- Благо творить - с собой в согласии жить
- Басы ХХI века - 2008
- Vivat, джаз!
- Тамара Синявская: «Никогда не думала о том, сколько денег я должна получать за свое пение»
- Обморок сирени
- Дом, в котором я служу
- В Самаре развернули артпропаганду
- Караоке со звездами
- Бюджет 2009: стратегические приоритеты
- Социальное инвестирование - инструмент укрепления деловой репутации
- Выставка-форум "Россия Православная"
- Технический Университет расширяет горизонты
- Медицинское образование в ХХI веке
- 100 лет - возраст творчества и вдохновения!
- Сохраним природные богатства Губернии
- Проблемы восстановления численности хищных птиц на территории Самарской области
- Мирные цели для «экологической бомбы»
- Экологический туризм: перспективы развития
- Домой с круиза воротясь
- Сберечь национальное достояние
- Остров меж двух морей
Я встретил Вас...
Когда малый ребенок начинает овладевать речью, все вокруг слышат много интересного. Некоторые дети бездумно повторяют высказывания взрослых, умиляя и веселя их. У других речь не отрывается от собственного мыслительного процесса и душевной работы. В детских перлах Тани Кузнецовой, например, сразу просматривались черты характера будущего человека. На какое-нибудь рассуждение отца, наморщив лобик, девочка могла ответить: «Логично!»
Однажды, когда немного подросла, долго сопела над дождевым червем, пытаясь постичь, где у него голова, а где ноги. В конце концов, удивилась: «Хм, природа...»
Следующим летом Танюша и ее деревенские подруги затомили отца беготней и прочим шумом. Он сказал, подчеркнуто строго сказал:
– Вот что, Таня. В течение хотя бы получаса чтобы духа вашего тут не было. Играйте на улице, в дом не заходите.
Он лег на диван с газетой, мечтая немного забыться.
Через короткое время послушная Таня все-таки заскреблась в дверь:
– Вот что, папа, ты не велел в дом заходить, я и не захожу. Но там...
– Говори короче. Что там?
– Пожар там. И если ты...
Игорь Валентинович отбросил газету, выскочил из дома. Горел крайний дом села. Народу сбежалось много, в две цепочки подавали от колодца ведра с водой. Игорь Валентинович увидел, что с водой пришло знакомое ведро – сам рисовал маслом на его боку эту гвоздичку. Он в трансе прибежал на пожар с пустыми руками, а Таня проявила собранность – прихватила инвентарь. Сама она, как оказалось, у колодца направляла в ведра конец шланга. Дело не хитрое и не тяжелое, но она делала это ответственно.
Почтительное отношение к селу Подгоры у нее сложилось с малых лет. Ее жизнь была проникнута атмосферой села, его окраины. Она ценила возможность бывать здесь и этим гордилась. Мне кажется, и Подгоры когда-то будут гордиться своей ролью в ее становлении. Таня была окружена зеленью, особенной тишиной и несравненными природными запахами. Где еще можно увидеть столько жучков, паучков и прочих козявок? Встречая их, она каждого чтила и жалела. Случайно забравшееся в дом насекомое не давила пальцем, осторожно выносила на крыльцо и отпускала с миром.
Вот такой одухотворенный получился человечек. Мыслящий, ответственный, с чувствительной и тонкой душою и, что очень важно, с собственным крепким стерженьком.
В данном случае Господь Бог не ошибся – музыкальный талант заключен в достойную духовную оправу, вложен в надежные руки. Многое перешло от родителей, ибо в семье интеллектуальное начало довлеет над материальным. То, что у ребенка несомненный музыкальный слух, они заметили рано и, когда девочке исполнилось 6 лет, повели ее в музыкальную школу. С выбором класса осложнений не было – Таня потянулась к скрипке, а родителям скрипка всегда нравилась.
