Оглавление
2#2015
Оглавление
Губерния сегодня
Звезда
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Туризм в Самарской области
Эколидер
Экология
Юбилей
Сохраняя село – сохраним Россию!

Наедине с виртуозом

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2015 (июль)

Многократный обладатель самой престижной в мире музыкальной премии «Грэмми» мультиинструменталист Билл Эванс на сегодняшний день выпустил более 30 альбомов. В том числе два десятка сольных. В качестве лидера собственных групп и вместе со звёздами первой величины объездил с гастролями весь мир. В России впервые побывал в октябре 2009 года, выступив на международном фестивале «Jazz in Jeans». Весной нынешнего года дал единственный концерт на «намоленной» сцене самарской филармонии. А ещё мистер Эванс нашёл время для эксклюзивного интервью нашему журналу.

музыкант мультиинструменталист

Эксперименты

Родился наш сегодняшний гость 9 февраля 1958 года в штате Иллинойс, в городке Клендон-Хиллс. Самым первым инструментом в «послужном списке» Билла было фортепиано. Однако очень скоро, но всё ещё обучаясь в школе, он переключился на саксофон. Годик позанимавшись им в Северотехасском университете, в 1978 году Эванс поступает в престижный музыкальный колледж Уильяма Паттерсона в Нью-Джерси. Но поистине судьбоносную роль сыграло обучение у знаменитого саксофониста и педагога Дэйва Либмена. Ведь именно по его рекомендации совсем ещё молодой музыкант и был приглашен в звёздный ансамбль легендарного Майлза Дэвиса.

Джазовый корифей прислушался к советам своего бывшего коллеги и абсолютно не прогадал. В 1980 году 22-летний Билл Эванс влился в его возрождённую группу. Да ещё как влился. В команде гения ему была уготована в полном смысле слова ключевая роль, и он сразу же стал правой рукой Дэвиса. Вместе они записали несколько превосходных альбомов, в том числе The man with the horn (1981), Star people (1983) и Decoy (1984). А блистательный диск 1982 года под названием We want Miles («Нам нужен Майлз») вообще удостоился престижной премии «Грэмми». Скупой на похвалы джазовый гигант Майлз Дэвис сказал как-то об Эвансе: «Это один из величайших музыкантов, которых я когда-либо встречал!»

В 1984 году – ещё один мощный рывок. Билла Эванса приглашают к гениальному Джону МакЛафлину в его знаменитый коллектив «Махавишну Оркестра». С ними он очень много гастролировал и солировал на двух альбомах: Mahavishnu (1984) и Adventures in Radioland (1986).

После чего, уже поднабравшись опыта и ощутив уверенность в собственных силах, молодой виртуоз отправляется в свободное плавание, с головой окунувшись в море экспериментов. И с чем он только не экспериментировал: с джазом, роком и джаз-роком, рэгги и фанком, хип-хопом и блюграссом... Да и с кем он только не выступал и не записывал эти свои эксперименты. Начинал он со знаменитой группой «Elements» и «All-stars-project». И даже с бывшим гитаристом культовой группы «The police» Энди Саммерсом. Сегодня он импровизировал в качестве приглашённой звезды на концерте величайшей американской рок-группы XX века «The Allman Brothers Band», а уже назавтра мог отправиться в европейское турне с замечательным джазменом Рэнди Бреккером.

А в 1987 году его пригласил «великий и ужасный» фронтмен британской супергруппы «The rolling stones». Мик Джаггер лично привлек Билла Эванса к записи своего сольного альбома Primitive cool. Надо сказать, что виртуозные саксофонные соло весьма заметно украсили эту добротную работу. Также Эванс солировал у гениального мастера современного джаза Ли Ритенура на его альбомах Alive in L. A. (1997) и This is love (1998). А с не менее известным Дэйвом Грузином записал грандиозную джазовую версию бессмертной «Вестсайдской истории» композитора Леонарда Бернстайна (1998). Со знаменитым соул-джазовым музыкантом Лесом МакКэнна Эванс записывает превосходный диск Soul insider (2001), который был номинирован на «Грэмми».

Грандиозный международный успех вскоре закрепляется альбомом Big fun (2003), созданным вместе с легендарным исполнителем музыки кантри Вилли Нельсоном. Все бесчисленные эксперименты Билла Эванса демонстрировали, как легко и виртуозно «модулирует» он от сцены к сцене, из одного жанра в другой. Недаром же его прозвали «человеком Ренессанса в XXI веке».

музыкант мультиинструменталист

Бэнд-лидер

В качестве сольного музыканта саксофонист Билл Эванс дебютировал в 1984 году. Именно тогда вышел первый его альбом с весьма символичным названием «Живя на гребне волны». Год спустя состоялся релиз его второго сольника «Альтернативный человек». В этом опять заключалась ирония, ведь к началу девяностых Эванс оказался практически первым серьёзным музыкантом, совместившим хип-хоп и джаз. Эти тогдашние сольные эксперименты также зафиксированы на его дисках Push (1993), Live in Europe (1994) и Escape (1995).

