Оглавление
3#2012
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Здоровье
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Поколение
Право
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Пленники Терпсихоры

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2012 (сентябрь)

В этом году Народный ансамбль танца «Самарка» отметил своё 75-летие. В Доме культуры «Современник» собрались представители всех поколений прославленного коллектива – от тех, кто начинал танцевать ещё в первом составе и до сегодняшних «маленьких лебедей», только-только делающих первые «па» в хореографическом искусстве. Большая семья «Самарки» встретила юбилей грандиозным гала-концертом, вместившим разные грани мастерства исполнителей, богатство традиций и направлений одного из знаковых коллективов Самарской губернии.

Танец «Волжанка», 1960-е годы

От истоков

Творческая история Народного ансамбля «Самарка» началась в 1937 году, когда Василий Николаевич Нестеров – танцор и педагог по призванию – организовал танцевально-акробатический кружок при Доме культуры завода имени Масленникова. И уже первый концерт, по случаю годовщины Октябрьской революции, продемонстрировал серьёзные перспективы новоиспечённого ансамбля.

Василий Нестеров от природы был наделён необыкновенным дарованием, в котором соединились творческие способности, талант руководителя и мудрость наставника. Он придавал огромное значение индивидуальности артиста, а техника русского танца была максимально приближена к исконному исполнению. Нестеров исколесил всю Самарскую область в поисках фольклорных традиций, встречался с местными плясунами, и увиденный материал воплощал в новых танцевальных композициях.

Василий Николаевич Нестеров

«Василий Николаевич создал репертуар, в котором сконцентрированы культурные коды Поволжского региона, – рассказывает нынешний художественный руководитель Народного ансамбля «Самарка», заслуженный работник культуры РФ Людмила Попкова. – Так появились похвистневская и смышляевская кадриль, «Утушка», «Распляс», танцы мордовских и чувашских поселений и многое другое. Ему нужны были типажи, характеры, индивидуальность.

Помню, на семинаре, проводимом хором имени Пятницкого, я и Владимир Ионов показали волжскую кадриль, в типичной нестеровской манере, с чечёткой и прибаутками. Наше исполнение вызвало бурную реакцию. Артисты сказали, что не видели ничего подобного и попросили провести мастер-класс. Дело в том, что излишняя выхолощенность, характерная для профессиональной манеры, зачастую лишает танец самобытности. А Василий Николаевич нашёл золотую середину, когда традиционная техника обогащалась исконной выразительностью».

Детская студия «Самарки», 1990-е годы

Новатор Нестеров был великолепным педагогом и подчас совершенно сознательно приглашал в ансамбль «трудных» подростков, чтобы наставить их на путь истинный. Ему это удавалось. Он вырастил прекрасных плясунов, которые стали украшением Волжского народного хора и других танцевальных коллективов страны. И, что характерно для дальновидного человека, присмотрел и вырастил себе преемницу.

Достойная смена

28 лет назад Людмила Яковлевна Попкова возглавила коллектив, став преданным продолжателем идей нестеровской школы и в прямом смысле хранительницей огромного культурного пласта Самарской губернии. Народный ансамбль танца «Самарка» вот уже 75 лет является визитной карточкой не только нашей области, но и всей России. Из зарубежных турне артисты практически всегда возвращаются с наградами, призами и дипломами. В 2011 году коллектив завоевал Гран-при международного конкурса в Болгарии.

На конкурсе в Болгарии

Люда Попкова пришла к Нестерову уже подготовленной танцовщицей, потому что с пяти лет занималась в детской хореографической студии, её первой учительницей была известная балерина Наталья Фёдоровна Строкова. Затем оттачивала мастерство у Валентины Андреевны Гоевой, а с 14 лет стала заниматься непосредственно в «Самарке». Нестеров сразу приметил одарённую девочку, целеустремлённую и влюблённую в танец настолько, что даже в перерывах между репетициями, её ножки продолжали отбивать «дроби» и «чечётку». Она стала его любимицей, «Люськой», «трудяшкой».

После окончания Куйбышевского института культуры, Людмила была приглашена на работу в Пензенское училище культуры, и только через 10 лет вернулась в родной город, с мужем и двумя дочками.

«Василий Николаевич, которому было уже за семьдесят лет, предложил мне возглавить коллектив», – вспоминает Людмила Попкова. – К тому времени Народный ансамбль танца «Самарка» гремел на всю страну, знатоки отмечали уникальный репертуар коллектива, яркую авторскую манеру исполнения, умение хореографа создавать особый рисунок танцевальных номеров. И конечно, стать руководителем после такого корифея, как Нестеров, было невероятно ответственно и даже рискованно».

Людмила Яковлевна Попкова, гастроли в Америке, 1996 год

На её плечи легла жизнь самодеятельного ансамбля в годы перестройки, когда страна «трещала по швам». Но коллектив был готов к тому, чтобы выдержать испытание временем. Надо знать характер Попковой – у неё в принципе не бывает панических настроений, а в сложных ситуациях она мобилизуется, как полководец. Контактная и открытая, она и тогда находила людей, понимавших ценность ресурса, которым обладает Народный ансамбль танца, и по возможности оказывавших поддержку самодеятельным артистам.

Связующая нить времён

Польша, Болгария, Германия, Америка – смотр резервов молодых российских талантов повсюду проходил на «ура». Иностранцы отмечали не просто технические возможности исполнителей, но и самое основное, без чего невозможно настоящее искусство – одухотворённость танца. Традиционные нестеровские пляски Людмила Попкова разбавила современной хореографической лексикой, и теперь репертуар «Самарки» пополнился актуальными танцами в стиле «модерн», хореографическими композициями, оригинальными танцевальными миниатюрами. В Америке Попковой предлагали работу по контракту, подчеркнув, что «Самарка» – один из редких коллективов – носителей исконной культуры. Она, не задумываясь, отказалась, потому что свою задачу видит несколько объёмнее, нежели просто научить танцевать.

Взрослая «Самарка»

По её убеждению, сейчас, когда в России происходит «исчерпание культуры», необходимо восстанавливать традиции культурного наследия, и прежде всего, воспитывая молодое поколение. «Поддержка хороших начал в детских душах – основа основ моей работы, – говорит Людмила Яковлевна. – Продолжать эту традицию Василия Николаевича Нестерова я считаю своим долгом. Помню, в 1996 году на наш юбилей приехал Махмуд Эсамбаев, и, посмотрев коллектив, удивился: «В такое время, когда кругом сигаретами торгуют, люди танцуют, и столько парней в ансамбле, что можно позавидовать». Я счастлива, что мои дети выдержали проверку временем, ни один из них не «оступился». Смею надеяться, что я не самый плохой учитель».

Художественный руководитель «Самарки» – человек удивительно скромный, не в её правилах заниматься «самопиаром» и выставлять свои заслуги. Но разве скроешь великолепных учеников, которые успешно работают в профессиональных коллективах страны, учатся в Москве, Санкт-Петербурге, открывают хореографические студии за границей. Например, Михаил Лобанов преподаёт в Италии, Наталья Филиппова – в Германии, а Дмитрий Сульков и Роман Ибрагимов продолжают традиции школы в танцевальном коллективе Волжского народного хора. Людмила Яковлевна уверена, пока есть преемственность поколений, аутентичная культура России будет жить и развиваться.

Юбилейный концерт «Самарки», 2012 год

Сейчас «Самарка» по праву считается базовой танцевальной школой, где работает хореографическая студия и детский театр, где разработана образовательная программа, учитывающая разновозрастную специфику детей. И судя по удивительно доброй атмосфере, которая царит в коллективе, можно сделать вывод о том, что счастливые мгновения детства, связанные с искусством, останутся у воспитанников на всю жизнь. А прошедший юбилей и для зрителей, и для непосредственных участников творческого процесса стал ярким праздником, утверждающим прекрасные начала в жизни.

Автор: Людмила Круглова


Автор:Людмила Круглова