Оглавление
4#2016
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Инновации
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Творчество

Лестница роста

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2016 (декабрь)

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно заниматься тем, что даётся легче всего. Но делать это изо всех сил» (Гёте).

Художник-педагог

Художник-педагог

Башкиров Владимир Иванович, художник-педагог, родился в Куйбышеве. Первый опыт рисования приобрёл в единственной тогда художественной школе на улице Буянова. Профессионально изобразительному искусству начал обучаться в Пензенском художественном училище. Позже перевёлся в художественное училище города Куйбышева и окончил его с квалификацией «преподаватель рисования и черчения».

К педагогической деятельности приступил по добровольному распределению в Жигулёвск, где в команде друзей, таких же выпускников училища, открывал первую в городе художественную школу, в которой проработал несколько лет и получил бесценный опыт командной работы в условиях свободы. Вернувшись в Самару, преподавал в Детской картинной галерее, различных школах искусств. Основным местом работы для Владимира Ивановича стала Самарская художественная школа №2, в которой он преподаёт с 1992 года, а с 2001 года – возглавляет.

Полностью посвятив себя развитию художественных талантов у детей, а затем взяв шефство над школой в целом, он не уделял достаточного внимания собственной живописи. Ни сил, ни времени на это не хватало. Однако желание писать не пропадало, и вместе с копившимся практическим опытом и непрерывно пополняемыми теоретическими знаниями он терпеливо ждал своего часа, чтобы реализоваться и в персональном творчестве. К тому же впечатления от общения с профессиональными художниками, совместная работа и прямые контакты с выдающимися мастерами всё больше заражали идеей работать над собой, развивая собственную технику, раскрывая собственный потенциал высказаться самому.

И вот, когда основное детище – любимая школа – вышла на уровень одной из лучших в России, а коллектив и профессиональные наработки позволили поддерживать этот высокий уровень, Владимир Иванович наконец смог уделить внимание личному творчеству. Хотя, как он сам признаётся, с тех пор, как начал вплотную заниматься живописью, многое преобразилось и в школе.

Пленэры

«Помню, в 2005 году на пленэре в Пензе, куда я вывозил одарённых детей, отобранных министерством культуры Самарской области, мне посчастливилось встретиться и впервые поработать с заслуженным художником России – Германом Карповым.

Я тогда понял, что живая встреча с мастером влияет на творчество гораздо сильнее любого урока или учебного пособия. Ему даже необязательно что-то комментировать; когда ты пишешь, его присутствие чувствуется и волшебным образом отражается на твоей картине. С тех пор я инициировал большое количество встреч художников с детьми, приглашал их с выставками в школу, вывозил совместно с Союзом художников на пленэры. На этих выездах я тоже писал, и именно живопись с натуры стала основной техникой моих картин».

Большая часть работ Владимира Башкирова написана во время отпусков, выходных, творческих командировок, поездок, причём не только по России, но и за рубежом. В этом году Департамент культуры, туризма и молодёжной политики Администрации городского округа Самара доверил художнику миссию по укреплению дружеских отношений с Болгарией. На ставшем традиционным выездном пленэре в городе-побратиме Стара-Загоре Владимир Башкиров познакомился с теми, кто так же тепло принимал его предшественников в 60-70-е годы. Поэтому с «Дружбы-2016» он привёз не только новые впечатления, яркие картины, но и приветы тому поколению людей, которые эту дружбу строили и на работы которых сейчас ориентируются десятки современных художников. «Я очень переживаю, что, будучи в большей степени преподавателем, так поздно окунулся в эту среду и не успел вступить в прямой контакт со многими из наших мэтров, не успел с ними лично пообщаться, перенять прямой опыт прошлого поколения, ведь кого-то уже просто нет в живых».

Художник Башкиров Владимир Иванович

Художники VS Педагоги

С вхождением в профессиональное сообщество Владимир Иванович всё сильнее начал видеть разницу между людьми, посвятившими свою жизнь искусству, и художниками, совмещающими творчество с другой деятельностью. «Честно говоря, свободные художники смотрят на педагогов несколько свысока. Поэтому, оказавшись в среде профессионалов, я, в том числе, преследовал цель сократить эту дистанцию, уменьшить разрыв между участниками образовательного процесса: учениками, преподавателями и профессиональным сообществом. Расширяя круг знакомств, я имел возможность показывать детям совершенно разных художников, разные техники и принципы их работы – новые, непривычные, ломающие стереотипы. Это очень полезно и для преподавателей, которые в пространстве школы считают творчество детей порой гениальным. Но стоит повесить картину по-настоящему талантливого, состоявшегося художника, всё сразу встаёт на свои места – приходит понимание, что достижения учеников – лишь позитивный этап, и есть куда расти и двигаться дальше».

Правильный пример

«Есть в школе работы и бывших выпускников, причём мы храним то, что они написали, когда учились в школе, что приносили из училищ, институтов. Я всегда призываю выпускников возвращаться, дружить, рассказывать об успехах. Мы устраиваем выставки их работ, собираем коллекции. Поэтому имеем возможность проследить все этапы становления художников, выстроить лестницу роста. Очень полезно показывать детям этот рост. К слову, академическое образование – одно из самых сложных, оно требует усердия и воли. Если не имеешь представления, куда стремиться, можно потерять интерес, мотивацию к труду. И мы на примерах реальных людей показываем результат скрупулёзного обучения. И это не «далёкие» художники эпохи Возрождения, а ведущие художники Самарской области.

И конечно, мы учим детей не только творить, но и воспринимать искусство, быть ценителями и активными зрителями. В современное время сознание молодёжи сильно забито различного рода информацией, и чтобы в них проникло что-то из области тонкого, нужно проводить серьёзную целенаправленную работу».

Художник Башкиров Владимир Иванович

Награды

Эта целенаправленная работа ведётся высококлассными преподавателями, о чём свидетельствуют многочисленные достижения детей, а также высокий процент поступлений выпускников в художественные училища и высшие учебные заведения на художественно-графические и архитектурно-дизайнерские факультеты. Три преподавателя школы в разное время становились победителями Общероссийского конкурса в номинации «Лучший преподаватель детской школы искусств».

В 2015 году школа стала победителем в конкурсе «50 лучших школ искусств России» по линии культуры. Руководитель школы Башкиров Владимир Иванович в 2013 году удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», член СРО ВТОО «Союз художников России». На сегодняшний день на счету Владимира Ивановича помимо совместных выставок, проводимых Союзом художников, одиннадцать персональных выставок. Также работы участвуют в межрегиональных и всероссийских художественных выставках-конкурсах.

«Когда меня пригласили получать награду «заслуженного», вспомнил, что я не первый в семье: мой отец тоже был удостоен звания «заслуженный», и когда полез в архив, чтобы найти документ, был шокирован, что получали мы её в один и тот же день, только с разницей в три десятка лет, а подпись Председателя Президиума Верховного Совета СССР на его документе и подпись Президента России на моём стояла с разницей в один день. Я, правда, не по его стопам пошёл. И когда оказался в момент вручения награды на сцене Самарской филармонии, зная, что в зале присутствуют люди, работающие в своё время вместе с отцом, рассказал анекдотическую историю, как папа переживал за мой выбор. Он – заслуженный строитель, занятый сооружением военных и гражданских объектов, в подчинении которого всегда работало огромное количество людей, надеялся, что и я выберу серьёзную профессию. И когда он спросил, кем же я буду, я ответил – буду учить детей рисовать... Сказать, что он расстроился – это ничего не сказать! Не помню, чем тогда закончился тот разговор, но сейчас, в свое оправдание, могу привести слова Гёте: в жизни нужно заниматься тем, что даётся легче всего, но делать это изо всех сил».