«К тому времени мне повезло обучиться очень многим вещам, – признаётся Билл Эванс. – Будучи ещё совсем молодым, у великого Майлза Дэвиса я учился тому, как в команде играть «живым звуком». Весьма немало дал мне опыт гастрольных поездок с гениальным клавишником Хэрби Хэнкоком. Несколько лет довелось поработать у Джона МакЛафлина в «Махавишну Оркестра». Короче говоря, в те годы я учился у великих работать в их великих командах. Ну а последние 25 лет я и сам учусь быть бэнд-лидером».

Отхлебнув минералки, маэстро продолжает: «С собственным коллективом я начал выступать в 1990 году. И буквально каждая группа, в которой я был лидером, имела свои индивидуальные особенности: инструментальные, вокальные и другие. Удалось освоить самые разнообразные жанры, формы и стили. На мой взгляд, музыка не имеет границ, она не может существовать в рамках одного жанра или стиля. Каждый музыкант в моей группе – всегда универсал, способный моментально переключаться с одного стиля на любой другой. «Soulgrass» вобрала в себя всё то, что я люблю».

Эта группа Билла Эванса возникла в 2005 году на стыке блюграсса, джаза и рока. В том же году вышел и их дебютный альбом под незатейливым названием... Soulgrass, который был безоговорочно удостоен номинации на премию «Грэмми». Помимо «стандартных» джазовых инструментов на диске звучат банджо, губная гармошка, скрипка и даже мандолина. Тогда же в одном из многочисленных интервью Эванс заметил, что идея слить воедино джаз и блюграсс родилась у него ещё в годы работы с великим Майлзом Дэвисом. В 2008 году состоялся релиз очередного альбома Билла Эванса «Другая сторона Чего-то». И не впервые название оказалось со смыслом. Дело в том, что маэстро здесь не только как всегда виртуозно сыграл на всех разновидностях саксофона, но и впервые продемонстрировал всему миру свои вокальные данные.

Задаю Биллу провокационный вопрос. От чего он получает наибольшее удовольствие и максимальный драйв: от участия в чьих-либо проектах в качестве одного из сессионных музыкантов или от своей нелёгкой миссии бэнд-лидера? «Когда играешь с кем-либо в чужой команде, ни о чем не надо думать, – с усмешкой отвечает Эванс. – Главное – хорошо сыграть, хотя и это тоже прекрасно. Но если ты руководитель коллектива, ты – «номер один». Ты – бэнд-лидер! И поэтому изволь думать обо всём. И обо всех!»

музыкант мультиинструменталист

Наедине

«Грешен! У меня очень маленькая концентрация внимания на том, что касается моей музыки, – признаётся Билл. – Что я имею в виду? А то, что примерно каждые пять лет в моей музыке обязательно что-то меняется. Например, сейчас занимаюсь тем, что соединяю вместе очень разные инструменты, такие, как банджо, скрипка и так далее. К этому добавляется всё больше и больше вокала. И это помогает нам выражаться в самых разных музыкальных направлениях...»

«Собственно говоря, джаз и создан был в результате соединения самых разнообразных звучаний и стилей, – продолжает Эванс. – Моё личное определение джаза – это все разные, разнообразные музыкальные стили и направления, но взятые вместе. Ведь люди тоже любят разную музыку. И мне нравится играть для них самую разную музыку. Лично для меня сердце джаза – это прежде всего импровизация. И чем лучше вы можете играть джаз, тем лучше вы сможете сыграть самую разнообразную музыку. А чтобы импровизировать, есть такой «инструмент», как мелодия. Для меня крайне важно, чтобы молодой музыкант начал бы с того, что первым делом научился играть аккорды, мелодию, би-боп. Ну а потом, если повезёт, приходит и всё остальное...»

Тут неожиданно я решаюсь на каверзу и задаю Биллу Эвансу следующий вопрос: «Скажите честно, от чего вы сегодня всё же получаете наибольшее наслаждение: от своих новых вокальных опытов или же, как и раньше, от игры на многочисленных саксофонах?»

«Начну с того, что пение для меня – это всего лишь ещё одна форма экспрессии и самовыражения, – отвечает Билл. – Я научился петь только несколько лет назад и продолжаю исправно этому учиться. Так что я всё ещё совершенствуюсь в этом непростом деле. Однако всё же саксофон для меня роднее и привычнее, ведь уже столько лет мы вместе. Практически всю мою жизнь. Как вы наверняка заметили, также я играю некоторые партии на клавишных. А вдобавок люблю окружать себя великими певцами. Потрясающе поёт Джош Дион, который довольно долго со мной работал. Ещё один замечательный певец, а к тому же и грандиозный гитарист – это Мурали Кориэлл, который участвует с нами в нынешнем туре. И я просто обожаю наблюдать за певцами на сцене. А самое лучшее место в зале, чтобы ежедневно учиться пению – это как раз место на сцене рядом с ними.