Сначала было трудновато – появились неизбежные бытовые осложнения, шло нелегкое привыкание к инструменту, освоение нотной грамоты. Не хватало времени на игры, без которых любой ребенок затоскует. Но Божий дар, когда он есть, обязывает, и девочка скоро привыкла стоически относиться к испытаниям. Уже во втором классе педагог Наталья Александровна Зотова «про себя» накрепко выделила Таню из общего ряда, а выделив, незаметно повысила к ней требования. И, как водится в подобных случаях, стала заниматься с ней дополнительно.
Затем ведущим педагогом у Тани стала Ирина Петровна Панова. Но стиль обучения сохранился, ибо у педагогов завидная общность взглядов. Таня уже тогда была благодарна им обеим и радовалась, что родители поддерживают с ними добрые отношения.
На каникулах часть своего отпуска педагоги провели в Подгорах. Таня вспоминала:
– Обе остались в восторге. Мы слазили и на Белую гору, и на Манчиху. И баня наша им понравилась.
Они приезжали в Подгоры не только отдыхать. Много работали. Игорь Валентинович тоже рассказывал:
– Представляете, где-то лениво гавкают собаки, в саду свет луны, а через открытое окно – звуки скрипки... Я боялся помешать им, больше на веранде обитал.
Пару лет назад в саду Козловых отмечалось пятидесятилетие родственника. Пришла с родителями Таня, и среди ветвей дуба она пристроила футлярчик со своим инструментом. После того как прозвучали первые тосты, и общество погрузилось в благодушие, солистка вышла на лужайку. Прилаживая к подбородку скрипку, глядя в небо и куда-то внутрь себя, она немножко волновалась. Там, перед захмелевшим обществом, можно было и не стараться, но Таня видела перед собою не только нас, скорее всего, не нас. Она, ответственная за музыку, видела слушателей.
В свете костра мелькнула белая нить смычка. Осторожно, однако упруго и властно, он извлек из струны начальный звук. Я впервые находился от поющих струн так близко и почувствовал, что прежде, потеряв через радиотехнику нюансы, скрипичная музыка доходила до слуха обедненной. Здесь я с нею был соединен накоротко, а потому находился во власти каждого шороха и каждого прыжка звука. В соответствии с мелодией, Таня играла то задумчиво, то задорно, ее движения были не по-детски сильны и отточены. Иногда, чтобы достать ноту, она вынуждена была вытягиваться вперед, еле удерживая равновесие.
О творческом росте юной скрипачки будут вести разговор (и уже ведут) музыковеды. Здесь я назову лишь выигранный конкурс за право играть с профессиональным симфоническим оркестром. Вместе с несколькими десятками взрослых музыкантов, еле видная на их фоне, стояла смуглолицая былинка и на детской скрипочке «не хуже их» играла классику – «Адажио» из балета Чайковского «Лебединое озеро». Вскоре Таня съездила в Тверь на Третий открытый Всероссийский конкурс юных скрипачей имени Андрея Корсакова. Жюри было строгим – первое место не досталось никому. Второго удостоились двое – мальчик, обучающийся в музыкальной школе при Московской консерватории, и Таня Кузнецова из Самары.
После того, как Таня окончила музыкальную школу, ее преподаватели сказали: «Она взяла в Самаре все, что мы тут могли дать; дальнейшее музыкальное образование, если такая возможность состоится, Таня сможет получить лишь в столице».
Сначала об этом страшно было даже думать. Москва для проживания очень дорогой город, кроме того, девочку не отправишь одну. А где жить? Вопросы один сложнее другого. Но останавливаться на половине пути человек не должен.
Сначала в Москве Таню опекала мама. Временно им дали на двоих комнату в общежитии. Нелли Шакировна в Москве подрабатывала продажей газет. Когда они приехали на каникулы в первый раз, я назвал ее матерью-героиней. «Герой у нас – отец», – ответила Нелли не без гордости. Действительно, московские расходы покрыть непросто, и Игорь Валентинович не позволял себе расслабиться в этом вопросе. А главное – надо было поддерживать наступательный дух и у дочери, и у жены, и... у самого себя.
