Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Медицинское образование в ХХI веке

— Самара
 

Корпус СамГМУ

Накануне 90-летия Самарского государственного медицинского университета команда профессоров и преподавателей, возглавляемая ректором, доктором медицинских наук, профессором, академиком РАМН Г.П. Котельниковым, разработала модель непрерывного профессионального развития медицинских специалистов, пилотной площадкой для которой выбран самарский регион. Чему учить тех, кто возьмет на себя ответственность за здоровье нации? Как оценивать качество образования в медицинском вузе? Ответы на эти вопросы знает проректор по учебно-методической работе и связям с общественностью СамГМУ, профессор Татьяна Александровна Федорина

Татьяна Александровна Федорина

– Татьяна Александровна, с чем связан пересмотр стандартов образования в медицинском вузе?

– В 2010 году Россия подтвердит присоединение к Болонской декларации, подписанной в 1999 году с целью создания европейской сферы высшего образования. А формирование образовательного пространства построено на единой оценке его качества. На данный момент большинство стран Европы не принимает именно для классических медицинских специальностей предполагаемую в рамках Болонского процесса двухуровневую подготовку с выделением степеней бакалавра и магистра, отстаивая одноуровневый специалитет в течение шести-, а по некоторым специальностям пятилетнего срока обучения. Но медицинские вузы, российские в частности, все же пересматривают свои учебные планы, признавая достоинства болонской инициативы. 

– Какие требования предъявляет государство к качеству медицинского образования?

– Выпуская специалистов, мы должны гарантировать достойный уровень их подготовки и создать условия для дальнейшего профессионального роста, от которых напрямую зависит качество оказания медицинской помощи населению. Большая заслуга в этом принадлежит клиникам медуниверситета, являющимся его структурным подразделением. Нынешний ректор СамГМУ, волевым решением которого они были сохранены при отсутствии финансирования в смутные 90-е, любит говорить, что у клиник триединая миссия: лечить, учить и заниматься наукой. На их территории располагается 16 кафедр, специализированные отделения и центры, позволяющие оказывать высокотехнологичные виды помощи.  

– Как обеспечить непрерывность профессионального образования медицинского работника?


– Все три этапа подготовки высококлассного специалиста – довузовский, додипломный и последипломный одинаково важны и имеют свои критерии оценок. Чтобы впоследствии не допустить равнодушных псевдоспециалистов к работе с пациентами, СамГМУ активно ищет своего абитуриента, проводя дни открытых дверей, работая с довузовскими структурами. Поскольку на этапе додипломной подготовки студент без сертификата специалиста не имеет права на самостоятельную деятельность, возрастает роль компьютеризации. В «Центре практических навыков» во время виртуальных практикумов, фантомных курсов и мастер-классов будущие врачи отрабатывают манипуляции, которые потом выполнят в клинических условиях под руководством преподавателя. Традиционное послевузовское образование в виде обязательных 4- или 5-недельных курсов повышения квалификации каждые пять лет становится уже непродуктивным для современного специалиста, который обучается непрерывно, имея легкий выход в Интернет для поиска и просмотра новой литературы. Любое ЛПУ должно такую возможность предоставить, а врач – иметь желание ею воспользоваться. Переход на конкурентную основу в области здравоохранения и дифференцированную оплату труда станет стимулом для профессионального роста.

В Болонской декларации заложен переход на систему последипломного непрерывного профессионального развития. Уровень этого развития оценивается системой кредитных единиц, отражающих объем времени, затраченного на обучение в форме лекционных курсов, участием в мастер-классах, проведенной научной работы и др. Набирая сумму кредитов, врач подтверждает квалификацию, а министерство документально фиксирует этот факт. 

– Каким Вы видите выпускника современного медицинского вуза?

– Мы работаем над моделью врача XXI века. Это компетентный специалист, умеющий работать в команде, владеющий знаниями психологии и юридических основ медицинского права, принимающий решения на основе принципа доказательной медицины. Ну а необходимость навыков работы на ПК и владение иностранным языком диктует само время.

 

 

Автор: Галина Бочкарева


Автор:Галина Бочкарева