музыкант мультиинструменталист

...Наверное, вокал и пение – это то, что в наибольшей степени и мгновенно трогает души людей. Человеческий голос – вот что лучше всего воспринимает человек, что легче всего до него доходит. Поэтому даже неважно, на каком языке вы поёте. Всё равно голос – это самый эффективный и действенный инструмент.

И вот во всех залах мира вижу, что люди улыбаются, слушая, как мы поём. При этом у меня такое ощущение, будто они нам подпевают, пропевая те мелодии, которые для них исполняются. И это совершенно удивительно, ведь наверняка в некоторых странах лишь очень немногие слушатели достаточно хорошо знают английский язык. Кроме того в каждом зале, на каждом концерте у нас есть всего-навсего два часа времени, чтобы добиться нужного эффекта. А именно: донести наше послание, нашу музыку до каждого зрителя. Но ведь два часа – это так мало...»

Спрашиваю маэстро, что в творческом плане даёт ему периодическое сотрудничество с мировыми рок-звёздами, например с Миком Джаггером. «Это великолепный способ посмотреть на многие вещи абсолютно по-новому, – признаётся Билл. – Что касается Джаггера, то это прекрасный автор песен, потрясающий музыкант и величайший в мире шоумен. Он меня всегда просто поражает. Кроме того, обычно известные рок-музыканты – отличные мастера в своём жанре, а мы в свою очередь способны сыграть всё что угодно. Любой степени сложности. Поэтому зачастую они приглашают нас на те или иные собственные проекты даже с большим удовольствием, чем других коллег из рок-н-ролльного цеха».

В нынешний российский тур вместе с Эвансом прибыли два музыканта, изначально игравшие в его группе «Soul grass band»: Митч Стейн (гитара, вокал) и Дейв Андерсон (бас-гитара). Именно с ними он записал дважды номинированный на «Грэмми» блистательный альбом «Стрекоза» (2011).

И чуть подробнее о двух других его партнёрах. Прежде всего, это уже упоминавшийся выше молодой блюзовый певец и гитарист Мурали Кориэлл. Сын гитарной легенды Ларри Кориэлла, он и сам успел кое-чего добиться. Например, буквально в прошлом году был номинирован на наиболее престижную международную блюзовую премию Blues Music Award – 2014. Ну а ударник Джоэл Розенблат – это вообще один из лучших в мире сессионных барабанщиков последнего двадцатилетия. В прошлом играл в легендарных группах «Spyro gyra» и «The blues brothers». В настоящее время умудряется совмещать сотрудничество с Билом Эвансом и членство в культовой джаз-роковой группе «Blood, Sweat & Tears».

Не могу не полюбопытствовать: каким образом один из самых влиятельных музыкантов мира, дающий ежегодно более ста концертов, предпочитает перемещаться между странами?

«Очень не люблю летать, – признаётся Билл. – Потому не люблю и аэропорты. Однако, если выбирать, то мне нравится аэропорт датского Копенгагена. Но, как сами понимаете, летать всё-таки приходится. Причем довольно часто. В самолёте развлекаю себя прослушиванием музыки и чтением журналов. А ещё пью воду и грызу орешки. Самый невыносимо длинный перелёт был у меня из Нью-Йорка в австралийский Сидней. Целых 22 часа!!! Представляете, сколько орешков я нагрыз? Словно стая белок!»

наедине с виртуозом

И напоследок прошу сказать несколько слов о нашей стране. «На самом деле мною написано много музыкального материала по следам поездок по России. Мы почувствовали такой подъём после предыдущих гастролей по России, столько положительных эмоций это нам подарило, что очень захотелось всё это воплотить в виде отдельного альбома. Вот в 2014 году я и выпустил новый диск Live in Moscow. У вас изумительная публика, довольно тонко чувствующая и весьма гостеприимная. Также мы здесь общаемся с вашими прекрасными музыкантами, с которыми у нас бывает возможность поиграть. Вообще среди музыкантов из разных стран есть своеобразное чувство братства. Существует общее начало, которое всех нас объединяет. Во время нынешнего российского тура снимается документальный фильм, предназначенный для американской аудитории. Мы хотим очень позитивно рассказать о России».

Благодарю Билла Эванса за столь искреннюю беседу, на что он в ответ: «Спасибо за то, что пришли!» Вот что значит истинный джентльмен! Джентльмен с саксофоном...

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов