Оглавление
2 / 2020
Оглавление
Здоровье / Клуб
Леди / Клуб
Леди / Личность
Леди / Творчество
Мода / Клуб
Событие / Клуб
Стиль / Клуб
Традиции / Клуб
Качество / Клуб
Сети / Клуб

Анастасия Камышева. Этикет как образ жизни

Журнал «Леди-клуб», номер 2 / 2020 (декабрь)

Когда мы слышим слово «этикет», то сразу представляем себе картины средневекового двора, церемонии, чопорность... Но современный этикет – это не свод строгих правил, а в элегантных манерах нет и намека на чопорность.

О том, в чём же заключаются современные нормы хорошего тона, нам рассказала эксперт, тренер по этикету Анастасия Камышева.

тренер по этикету

ЛК: Анастасия, мы давно знаем вас как опытного имиджмейкера, создательницу бренда дизайнерской одежды «S.NOBILE», и вот вы – тренер по этикету. Расскажите, как начали заниматься таким интересным и редким делом?

Анастасия Камышева: Да, для многих это стало неожиданностью. Но это то, к чему я шла многие годы, буквально с детства. В нашем доме всё было скромно, но со вкусом. Меня окружали вещи, создающие уют. Их было немного. Как-то мой папа привёз из Ташкента немецкий столовый сервиз, который навсегда укоренил во мне любовь к красивой посуде. Когда приходили гости, я с удовольствием помогала маме накрывать на стол. И меня очень волновал вопрос, как класть вилки? Зубчиками вверх или вниз? Ответ я нашла в старой книге по домоводству, которую храню до сих пор. Наверное, именно тогда и определился мой путь развития. Мой интерес к этикету, эстетике, элегантности.

Став взрослой, я много лет работала в банке на руководящих должностях, тогда у меня начали формироваться навыки делового общения, которые помогли мне проработать при пяти разных председателях правления. Со временем я поняла, что данный вид деятельности перестал быть для меня интересным, хотелось творчества, самостоятельности в принятии решений. Так я получила диплом по специальности «Имиджелогия» и с удовольствием посвятила себя этому делу. В рамках программы по имиджу я прошла и свой первый курс по этикету.

Преподавая деловой имидж в Высшей школе менеджмента, занимаясь брендом одежды, я не оставляла мысли об изучении этикета, он притягивал меня не меньше, чем имидж или стиль. Я часто затрагивала в своих лекциях по имиджу темы создания полноценного ресурсного образа: манеры, речь, правильная подача себя... И поняла, насколько это связано, одно без другого просто не может существовать, ведь это всё и создаёт наш образ, который воспринимают окружающие нас люди. Хорошие манеры, как результат знания этикета, выводят общение на другой уровень, помогают чувствовать себя уверенно в самой статусной социальной среде.

Далее мой интерес проявился в получении более глубокого фундаментального образования. Я окончила несколько курсов по светскому, деловому и столовому этикету у лучших российских экспертов, тренеров международного уровня, в том числе курсы в МГИМО и в Институте Репутационных технологий, и стала преподавать этикет.

ЛК: Так что же такое современный этикет?

А.К.: Современный этикет – это не столько об эстетике, сколько об уважении к себе и окружающим, уверенности, и, конечно, комфорте общения. Причём это касается как столового этикета, так и светского, и делового. Общение с некоторыми людьми просто обескураживает не тем, что они не знают нюансы этикета, а их пренебрежительным отношением к интересам другого человека.

В каждой ситуации этикет имеет свои нюансы, которые стоит знать и учитывать в своём поведении. Один из экспертов сравнил этикет с коромыслом: для того,чтобы идти и не расплескать воду, нужно соблюдать баланс. То же самое в этикете. С одной стороны – уважение к окружающим, с другой – сохранение собственного достоинства. На этом балансе всё и строится.

ЛК: С чем вы сталкиваетесь, преподавая этикет?

А.К.: На протяжении трёх лет преподавания этикета я замечаю, что люди стесняются признаваться в том, что они не знают каких-то правил поведения, норм этикета, от этого у них возникают трудности в общении. Но это неудивительно. Ведь история нашей страны за последние 100 лет была полна противоречивых событий, которые притормозили развитие многих гуманитарных наук, в том числе и этикета. Ошибочно полагая, что советскому человеку он не нужен и это пережиток буржуазности, его вычеркнули и забыли. А мир тем временем всё это изучал, осваивал и вводил в привычку. На моих курсах мы разбираем все нюансы этикета, векторы уважения в деловом и светском общении, проигрываем конкретные этикетные ситуации: общение, знакомство, представление...

ЛК: Какие основные различия между светским и деловым общением?

А.К.: Основа как светского, так и делового этикета – одна. Как я уже говорила, – это уважение к себе и окружающим. В преподавании я объединяю данные темы, потому что современные деловые коммуникации часто находятся на стыке светского и делового общения. Я привожу в пример такую ситуацию. Один наш сосед по подъезду, теперь уже бывший, работал и сейчас работает в министерстве на солидной должности, предполагающей постоянное проявление по отношению к нему знаков уважения и приветствия в первую очередь его, что нормально для делового этикета. Домой он приезжал на служебном автомобиле, и ему оставалось пройти несколько шагов, чтобы оказаться в подъезде. И каждый раз, когда мы встречались с ним, он молчал, и видимо недоумевал, почему я первая с ним не здороваюсь. А дело всё в том, что он просто не успевал перестроиться с делового этикета на светский, повседневный.

В деловом этикете нет гендерных признаков, и мужчина, и женщина в этом плане равны, имеет значение должностной статус. В лифт в офисном здании первым входит тот, кто стоит ближе к нему, либо более статусное лицо. Но никому из мужчин не возбраняется проявить особое уважение к коллеге и пропустить её вперед, несмотря на деловую ситуацию. Кстати, долгое время лифт считался объектом повышенной опасности, и первым в любой ситуации должен был войти мужчина.

ЛК: А какие ещё правила этикета сейчас изменились?

А.К.: Правила этикета меняются очень динамично, как и сама жизнь. Всё упрощается, становится более демократичным. Если раньше они были неразрывно связаны с различными церемониями и ритуалами, то сейчас всё значительно проще.

Из самых распространенных изменений – это то, что желать «приятного аппетита» за столом – уже не принято, никакой смысловой нагрузки эта фраза не несёт. Неприлично и говорить чихающему: «Будьте здоровы!» Хорошо воспитанный человек просто не заметит, что кто-то чихнул. Допустимо это может быть только в узком кругу, с самыми близкими людьми. Раньше во всей Европе было принято, что дама здоровается первой. Сейчас же первым должен поздороваться мужчина.

ЛК: Анастасия, расскажите о вашем онлайн-марафоне «Философия элегантности».

А.К.: Летом, в период карантина, у меня появилось больше времени, чтобы подумать, попробовать что-то новое. Тема элегантности была мне близка всегда. Я создавала её в своём образе, в образах своих клиентов, в оформлении пространства дома. И модели в коллекции моего бренда «S.NOBILE» были пропитаны элегантностью от силуэта до цветовых сочетаний прекрасных натуральных тканей. Так родилась идея онлайн-марафона, объединившего мои знания и опыт. Мне захотелось передать девушкам, женщинам суть элегантности, вдохновить на изменения и создание неповторимого образа. В рамках онлайн-курса я даю конкретные ключи к созданию образа, задания в аудиоформате, добавляю визуализацию. Многие участницы, пройдя марафон, приходят ко мне на курсы по этикету, кто-то продолжает изучение самостоятельно, а кто-то на индивидуальных занятиях. Недавно уже стартовал третий поток.

ЛК: Что бы хотели посоветовать нашим читателям?

А.К.: Всегда нужно помнить, что правила этикета – ситуативны! Не стоит замечать оплошности других людей, тем более делать на них акцент. Этика – это основа этикета, не бывает этикета без моральной основы. Этикет – это не показ своих манер, а проявление уважения.

В уходящем году нормы этикета и делового общения во всём мире начал менять коронавирус. Как оставаться на расстоянии от человека, не обижая его при этом? Если вы боитесь заразиться и отошли подальше, а человек не понял намёка и приближается, нужно доброжелательно остановить, например, сказав: «Давайте сохраним дистанцию, вы не против?» Меняются и приветствия. Отказывать собеседнику в рукопожатии считается дурным тоном. Но в настоящее время вам решать, отвечать на рукопожатие или нет. Если у вас с собой антисептики, думаю, что не стоит отказывать.

Поскольку мы стали больше общаться в соцсетях, хотелось бы дать рекомендации. Прежде чем комментировать чьё-то мнение в комментарии, прочтите ещё раз, постарайтесь найти в нём здравый смысл, а не только то, с чем вы не согласны. Если хотите высказать своё мнение в комментарии, и оно явно отличается, сделайте это корректно, не поддевая, не затрагивая чьего-либо достоинства. Написав категоричный комментарий, не отправляйте сразу, прочтите ещё раз и подумайте: «Оно того стоит?»

Общаясь в мессенджерах, не дробите текстовые сообщения на отдельные слова и не пишите слишком длинные тексты.

Наше сознание сейчас воспалено избытком негативной информации и многие по сути безобидные вещи воспринимаются болезненно и даже агрессивно.

Главное правило этикета – проявление уважения к окружающим – приобретает сейчас особое значение!

Узнать больше об этикете, окунуться в необыкновенную атмосферу эстетики можно на курсах и мастер-классах Анастасии Камышевой

+7 902 371 15 23
https://www.instagram.com/kamyshewa.a/

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева