Оглавление
4#2016
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Инновации
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Творчество

Литературное краеведение Татьяны Образковой

— Кинель-Черкасский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2016 (декабрь)

Школа с традициями

Образовательный центр села Тимашево Кинель-Черкасского района, отмечающий в этом году своё 150-летие, – школа с большими литературными и краеведческими традициями. Ну где ещё есть Цветаевский костёр – вечер поэзии на живописном берегу речки Большой Кинель, в котором участвуют не только школьники, но и жители села, барды и артисты из Самары? Или Пушкинский бал, где кружатся в вальсе персонажи великого поэта – Евгений Онегин, Барышня-крестьянка?..

Тем более интересно было узнать, что имя Александра Сергеевича Пушкина связано с кинель-черкасской землей почти напрямую – через основателей села, дворян Тимашевых. Об этом написала в своих краеведческих книгах и статьях учительница литературы Тимашевской школы, почётный работник общего образования РФ Татьяна Александровна Образкова.

Образовательный центр села Тимашево Кинель-Черкасского района

Королева «Купели»

Литературно-публицистические сборники «Платье из ситца» и «Жила-была бабушка Тоня...» сложно отнести к какому-либо одному жанру. Есть в них и стихи, и поэмы, и документальная повесть о детстве, и художественно-критические эссе, посвящённые литературным произведениям классиков и современных авторов, и воспоминания о выдающихся тимашевцах, и небольшие, но яркие рассказики и зарисовки из жизни односельчан, соседей... Сценарии школьных праздников и литературных вечеров и облечённые в художественную форму исторические очерки – по-научному насыщенные информацией, но захватывающие, как детектив, – подкупающе-искренней интонацией, свежим взглядом увлечённого человека.

На обложке одной из книг – ромашковое поле, на другой – васильковое. На третьей, обещает Татьяна Александровна, будут красные маки: как дань первой родине – Узбекистану. Там, в Андижанской области, она родилась, выучилась, работала, в 1987 году была избрана делегатом VII съезда учителей Узбекистана. В Самарскую область переехала в 1991 году – тогда многим русскоязычным пришлось буквально бежать из бывших советских республик, спасаясь от войны и преследований.

Здесь, в Тимашевской школе, в музее, тогда работал Иван Александрович Романов, автор книги об истории Тимашева. Он и заразил её своей любовью к краеведению, и ей потом пришлось дорабатывать, готовить к печати его вторую книгу, которую в силу преклонного возраста он закончить уже не успел. А потом обнаружила, что у неё набралось много и своих наработок – архивных заметок, зарисовок, статей, публикаций в районной газете, – и решилась собрать их в один сборник со своими стихотворениями и рассказами. А в 2013 году послала свои работы на международный литературный конкурс «Купель». И стала там победителем в целых четырёх номинациях – за что основатель конкурса, современный писатель Александр Костюнин присвоил ей титул «Королева «Купели».

Пушкин и Тимашевы

Говоря о дружеской и даже родственной связи «солнца русской поэзии» с дворянами Тимашевыми, Татьяна Александровна уточняет, что речь идёт не о здешних Тимашевых, а о владельцах имений Тимашево и Ташла Оренбургской губернии. Хотя владелец самарского имения Михаил Лаврентьевич и оренбургский Тимашев – Иван Лаврентьевич – были родными братьями. Из них наиболее известен Иван Тимашев – крупный землевладелец и государственный деятель, директор Оренбургской пограничной таможни, а впоследствии – директор правления горных заводов Южного Урала, первый предводитель дворянства Уфимской губернии.

Литературное краеведение Татьяны Образковой

Именно он активно участвовал в подавлении пугачёвского восстания, а во время осады Оренбурга, как пишет Пушкин в «Истории Пугачёва», предложил поставить вдоль крепостного вала капканы против повстанцев. А его внук, Егор Николаевич, генерал-майор, отказной атаман Оренбургского казачьего войска, участник Отечественной войны 1812 года, был женат на Екатерине Загряжской – талантливой поэтессе и двоюродной сестре Натальи Гончаровой, жены Александра Сергеевича Пушкина.

