в 2016 году.
Арендатор провёл евроремонт, и фасад здания блестит современными панелями, хотя согласно закону о памятниках культурного наследия владелец таких объектов не имеет права изменять их вид без согласия собственника. Объект культурного наследия фактически разрушен. А приказом № 14 от 11.08.2009 года министра культуры Самарской области это подтверждено юридически: дом по улице Куйбышева, 86 исключён из реестра объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) регионального значения.
Автор: Славадий Севостьянов