Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Дом, в котором я служу

— Самара
 

Сцена из спектакля

Беседа с директором СамАрта Сергеем Филипповичем Соколовым о перспективах театра, расширяющего свои сценические и технические площади, протекала, к моей досаде, слишком по-деловому: неотложные дела не оставляли нашему собеседнику времени для лирических и ностальгических отступлений. А всего пару десятилетий назад прежних тюзовцев, словно исчезающий под угрозой ассимиляции этнос, намеревались преобразовать в молодежную студию при академическом театре драмы. Вот уж действительно, не имея постоянного пристанища, поколесили тогда эти барды и менестрели ХХ века по сценическим подмосткам Самары, но все же остались независимыми. И их фургончик из метафоры превратился в крепкий фундамент нынешнего строительства, которое своими масштабами и открывающимися при этом техническими возможностями удивляет даже много чего повидавших столичных наблюдателей. Социальное жилье в доме на 17 квартир для проживания принятых по контракту специалистов, спортивно-оздоровительный комплекс для восстановления и поддержания физической, а значит, и творческой формы актеров, зрительный зал на 500 мест, возможность трансформации которого позволит осуществить запланированную на 2010 год постановку «Синей птицы» Метерлинка.

Кто-то назовет это феноменом, кто-то, как актер театра Павел Маркелов, парадоксом СамАрта. Но как минимум – это факт, заставляющий задуматься.

Большинство молодых актеров – выпускники театрального факультета Самарской государственной академии культуры и искусств. Самые старшие в этом составе – Сергей Макаров, Татьяна Михайлова, Алексей Меженный, Вероника Львова, получившие дипломы в 1998 г. Двумя годами позже профессиональным актером в труппу пришел Денис Бокурадзе. Екатерина Фролова и Ольга Ламинская – выпускницы 2002 г. Сергей Дильдин и Антонина Конева закончили СГАКИ в 2005 г., а Альмира Парпибоева – в 2007 г. Будучи еще студентами, они, как сейчас Олег Сенченко, Артур Гореликов, Мария Феофанова, Ольга Нюненкова, осваивали театр изнутри: влюблялись в него, в его закулисную жизнь, разочаровывались в ней и опять влюблялись.

Их принимали, растили, учили, любили, делились с ними мастерством, опытом и продолжают делать это сейчас все, кто носит в себе или с собой (никогда нельзя сказать наверняка) эту феноменально-парадоксальную атмосферу СамАрта – атмосферу дома. В этот дом в 2001 г. после окончания Высшего Театрального Училища им. М. Щепкина вернулся Павел Маркелов. Сюда же год назад была приглашена выпускница театрального факультета Саратовской консерватории Юлия Клюкина, за творческим ростом которой наблюдают саратовцы, приезжая на спектакли с ее участием.

Работать, работать, работать. Для обывателя, ну того, что с 9 до 18 с перерывом на обед, – это диагноз, требующий отвлекающей терапии. А для них – единственно возможный способ существования на этой планете, а вот для формы, похоже, пределов нет: поющий поросенок, беременная корова Зорька, сентиментальный алкоголик, вымуштрованная фрекен… И все это ходит, говорит, волнуется, волнует и получает театральные премии в характерной для СамАрта номинации «За лучший актерский ансамбль».

Минувший сезон был насыщен гастролями и участием в театральных фестивалях. Осенью состоялось успешное выступление на международном театральном фестивале в иранском городе Исфахан, на IV международном фестивале «Сезон Станиславского» , на II международном фестивале театров для детей «Большая перемена» в Москве, и Поволжском фестивале детских театров им.Ю.П. Киселева « От А до Я» в Саратове.

Ответить на вопросы журнала «Самара и губерния», рассказать о своем театре согласились члены творческого коллектива: директор театра С.Ф. Соколов и ведущие молодые актеры. 

– Сергей Филиппович, не каждый начинающий актер, выпускник СГАКИ, удостоился чести быть приглашенным в труппу СамАрта. Как происходит узнавание своего актера? 

– Из тридцати восьми артистов нашего театра пятнадцать – молодежь, а скоро труппу пополнят еще пять человек. Основной приток молодежи сегодня идет из Самарской государственной академии культуры и искусств, с которой мы тесно сотрудничаем с 1994 года, когда состоялся первый набор на профильный факультет. Мы, дирекция и педагоги, обязательно присутствуем на вступительных экзаменах и в дальнейшем наблюдаем за ростом профессионального мастерства студентов, принимая их зачетные творческие работы. На 2-3 курсе вводим студентов в спектакль, успех работы в котором зависит от их способности и одаренности. Правильно говорят, что нельзя научить артиста профессии, но можно помочь ему овладеть профессиональными навыками , которые помогут таланту раскрыться. 

– В какой форме происходит творческое общение между актерами разных поколений? Существует ли в вашем коллективе традиция наставничества? 

– Мы не проводим каких-то специальных встреч для молодых артистов, но постоянное взаимодействие с нашими мастерами формирует и совершенствует их общечеловеческую и профессиональную культуру. Грамотная сценическая речь старших развивает слух молодого актера. А сотрудничество в процессе работы над нашими массовыми спектаклями создает условия для такого искреннего, непосредственного общения и таких мастер-классов, которые не спланируешь и не разработаешь заранее. Традиционное празднование дня рождения театра 14 декабря – тоже момент воспитания. В этот выходной для нас день, мы встречаемся в театре для игр, импровизаций, капустников, чествования друг друга. Молодежь принимает эти традиции и с удовольствием поддерживает их.

В отношении преемственности поколений ведется и другая работа. Театр наш молодежный, но и потенциал старших достаточно высок. И мы при поддержке министра культуры и молодежной политики О.В. Рыбаковой, способствовавшей выделению пяти ставок именно для этих целей, создали внутри СамАрта подразделение «Театр ветеранов». Для него раз в год ставятся спектакли, в которых занята и наша молодежь. 

Павел Маркелов:

– В 14 лет, как участник театральной студии, я оказался в СамАрте: был занят в новогодних представлениях, рассаживал зрителей. Школьниками нас постоянно тянуло сюда, и всегда здесь было как-то хорошо, здорово, уютно. Для СамАрта, как для очень немногих театров, применимо определение театра-дома.

Уже в первый год обучения в Москве я для себя решил, что если не найду ничего более интересного и родного по духу, то обязательно вернусь в СамАрт. В тот момент театр был на хорошем творческом счету: получив награду на главном фестивале «Золотая маска», он и по сей день остается единственным ее обладателем в Самаре. Семейственность и почтительное отношение к традициям, характерные для старого русского театра, создают его особый дух, передаваемый от артиста к артисту. Освоение не книжного и прочитанного, но ПЕРЕданного от человека к человеку знания вообще свойственно русской православной культуре, определяющей моральные и нравственные приоритеты общества. И невозможно говорить о молодежном составе труппы в отрыве от старшего и среднего поколения актеров, которые нас приняли в этот театр-дом. 

Антонина Конева:

– Участие в спектакле на втором курсе стало моим первым серьезным опытом освоения театра, открывшем свою закулисную сторону. Минуты ликования и разочарования, одинаково ценные для меня, – следствие этого опыта. Работа над ролью дает актеру уникальную возможность для нового взгляда на привычные явления, события, обстоятельства, возможность для открытий в себе самом. 

Сергей Дильдин:

– Моей актерской карьере в СамАрте предшествовала работа в качестве техника по светотехническому оборудованию, поэтому вхождение в труппу для меня проходило легче, чем для стороннего человека. Я уже знал, что хочу играть именно в этом театре, где реализуют себя талантливые и разноплановые режиссеры постановщики, где смогу реализовать себя я. 

Екатерина Фролова:

– Амплуа актера в нашем театре не является единственным критерием при назначении на роль и не становится препятствием для творческого поиска. В моем репертуаре есть и абсолютно полярные – разбитная проводница Риточка, экспрессивная Марья Антоновна в «Ревизоре» и аристократка Одинцова в недавней премьере спектакля «Отцы и дети». 

Ольга Ламинская:

– Желание здесь работать не только не уменьшается с количеством сыгранных ролей, а наоборот, все более разрастается. И плохо играть на самартовской сцене с партнерами, которые понимают и поддерживают тебя, просто невозможно.

Альмира Парпибоева:

– Став актрисой СамАрта, я продолжаю дело, которое люблю. Мое образование не закончилось вручением диплома. Сцена заставляет искать способы преодоления себя, преобразования энергии эмоций и переживаний повседневной жизни в творческий процесс. 

Юлия Клюкина:

– Встречая в интервью столичных артистов неприятие в отношении к театру как к дому, испытываю раздражение. Поневоле усомнишься в способности к творчеству их, не замечающих разницы между звенящей пустотой абстрактного помещения и семейной атмосферой старого театра со сложившимся актерским ансамблем. Творить и СОтворить можно только с теми, кого ты любишь, чьи глаза ты ищешь, в ком видишь родственную душу. Один замечательный педагог сказал, что человек, однажды прикоснувшийся к театру, по возможности никогда его не бросит, потому что навсегда им «отравлен». Именно поэтому и я, и ребята так горим желанием работать, испытывая в периоды бездействия ощущение пустоты, которую не может заполнить ни сочинительская, ни преподавательская деятельность. 

Сергей Макаров:

– В творческую профессию приходят люди, которым есть что сказать и что в себе найти. Но творчество невозможно без собранности, концентрации внимания, дисциплины. А этому нас научили. 

Олег Сенченко:

– Педагогический коллектив курса, который я заканчиваю в будущем году, и театральное окружение создали нам благоприятные условия, для того чтобы мы смогли овладеть актерской профессией. За это им низкий поклон. 

Отмечая обыкновение большинства нынешних родителей, приводя на спектакль маленьких театралов, бессмысленно ожидать их за порогом вместо активного сопереживания в зрительном зале, директор СамАрта С.Ф. Соколов сетовал на леность человеческой души, препятствующей общению. И было абсолютно ясно, что у его подопечных, уже «отравленных театром», такого симптома никогда не обнаружат. Не высокомерная богема, а союз профессионалов, умеющих создавать шедевры из наших с вами повседневных забот, с дотошностью натуралиста изучающих себя и мир вокруг, готовых заново открыть его вместе с нами.

 

Автор: Галина Бочкарева


Автор:Галина Бочкарева