Оглавление
8#2008
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Политика и власть
Туризм в Самарской области
Экономика и финансы

Основные направления образовательной политики

— Красноярский район
 

Система образования Красноярского района представлена широкой сетью средних и основных общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений специального и профессионального образования. Это 14 средних общеобразовательных школ и 6 их филиалов, 7 основных общеобразовательных школ, 11 учреждений дошкольного образования, 7 дошкольных отдельных общеобразовательных школ,
3 учреждения дошкольного образования, одна коррекционная школа и одно учреждение профессионального образования. В школах района обучается 5367 детей.

образование

В интервью начальник отдела образования Cеверо­Западного округа Галина Георгиевна Петрукович рассказала о положении дел во вверенных ей образовательных учреждениях Красноярского района; о реализации приоритетного национального проекта «Образование» и основных направлениях деятельности педагогических коллективов:

– Получение качественных знаний невозможно без хорошего здоровья и соответствующей физической подготовки наших учащихся. Не секрет, что в последние десятилетия здоровье наших учеников имеет тенденцию к ухудшению. Поэтому одно из главных направлений работы коллективов нашего управления относится к сфере здоровьесберегающих технологий, для чего в районе разработана и утверждена своя учебная программа. Среди ее составителей – директор спортивной школы, научный консультант Олег Михайлович Мытовихин. Эта программа предусматривает в пятом, шестом и седьмом классах по 4, а где и по 5 часов в неделю физической культуры; в школах введена должность заместителя директора по физической культуре, в крупных поселках организован бесплатный прокат спортинвентаря. На 2008 год только на приобретение спортинвентаря предусмотрено 450 тысяч рублей. На эти деньги будут отремонтированы спортивные залы в средних и основных общеобразовательных учреждениях, их филиалах и начальных школах.
      Второе направление касается информационной системы образования.
В 1999 году была создана программа АРМ. Компьютеры, имеющиеся в школах района, соединились в единую локальную сеть, и уже через три года была заложена информационная инфраструктура образования в районе и создана ее важнейшая часть – образовательная медиа­сеть. Ребята получили доступ в Интернет и возможность развивать свои способности как в сфере информационных технологий, так и в других областях. Был создан собственный образовательный сервер, имеющий высокоскоростной выход в Интернет, так, что в сети могли теперь находиться одновременно все учреждения нашего образовательного округа. В 2006 году образовательный портал Северо­Западного округа вошел в десятку лучших порталов в конкурсе «ИТ­образование в Рунете» в номинации «Информатизация образования в регионах».

Другое важное направление работы связано с преемственностью между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и
основной школой. Мы детально смотрели, как проходит адаптационный период у первоклассника и пятиклассника в начале организации этого периода, после чего психологи определяли, как лучше адаптировать детей. Для этого были созданы экспертные советы, в которые вошли опытные педагоги, административные работники. Выезжая в школы, члены экспертного совета проводили там диагностику общей подготовленности учащихся, выявляли наиболее общие затруднения учителей, делали анализ и корректировали ситуацию.

– В 2002 году в Самарской области вышел в свет документ «Концепция профильного обучения». Какое практическое преломление он нашел в образовательных учреждениях Красноярского района?

– На основании этого документа и в соответствии с ним половина средних образовательных учреждений будут преобразовываться в профильные. Для этого необходимо, чтобы старшая ступень школы (десятые и одиннадцатые классы) состояла не меньше чем из шести классов. Сегодня такой состав обеспечен в поселках Новосемейкино, Мирный, Красный Яр, Новый Буян, где профильное обучение введено в 2007­2008 гг. Дисциплины выбранного направления (технического, гуманитарного, юридического и
т. д.) ученик будет изучать, не сбрасывая со счета основные предметы учебной программы. Кроме того, профильное обучение может включать в себя и элективные курсы, не обязательно совпадающие с выбранным направлением, а как бы расширяющие горизонты общего образования (например, вы учитесь в физико­математическом классе, а в качестве элективного курса выбрали поэзию). Эти курсы на сегодняшний день –
высший педагогический пилотаж, что совсем не означает обязательность их применения всеми школами без исключения.

Учитывая тот факт, что крупных школ у нас немного, мы пытаемся сформировать модель сетевого взаимодействия, когда на базе какой­либо небольшой школы организуются выездные курсы и выездные слушания (пример организации агрокурсов с привлечением специалистов сельскохозяйственной академии на базе Большекаменской школы, куда для обучения приезжают школьники с Конезавода).

– Как реализуется Национальный проект «Образование» в Красноярском районе?

– Национальный проект «Образование» начал реализовываться на территории Красноярского района Северо­Западного территориального управления с 2006 года по таким направлениям, как информатизация образования, дополнительное вознаграждение за классное руководство, стимулирование инновационных программ общего образования, поощрение лучших учителей, поддержка инициативной и талантливой молодежи, школьный автобус, повышение квалификации педагогических работников. Каждое из этих направлений достаточно успешно внедряется в общеобразовательных учреждениях нашего района во многом благодаря поддержке со стороны администрации Красноярского района. Если в 2006 году на реализацию Нацпроекта из муниципального бюджета было выделено 185 тыс. 400 рублей, то в 2007­м – 8 млн. 545 тыс. рублей, что не могло не сказаться на конечных результатах модернизации системы образования. Так, одним из ее направлений стало введение новой системы оплаты труда работников общего образования. Районные власти оплачивают ставки заместителей директоров по физической культуре в девяти образовательных учреждениях района и финансируют ставку педагога­
организатора в Белозерской школе.

Почти 16 миллионов рублей из бюджетов разных уровней были потрачены на поощрения лучшим учащимся и учителям, на приобретение спортинвентаря и реализацию программы «Здоровье», на материально­техническое оснащение учреждений дополнительного образования и т. д. В 2007 году три школы – Красноярская, Волжская, Мирновская – стали победителями российского конкурса и получили по одному миллиону рублей из федерального бюджета.

– Главный итог всего образовательного процесса – качество знаний учащихся. Каковы результаты экзаменов?

– Итоги ЕГЭ 2008­го года можно оценить как успешные: выросли по сравнению с 2007­м годом показатели среднего балла по шести из десяти предметов, которые выбирали сами учащиеся. По статистическим данным мониторинга 64% выпускников Красноярского района 2007 года поступили в высшие учебные заведения. По итогам этого года 10 учащихся получили золотые и 10 – серебряные медали.

Одной из приоритетных социальных задач нашего округа является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Для этого создана комплексная программа «Одаренные дети» и организована «Школа интеллектуального развития» по естественно­научной и гуманитарной направленности, образовано научное общество учащихся «Поиск».

– На всю область идет слава о вашей Детско­юношеской конно­спортивной школе «Серебряная подкова» …

– Детско­юношеская спортивная школа на 11 лошадей была открыта в селе Красный Яр в 1987 году. Спустя 15 лет администрация района принимает решение о реконструкции школы и преобразовании ее в конно­спортивный комплекс. Были реконструированы крытый манеж, стартовое поле и конюшни на 58 лошадей. В связи с тем, что ранг проводимых на КСК соревнований достиг регионального уровня, возникла необходимость в строительстве дополнительной конюшни. Так была построена еще одна конюшня на 36 лошадей, а также современные душевые, гардеробные и комнаты отдыха, кафе «Ковбой». Сегодня штат комплекса насчитывает 25 сотрудников, 4 из которых –
тренеры­преподаватели со специальным образованием, имеющие звание «Мастер спорта» и «Кандидат в мастера спорта», первую и вторую квалификационную категорию.

В 2000­м году стадион «Комсомолец» получил статус спортивно­оздоровительного комплекса «СОК» и начал свою работу с пункта проката лыж и коньков. В последующие годы здесь была организована работа секций популярных зимних видов спорта: «Хоккей с шайбой» и «Лыжные гонки». С вводом в эксплуатацию здания ангара были организованы секции «Волейбол», «Гандбол», «Баскетбол» и «Футбол». Затем выстроено здание проката инвентаря, спортивного клуба с тренажерным залом, оснащенным современным оборудованием, залом для настольного тенниса, бильярдной комнатой, шахматным клубом. В 2003 году на базе центра «СОК» начала действовать спортивная секция «Мотокросс», а при поддержке главы сельского поселения Красный Яр Алексея Геннадьевича Бушова открыта мототрасса, где проводятся соревнования районного, областного и зонального рангов.

– Расскажите о Ресурсном центре как об учреждении дополнительного профессионального образования.

– Ресурсный центр при Северо­Западном управлении МОН, созданный в 2002 году, призван выполнять функции сервисной службы, распределять информационные, кадровые, определенные виды материально­технических ресурсов. Свое назначение Ресурсный центр видит в формировании учителя нового типа, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой. Методистами Центра была разработана Программа школы молодого завуча, которая включает обучающие семинары и мастер­классы опытных завучей на базе опорных школ; работает Клуб молодого учителя с участием психологов, педагогов­наставников.