В дальнейшем стало легче. Обжились, привыкли к новому положению. Выручил, теперь покойный, Валентин Захарович Пурыгин, поселив мать и дочь Кузнецовых в своей московской квартире. Через некоторое время маму сменила бабушка Тани. Очень хорошо поддержал... Мстислав Растропович. Маэстро прослушал игру Тани наряду с другими учащимися, и она стала лауреатом стипендии имени Ростроповича (звание это сохраняется пожизненно).
Жизнь в Москве сложная и напряженная, однако Таня старалась побывать во всех музеях и не пропускать выставки, чтобы потом не было ахов по поводу упущенных возможностей.
Она очень успешно окончила музыкальное училище при институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, превратилась в классную скрипачку с документальным правом преподавать скрипичное искусство.
Окончив училище, Таня стала студенткой струнного факультета самого института. Занимался с ней тот же педагог, что был в училище – профессор Головина Изабелла Сергеевна. Она строга в том смысле, что не позволяла отвлекаться от учебной программы на разные званые концерты и соблазнительные круизы, в том числе и в Америку. Лишь когда в Храме Христа Спасителя освящался реставрированный храм, принадлежащий грузинской диаспоре в Москве, Тане было позволено участвовать в посвященном этому событию концерте. Она исполнила грузинский танец «Далури» композитора Мачавариани.
Таня – патриотка. В первый ее приезд на каникулы я испытующе назвал ее «нашей москвичкой». Таня со значением поправила: «Я самарянка, и останусь ею». Она по-прежнему проста, внимательна, улыбчива, хотя во время тренировок всегда сосредоточенна, – в общем, она осталась собою. Она ценит наше общество и, по-видимому, никогда его не забудет. По крайней мере, прожитые в Москве годы и успехи на музыкальном поприще не привели ее к гордыне, а лишь усовершенствовали задатки.
Однажды летом мы всей компанией поднимались на Белую гору, и с ее вершины лилась эта чудесная музыка: «Гитана» Крейслера, «Партиты для скрипки-соло» Баха, «Банджо и скрипка» У. Кролла.
Под горою студентами-археологами велись планомерные раскопки древней стоянки. Из прямоугольных раскопов, когда Таня делала перерывы, доносились молодые восторженные голоса: «Еще! Еще!». Однако опытные музыканты, узнав про этот поднебесный концерт, пришли в священный ужас: «Разве можно таскать скрипку по горам?! А вдруг – туман или дождь…»
В том году Тане Кузнецовой исполнилось 20 лет.
С 2004-го года скрипачка из Самары Таня Кузнецова работает в прославленном симфоническом оркестре Владимира Спивакова. Когда идет трансляция концертов по телевидению, глаза невольно выискивают среди музыкантов мирового уровня знакомое лицо. Иногда в скрипичной группе нашу землячку заметить удается, хотя по молодости Таня занимает такое место, где ее всегда кто-нибудь закрывает. Но главное для музыканта – не место, а талант и трудолюбие. Наличие у Тани этих качеств позволило ей принять участие на многих российских и мировых музыкальных конкурсах и фестивалях. И почти всегда она бывает отмечена то медалью, то премией, то званием «победитель конкурса».
Два года назад в Самарской филармонии состоялся концерт Молодежного симфонического оркестра Поволжья с участием музыкантов Узбекистана, Украины, Туркменистана. Во втором отделении концерта было заявлено и такое вот выступление:
Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром
Солист – артистка Национального Филармонического оркестра России Татьяна Кузнецова, г. Москва
Дирижер – Анатолий Левин
Говорят, что солистка, увидев эту программку, отреагировала следующим образом: «Почему – «г. Москва»? Я же отсюда, из Самары».
Трудно представить, но кроме музыки Таня находит время и для других увлечений: еще в детстве она освоила верховую езду на лошади, с помощью отца-художника научилась владеть кистью и красками. А в последние годы занялась индийскими танцами. «Да зачем тебе это? – спросили ее. – У тебя и без того свободного времени нет». «А интересно!» – ответила Таня коротко.
Автор: Анатолий Лобанов