Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Остров меж двух морей

Байкал 

Утолив постсоветский синдром железного занавеса и насладившись старушкой Европой, поймал себя на мысли, что в России дальше Уральского хребта нигде и никогда не бывал. Ну, да, Москва, Санкт-Петербург, Нижний и Великий Новгород, Казань и другие волжские города… Но ведь большая часть российской территории находится за Уралом, в Азии, и я, прожив полвека, ни разу там не был!

Бред, с этим что-то срочно надо делать. Сибирь и Дальний Восток стали неодолимо тянуть меня к себе. А ведь в Восточной Сибири есть такая мировая жемчужина, как Байкал.

В этом огромном озере содержится 20% мировых запасов пресной воды, глубины достигают более 1600 метров, а местные жители делят озеро на большое и малое моря и разные проливы.

Сюда устремлены взоры любопытных людей со всего мира, для них Байкал такая же далекая экзотика, как для нас река Амазонка или Австралия. Хотя для многих из нас, жителей европейской России, Байкал тоже не рядом.

Итак, вариантов переместиться в пространстве, не считая автомобиля, два: трое суток на поезде или двойной полет с промежуточной посадкой и высадкой в Новосибирске. Время – деньги, поэтому второй вариант значительно дороже. 12 тысяч рублей в эконом-классе старенького Ту-134, и через 7 часов ночного полета аэроплан заходит на посадку в одном из самых аварийно опасных аэродромов России – Иркутске. Самолет снижается прямо над центральной площадью Иркутска. Это не Курумоч; иркутский аэропорт находится на краю города, и доехать в центр можно даже на троллейбусе. Как у нас с завода Металлург, к примеру.

Иркутск самый близкий из крупных сибирских городов к великому озеру. Окраины города грязноваты, состоят в основном из деревянных построек позапрошлого века. Зато центр ухожен, а каменные дома в центре города, доставшиеся иркутянам в наследство от богатых сибирских купцов и золотопромышленников, радуют своей красотой, неповторимостью и затейливостью. Иркутск этим напоминает Самару. Есть и река – Ангара. Она достаточно широка, но на нашу Волгу похожа мало.

Течение очень быстрое, вода холодная, даже летом рядом с ней свежо. На контрасте с теплой погодой это весьма приятно, но здесь не поплаваешь, если ты, конечно, не морж и не олимпийский чемпион по плаванию. 

Рыбзавод

Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала. Она короткая, но мощная и непокорная. Ночью возле нее кишат комары и прочие кровососущие.

Однако, пора на Байкал. Самый короткий путь – на автомобиле или автобусе по неплохой дороге, и через час вы уже в поселке Листвянка на берегу Байкала в его юго-западной части.

Здесь очень хороший байкальский музей Академии наук, в котором можно увидеть в аквариумах не только рыб, но и знаменитых байкальских пресноводных тюленей–нерп. В последние годы появились дорогие отели и рестораны. Есть и недорогие ресторанчики, но их явно недостаточно, и попробовать знаменитого байкальского омуля и хариуса по разумным ценам не всегда представляется возможным. Бывают проблемы и с доставкой обратно в Иркутск, особенно в выходные дни. Сибиряки народ добрый, но не предприимчивый, как мне показалось, отсюда и возникающие проблемы с сервисом.

Утолив постсоветский синдром железного занавеса и насладившись старушкой Европой, поймал себя на мысли, что в России дальше Уральского хребта нигде и никогда не бывал. Ну, да, Москва, Санкт-Петербург, Нижний и Великий Новгород, Казань и другие волжские города… Но ведь большая часть российской территории находится за Уралом, в Азии, и я, прожив полвека, ни разу там не был!

Бред, с этим что-то срочно надо делать. Сибирь и Дальний Восток стали неодолимо тянуть меня к себе. А ведь в Восточной Сибири есть такая мировая жемчужина, как Байкал.

В этом огромном озере содержится 20% мировых запасов пресной воды, глубины достигают более 1600 метров, а местные жители делят озеро на большое и малое моря и разные проливы.

Сюда устремлены взоры любопытных людей со всего мира, для них Байкал такая же далекая экзотика, как для нас река Амазонка или Австралия. Хотя для многих из нас, жителей европейской России, Байкал тоже не рядом.

Итак, вариантов переместиться в пространстве, не считая автомобиля, два: трое суток на поезде или двойной полет с промежуточной посадкой и высадкой в Новосибирске. Время – деньги, поэтому второй вариант значительно дороже. 12 тысяч рублей в эконом-классе старенького Ту-134, и через 7 часов ночного полета аэроплан заходит на посадку в одном из самых аварийно опасных аэродромов России – Иркутске. Самолет снижается прямо над центральной площадью Иркутска. Это не Курумоч; иркутский аэропорт находится на краю города, и доехать в центр можно даже на троллейбусе. Как у нас с завода Металлург, к примеру.

Иркутск самый близкий из крупных сибирских городов к великому озеру. Окраины города грязноваты, состоят в основном из деревянных построек позапрошлого века. Зато центр ухожен, а каменные дома в центре города, доставшиеся иркутянам в наследство от богатых сибирских купцов и золотопромышленников, радуют своей красотой, неповторимостью и затейливостью. Иркутск этим напоминает Самару. Есть и река – Ангара. Она достаточно широка, но на нашу Волгу похожа мало.

Течение очень быстрое, вода холодная, даже летом рядом с ней свежо. На контрасте с теплой погодой это весьма приятно, но здесь не поплаваешь, если ты, конечно, не морж и не олимпийский чемпион по плаванию.

Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала. Она короткая, но мощная и непокорная. Ночью возле нее кишат комары и прочие кровососущие.

Однако, пора на Байкал. Самый короткий путь – на автомобиле или автобусе по неплохой дороге, и через час вы уже в поселке Листвянка на берегу Байкала в его юго-западной части.

Здесь очень хороший байкальский музей Академии наук, в котором можно увидеть в аквариумах не только рыб, но и знаменитых байкальских пресноводных тюленей–нерп. В последние годы появились дорогие отели и рестораны. Есть и недорогие ресторанчики, но их явно недостаточно, и попробовать знаменитого байкальского омуля и хариуса по разумным ценам не всегда представляется возможным. Бывают проблемы и с доставкой обратно в Иркутск, особенно в выходные дни. Сибиряки народ добрый, но не предприимчивый, как мне показалось, отсюда и возникающие проблемы с сервисом. 

Иркутск

Листвянка – это, конечно, хорошо, но настоящий Байкал, его сердце располагается в районе самого большого байкальского острова Ольхон.

Здесь исторический и географический центр Байкала. Обитаемый остров длиною около 72 км и шириною 15 км делит озеро на Малое и Большое моря. Коренные жители Ольхона буряты, их на острове около полутора тысяч, в основном в центральном поселке Хужир. Интересно, что за порядком на Ольхоне присматривает всего один участковый, эдакий островной Анискин. Добраться до острова можно из Иркутска по воде на морской «Комете» или автобусом в комбинации с паромной переправой.

Буряты исповедуют буддизм, отсюда и соответствующие ритуалы. Бариса – место, где совершаются приношения духам, и сэргэ – деревянные или каменные столбы с цветными ленточками – заала и монетами-приношениями, встречаются довольно часто. Чего здесь больше – веры или игры на радость туристам, судить не берусь – с наскока не поймешь.

В 2005 году на маленьком островке Огой рядом с Ольхоном установлена Буддистская ступа (ступа в переводе с санскрита вершина); согласно буддийской космологии она символизирует собой мировую гору Меру, через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо, связывающая человечество с божественными мирами.

Ольхон место не простое и очень живописное. В последние годы здесь можно услышать все основные языки мира. Байкал манит людей со всех концов планеты, ну а нам, россиянам, побывать в этом уникальном месте сам Бог велел.

Автор: Юрий Стрелец


Автор:Юрий Стрелец