- Благо творить - с собой в согласии жить
- Басы ХХI века - 2008
- Vivat, джаз!
- Тамара Синявская: «Никогда не думала о том, сколько денег я должна получать за свое пение»
- Обморок сирени
- Дом, в котором я служу
- В Самаре развернули артпропаганду
- Караоке со звездами
- Бюджет 2009: стратегические приоритеты
- Социальное инвестирование - инструмент укрепления деловой репутации
- Выставка-форум "Россия Православная"
- Технический Университет расширяет горизонты
- Медицинское образование в ХХI веке
- 100 лет - возраст творчества и вдохновения!
- Сохраним природные богатства Губернии
- Проблемы восстановления численности хищных птиц на территории Самарской области
- Мирные цели для «экологической бомбы»
- Экологический туризм: перспективы развития
- Домой с круиза воротясь
- Сберечь национальное достояние
- Остров меж двух морей
Сызрань
Прогулка по улицам старинной Сызрани переносит нас в далекое прошлое. Историческое место у кремля, где зародился город в 1683 году, и разросшийся посад сохранились почти в первозданном виде. А улица Советская – бывшая Большая – улица-памятник: исполненные собственного достоинства дома различных архитектурных стилей постройки XIX – начала XX веков передают дух самодостаточного купеческого города. Есть в Сызрани монастыри и храмы, которые «дышат» еще XVIII, а некоторые и XVII веком – временем, когда история города только начиналась.
Симбирский воевода Григорий Козловский, получивший царский указ «Сызранск строить», место выбрал удачное: ровное возвышенное плато, со всех сторон омываемое водой. С запада – река Сызран, с севера – Крымза, у самого подножия будущего города обе сливаются и широким потоком устремляются в великую русскую реку Волгу. Для обеспечения безопасности торгового пути между северными и южными территориями Российского государства и был построен город-крепость Сызран, получивший свое название по одноименной реке.
Однако благодаря исключительной выгодности географического положения (перекресток всевозможных транспортных путей) очень скоро из военного гарнизона крепость превращается в крупный торговый центр Правобережья Волги. Со второй половины XIX века начинает развиваться и промышленность, прежде всего мукомольная. А уже в XX веке город приобретает статус крупного индустриального центра. Здесь добываются нефть и сланцы, возводятся машиностроительные, химические предприятия, нефтеперерабатывающий завод и другие. Именно многоотраслевая экономика не единожды спасала Сызрань в трудную минуту и помогала пережить смутные времена как начала XX века, так и в «лихие» 90-е годы его конца. С советских времен закрылось лишь одно предприятие – завод техуглерода, да и то по экологическим соображениям. А на местных заводах много трудовых династий, так что семейные традиции передаются от поколения к поколению.
В 2008 году Сызрань отметила 325-летний юбилей. Последние четыре года руководит городом Виктор Хлыстов. И на недавних выборах жители вновь оказали ему доверие.
Еще в 2004 году Виктор Викторович вместе со своей командой наметил приоритетные направления развития города. В первую очередь, это ликвидация долгостроев. Ильинский мост, например, находился в процессе реконструкции 6 лет, социальный жилой дом для ветеранов строился столько же, без краеведческого музея, закрытого на капремонт, выросло целое поколение сызранцев.
– Долгострои сразу бросаются в глаза и нашим гостям, да и самим сызранцам мешают жить. Краеведческий музей, под который отдали все здание памятника архитектуры (бывший особняк купцов Ледневых), реконструировался 12 лет! Роддом вообще был закрыт, и сызранских женщин возили рожать в Жигулевск и Тольятти. Для начала мы провели инвентаризацию объектов и там, где это требовалось, заменили подрядчиков. Затем вновь объявили конкурсы. Их выиграли наши, сызранские. Им не все равно, как строить и в какие сроки. Поэтому, – Виктор Викторович произносит с гордостью, – мост достроили буквально в первый год. Открыли резервный роддом, параллельно шла работа и на основном корпусе. В юбилейном году строим одновременно 22 объекта. Многие уже сдали. Я только что объехал стройки, проверял, как идет освоение средств, выделенных областным и федеральным бюджетом. Принципиально важно показать результат, тогда и в следующем году мы сможет рассчитывать на софинансирование.
– Хочется отметить хорошее состояние дорог в городе.
– Да, состояние дорог в этом году нам удалось существенно поправить. Средства также поступили из всех уровней бюджета. Помогла и железная дорога. Станция Сызрань, являясь крупным железнодорожным узлом, имела неэлектрифицированный участок до Сенной. Железнодорожная магистраль проходит в черте города, поэтому тепловозы нещадно чадят, загрязняя атмосферу. С 2004 года РАО «РЖД» осуществляло проект по строительству второго главного пути и электрификации данного участка. Это акционерное общество выделило городу 500 млн. рублей на благоустройство. Мы их используем на ремонт и строительство дорог. Параллельно областное министерство транспорта ведет строительство обводной автомобильной дороги с целью вывода транзитного автомобилепотока за черту Сызрани. В будущем это мероприятие существенно улучшит экологию, равно как и состояние внутригородских магистралей.