Писатель и составитель знаменитого толкового словаря Владимир Даль пишет, что в сентябре 1833 года они с Пушкиным, путешествовавшим тогда в поисках сведений об истории пугачёвского восстания, «совершили увеселительную поездку на охоту» в оренбургское имение Тимашевых. И, как отмечает в одной из своих книг Татьяна Образкова: «Странным было бы предположить, что Пушкин, предпринявший поездку в Оренбургский край с целью сбора материалов по пугачёвскому бунту, оказался в доме очевидца событий и не воспользовался... рассказом Егора Николаевича Тимашева об участии его деда в обороне Оренбурга и подавлении пугачёвского восстания. Такого просто не могло быть».

Подтверждения тому, что этот рассказ имел место, Татьяна Александровна находит и в пушкинских текстах – «Истории пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке». Даже домашний уклад, супружеские отношения двух семейств – Гринёвых и Мироновых – по её мнению, словно списаны с отношений Ивана Лаврентьевича и Прасковьи Даниловны Тимашевых, в чьём доме всегда царила атмосфера почитания, добродушия, благожелательности, радушия к гостям. Сохранившиеся в архивах письма Ивана Лаврентьевича к сыну Николаю напоминают письма отца к Петруше Гринёву, да и сами факты биографии Николая Ивановича, вписанного в Семёновский полк, когда ему не было и пяти лет, и участвовавшего в военных действиях против пугачёвцев в восемнадцатилетнем возрасте, также перекликаются с реалиями жизни пушкинского героя. Беглым крепостным Тимашевых был, по некоторым утверждениям, и легендарный пугачёвский сподвижник Хлопуша – Афанасий Соколов.

Литературное краеведение Татьяны Образковой

Прототипы или нет?

Но можно ли утверждать, что именно члены семьи Тимашевых стали прототипами пушкинских героев?

– У Пушкина прямых прототипов нет, – поясняет Татьяна Александровна. – Но он, несомненно, использовал в своих произведениях наблюдения, впечатления от этой поездки, от встреч с людьми. Можно найти параллели между помещиком Троекуровым – героем романа «Дубровский» – и Егором Тимашевым: тот тоже держал большую псарню, где разводил борзых собак, и отличался своенравным, властным характером.

К тому же роман «Дубровский» написан в 1833 году – в год посещения поэтом имения Егора Николаевича...

А что же Михаил Лаврентьевич Тимашев, владелец имения под Самарой? История сохранила такой факт из его жизни. Во время пугачёвского восстания он, служивший капитаном Алексеевского пехотного полка, дислоцировавшегося в Алексеевской крепости (ныне посёлок Алексеевка Кинельского района), получил послание от Пугачёва с требованием «всеподданнического усерднейшего повиновения», где взамен предлагалось «всемилостивейшее прощение» и обещание, что все его «противности» будут преданы забвению, а в случае отказа грозила «поносная и публичная смерть». И, так же как капитан Миронов, командующий Белогорской крепостью в «Капитанской дочке», ответил бунтовщикам отказом.

– Я литератор, поэтому свои краеведческие исследования выстраиваю на основе литературы, – говорит Татьяна Александровна Образкова. – И рассказываю об этом детям на своих уроках, творческих вечерах, воспитываю в них патриотическое отношение к родному краю, к своей стране. Интересно и то, что дворянский род Тимашевых находится в родстве с Аксаковыми – есть легенда, что «Аленький цветочек» был написан под впечатлением от посещения оранжереи в оренбургском имении Тимашевых. А через Аксаковых прослеживается родство Тимашевых с писателем Владимиром Набоковым. Если же проследить фамильное древо Екатерины Загряжской, то там можно найти корни, ведущие и к Толстым, и к Тютчевым, и к Шереметевым, и даже к Ивану Грозному и Петру Первому! Мы живём в селе, основанном братьями Тимашевыми, а значит, имеем духовную связь со всеми этими выдающимися людьми. И должны соответствовать этой чести.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева