Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Технический Университет расширяет горизонты

— Самара
Главный корпус СамГТУ 

Самарский государственный технический университет (СамГТУ) – один из старейших вузов Поволжья, который всегда славился своими учебными традициями и высококвалифицированными выпускниками. Образованный в 1914 году этот вуз и по сей день удерживает лидирующие позиции среди других учебных заведений Самарской губернии, помогая обеспечивать высокотехнологичное производство компетентными работниками, что немаловажно для экономики области. О тенденциях развития высшего образования и об инновациях вуза журналу «Самара и Губерния» рассказал проректор по учебной работе СамГТУ Михаил Александрович Евдокимов

Михаил Александрович Евдокимов

– Михаил Александрович, какие кардинальные изменения произошли в университете за последнее время?

– Вы знаете, что Россия подписала Болонскую конвенцию, которая предполагает переход на уровневую систему образования. Этот процесс затронул и наш университет. В настоящее время мы начали практиковать систему обучения по двум уровням – бакалавриат и магистратура. В России традиции образования достаточно сильны. Но до некоторого времени в нашей области, да и во всей стране, существовал только один уровень образования – специалитет, то есть студент пять лет обучался какой-либо специальности, в нашем случае технической, и выпускался инженером. Теперь все несколько изменилось. Студент сначала учится четыре года, получая степень бакалавра – это образование более широкого профиля, чем специалитет. И в том, по мнению кадровых специалистов, самый главный недостаток бакалавра. Почему-то закрепилось мнение, что бакалавриат – всего лишь незаконченное высшее образование. Хочется с этим не согласиться. Это образование другого уровня. Ведь чем силен специалитет? Большим объемом практических знаний, практической работы. Например, в течение пятилетнего обучения студент нашего вуза проходит три вида производственной практики. Бакалавриат ограничен во времени, поэтому может показаться, что из-за этого будет нанесен ущерб качеству образования. Но это не так. За счет вузовской компоненты учебного плана мы вводим дисциплины практической направленности, основной упор делается на формирование профессиональных навыков.

Мы работаем с Союзом работодателей для того, чтобы выпускник, в дипломе которого стоит новое слово бакалавр, мог найти себе применение на рынке труда. Недавно мы сформировали паспорт специальностей, на которых действует двухуровневая система. В нем содержится информация о том, сколько вуз может выпускать специалистов, кто такой бакалавр каждой специальности (например, химии или электротехники), какими компетенциями обладает тот или иной выпускник. Такой паспорт предназначен кадровому специалисту. Он призван помочь сориентироваться, какую должность претендент может занимать, с какой возможной работой может справиться. В конце концов, благодаря этому паспорту государство и сам обучаемый могут оценить, на что они выделяют деньги, ведь подготовка такого специалиста осуществляется на бюджетные либо собственные средства. Кроме того вводится система зачетных единиц, благодаря чему появляется академическая мобильность. 

– Какие же преимущества дает двухуровневая система образования?

– Во-первых, мобильность. Студент может «переезжать» из вуза в вуз. К этому многие относятся скептически, но сейчас, в обстановке кризиса, это актуально. Студент может перевестись в вуз другого города или даже другой страны и уехать. Хотя это и выглядит фантастически. Но вспомните, два года назад даже съездить за границу было почти невероятным событием. Общие правила образования, которые приняла Европа, а теперь и Россия, способствуют перемещению студентов, – начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии. Во-вторых, знания выпускника бакалавриата будут ничуть не хуже знаний выпускника специалитета. Он получит тот же объем практических знаний, на что будет обращено особое внимание. Не секрет, что в настоящее время наблюдается дефицит представителей рабочих специальностей, где необходимы конкретные навыки, где человек может не только сам обращаться со сложной техникой, но и научить другого. В-третьих, бакалавриат не подразумевает окончания образования. Желающие могут продолжить свое обучение в магистратуре и в течение еще двух лет совершенствовать свои профессиональные навыки. Человек, закончивший бакалавриат, уже профессионал. Если он хорошо учился, то предприятие охотно возьмет его на работу и будет заинтересовано в том, чтобы он повышал свою квалификацию, оплатив два года его учебы в магистратуре. В-четвертых, положительным моментом для студентов является сокращение срока образования. Пять лет – достаточно длительный период и не все студенты имеют возможность так долго учиться, а наше динамичное время диктует правила «быстрой игры». Чем быстрее получишь диплом, тем быстрее устроишься на хорошую работу и сможешь себя обеспечивать. Поэтому говорить о том, что система двухуровневого образования не имеет плюсов, неправильно.

Конечно, будут еще изменения в программе бакалавриата, так как явление это для нас новое, но в целом считаю это успешным проектом. Такая система введена у нас не на всех факультетах. Специалитет остается на нефтяных специальностях и на некоторых технологических специальностях, в которых задействована спецтехника. 

– Вы упомянули о практической направленности двухуровневого образования. Каким же образом осуществляется формирование подобных навыков?

– Для того, чтобы выпускники первой ступени высшего образования по своей подготовке были на достойном уровне, мы решили сделать акцент на практической стороне учебного процесса. Для этого в нашем вузе открыто несколько, а точнее 11 обучающих центров, которые были организованы в сотрудничестве с передовыми предприятиями города, области и других стран. Благодаря работе на новейшем оборудовании, которым оснащены центры, у выпускника вырабатываются навыки работы со сложной спецтехникой, сокращается время адаптации на рабочем месте, в чем особенно заинтересован работодатель.

Среди наших учебных центров «СамГТУ-Электрощит» – это совместный проект СамГТУ и ООО «УК «Электрощит»-Самара». Центр создан на базе электротехнического факультета СамГТУ, открыт 24 октября 2007 года. Размещается он в отдельном модульном здании и занимает площадь 340 кв. м. Центр оснащен основными узлами электрических подстанций, изготовленными в соответствии с мировыми стандартами.

Недавно начал работать центр «СамГТУ-EMAG», который стал уникальной учебной площадкой для студентов машиностроительного факультета, оснащен пятью обрабатывающими установками одного из ведущих мировых производителей станков. Этот центр уникален тем, что впервые студенты под руководством опытного наставника проектируют трехмерные модели деталей, разрабатывают технологию, инструментальное обеспечение и все это сдается заказчику «под ключ».

Хочется отметить также совместный проект с компанией Weatherford, одним из крупнейших мировых поставщиков инновационных решений в области нефтесервиса. Учебный центр «СамГТУ-Везерфорд» располагает площадкой для демонстрации оборудования, учебными классами в помещении центра, оснащенными необходимой для занятий техникой, и аудиториями в СамГТУ. В ближайшие годы компания Weatherford планирует расширить учебный парк оборудования.

Кроме того, у нас работают учебные центры, созданные совместно с французской фирмой «Шнейдер Электрик», которая специализируется на автоматизации промышленных механизмов и технологических комплексов; с компанией «Волгабурмаш», которая помогает готовить специалистов для работы на современном металлорежущем оборудовании.

Как видите, возможности у студентов большие, поэтому говорить о якобы неполноценности образования бакалавра не приходится. Я думаю, что двухуровневая система образования не станет препятствием на пути получения современного высшего образования. Наоборот, она позволит выпускникам приобрести широкий спектр практических навыков, обеспечит академическую мобильность студентов, а также поможет выпускнику найти себя не только в одной специальности, но даст ему шанс освоить и другую, что повысит его рейтинг в глазах работодателя.

 

Автор: Юлия Литвинова


Автор:Юлия Литвинова