– Есть ли еще столь же важные проблемы, которые вы также эффективно устраняете?
– Проблемы есть, как в любом муниципалитете. Прежде всего это нехватка детских садов. Не секрет, что в 90-е годы многие детские дошкольные учреждения были проданы или перепрофилированы. Сейчас, когда демографическая ситуация улучшается (уже в этом году на территории округа родилось 23 двойни и одна тройня, а рождаемость в целом увеличивается год от года на 10-15 процентов), вопрос обеспечения всех сызранских детишек местами в детских садах стоит остро. В настоящее время запроектировано пять дошкольных учреждений. Другая сложнейшая проблема, и не только для нашего города, это состояние ЖКХ. Коммуникации тепло-водо-газоснабжения не выдерживают никакой критики и давно исчерпали все лимиты по срокам эксплуатации и технологическим ресурсам. Ведь монтировались сети еще в 50-х годах прошлого века, а то и раньше. Выход один – менять. Разработаны соответствующие программы, по ним работаем. Ну, и санитарное состояние городской территории. Мы подошли к тому, что начинаем вкладывать больше средств именно в благоустройство. Это и закупка новой техники, и ликвидация несанкционированных свалок, и уход за зелеными насаждениями. Но жителям любого города нужно помнить, что благоустроить свой край можно только совместными усилиями.
– Сызрань – промышленный город. Как живется в нем бизнесу?
– Я рад и горд, что практически все предприятия Сызрани пережили кризис 90-х годов. Все работают, увеличивая региональный валовой продукт. Соответственно это и рабочие места, и достойная заработная плата, а также – пополнение доходной части местного бюджета за счет налогов. А это, в свою очередь, позволяет нам проводить в жизнь сильную социальную политику. Нефтеперерабатывающий завод, «Пластик», «Тяжмаш», железная дорога, «Сельмаш», «Нефтемаш», обувная фабрика и многие другие работают стабильно. Все предприятия активно участвуют в жизни города. ГК «Криста» построила футбольное поле с искусственным подогревом, продолжает строительство ледового поля с искусственным охлаждением. Полным ходом идет реконструкция стадиона «Центральный», в ближайшее время будут возводиться три физкультурно-оздоровительных комплекса. Объекты чрезвычайно востребованы. Больше спорта – меньше наркомании и правонарушений. К нам из других городов приезжают за опытом.
– Во многих городах и районах стоит вопрос нехватки молодых кадров. Как Вы его решаете?
– Ежедневно (!) в город приезжают порядка полторы тысячи человек из соседних городов и районов и даже из других областей на местные предприятия. Я сам готов помочь найти работу, но – технологу, токарю, электрику. У нас наблюдается нехватка рабочих кадров и специалистов технологического профиля. Создан межмуниципальный совет, на котором мы решаем эти вопросы. Например, на заводе «Тяжмаш» совместно с филиалом технического университета организован ВТУЗ: до обеда молодежь работает у станков, а потом здесь же, на заводе, учится. Я считаю, это наши «золотые кадры». Молодые люди получают высшее образование, что называется, без отрыва от производства. Профильные классы организованы и в школах совместно с ОАО «Роснефть», «Пластик». Их выпускники продолжают обучение в вузах по специальностям, востребованным на данных предприятиях. Город тоже участвует в этой программе. В бюджете на обучение студентов заложены немалые финансовые средства. На основании договоров мы оплачиваем учебу будущих врачей, учителей, библиотекарей, тренеров – тех специалистов, что нужны городу. Другой вопрос: иногда хорошие, подготовленные нами специалисты уезжают. Эта ситуация должна подстегнуть наших работодателей заинтересовывать молодых людей, создавать условия для труда и отдыха, чтобы им хотелось жить и работать в нашем городе.
– К чему стремится город Сызрань?
– Оставаться жемчужиной среди волжских городов. Сохранить свою историко-культурную уникальность. У нас 142 памятника истории и архитектуры, прекрасные храмы, Святой источник – место паломничества россиян. В Сызрани непов-торимый природный ландшафт, ведь город стоит на пяти реках! Наша изюминка – в гармоничном сочетании первозданности и явного стремления к прогрессу.
Да, именно это более всего впечатляет каждого, кто впервые оказывается на улочках и проспектах Сызрани. А в душе остается приятное чувство от встречи с добрым и умным человеком.
Беседовала Елена Васина
Автор: Елена васина