Оглавление
3#2012
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Здоровье
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Поколение
Право
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Ратное дело: на семь веков назад

— Красноярский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2012 (сентябрь)

Под Старым Буяном в Красноярском районе состоялся военно-исторический фестиваль «Ратное дело».

Ратное дело: на семь веков назад

...И всё-таки не буду лукавить – полного погружения в Средневековье не получилось. И виной тому не проскальзывающие кое-где на фестивале материальные приметы современности – звонок мобильника из кожаного кошеля, фотоаппараты, очки, цивильная обувка на детях и музыкантах. Нет – и я думаю, мало что изменилось бы, если бы подобных вещей удалось избежать. Но чем больше погружаешься в быт и попытку бытия в условиях XIII века, тем больше понимаешь, насколько ты отличаешься от людей того времени – даже если чувствуешь себя комфортно в долгополой одежде и платке с очельем (или, как вариант, на коне и в кольчуге). Можно выехать на несколько дней из XXI века – но вывести из себя XXI век невозможно. Не только другой образ мысли – другой жизненный ритм, другое ощущение времени, другое дыхание – точно так же трудно петь с непривычки народные песни не в застольном или попсово-эстрадном варианте, а в их аутентичной форме – без музыкального сопровождения, с протяжёнными звуками, паузами… И всё же… всё же когда засыпаешь в шатре под плащом, коротаешь вечер с рукодельем в руках при свете фонарика, обтянутого бычьим пузырём, слушаешь чарующие переливы гуслей или болеешь за боярина из своего клуба, вышедшего на турнирный поединок с европейским рыцарем, возникают они, эти моменты, эффект присутствия, связи между веками…

Второй международный военно-исторический фестиваль «Ратное дело» состоялся в конце августа в окрестностях села Старый Буян. Организаторами фестиваля выступили самарские военно-исторические клубы «Легенда» и «Русская слобода» и клуб исторической реконструкции «Фламандцы» из подмосковного Одинцова, а более сотни участников фестиваля представляли тринадцать военно-исторических клубов, клубов исторической реконструкции, объединений, коллективов, артель оружейников из десяти различных городов.

Ратное дело: на семь веков назад

…На поле у изгиба речки – русский лагерь: шатры и двускатные саксонские палатки из льняного брезента. За речкой, через которую переброшен мостик, стоят европейцы – такой расклад был вполне обычным для запада Руси XIII века. Русичи, немцы, поляки, балто-славяне жили рядом, случалось – торговали и союзничали против кочевников, а случалось – шли войной друг на друга – у католической Европы были свои виды на русскую землю… А у дороги, как водится, трактир – крытый соломой навес, куда трижды в день выстраивается длинная очередь с ложками и мисками – проворная бригада поваров готовит вкусно и вполне аутентично – из тех продуктов, что были в ходу в то время. Сюда же приходят на посиделки и на мастер-классы – по валянию войлока, по ткачеству на «ниту» и по другим необходимым для настоящего средневекового человека дисциплинам. Например, как окрасить лён или шёлк отварами растений.

Историческая реконструкция в обыденном сознании считается делом дорогостоящим – и действительно, дешёвые подделки из синтетических тканей или пластика тут не проходят – только натуральный (а лучше – домотканый) лён, сукно, шёлк, кожа… В копеечку обходятся полный доспех и вооружение, а также «статусные» детали боярского или дворянского костюма с серебром и позолотой. Но на конкурсе исторического костюма, прошедшем на фестивале, больше всего ценилась не роскошь исполнения, а целостный образ, как у занявшей первое место супружеской пары Аристовых из Подмосковья, представших в обличии небогатых французских горожан XIII века.

Ратное дело: на семь веков назад

Любой исторический фестиваль – что в России, что за рубежом, – это всегда способ убить двух-трёх зайцев, взаимовыгодное соглашение между историческими клубами, властями (в данном случае в лице администраций области и Красноярского района) и возможными спонсорами. Для реконструкторов это возможность провести несколько дней в походных условиях Средневековья на охраняемой территории лагеря, плюс транспорт и чаще всего питание. Для властей – яркий, зрелищный и полезный в познавательном плане праздник для местных жителей и туристов с готовой костюмированной массовкой, для спонсоров – место для рекламы и торговли сувенирами. Поэтому последний день фестиваля традиционно посвящается туристам, приехавшим из Самары и других городов и сёл области. Им разрешается ходить вокруг лагеря, разглядывать шатры, утварь и вооружение, фотографироваться в компании средневековых людей. На ура проходят мастер-классы, показательные выступления конников и шуточные состязания в сноровке и ловкости между дамами, на ярмарке расхватываются игрушечные мечи и палицы, плащи и котты с трафаретными гербами – каждому ребёнку хочется чувствовать себя богатырём или витязем. И вершина всего – театрализованное представление с реконструкцией боя между европейскими крестоносцами и дружиной русских воинов с пришедшей им на помощь настоящей конницей из клуба «Русская слобода».

…Сшиблись, смешались на поле две рати – русская и европейская. Звон железа о железо, летящие стрелы – вот уж где эффект присутствия полный, учитывая, что для участников боевых столкновений занятие это травмоопасное даже при соблюдении всей необходимой техники безопасности. На зрителей это производит необыкновенное впечатление, потому что понимаешь – какой ценой завоевывались все славные победы в истории, какому риску подвергался воин в бою. И невольно прикидываешь на себя: смог бы?.. Вот что рассказала потом организаторам одна из зрительниц, мама четырёхлетнего мальчика:

«…Во время битвы, когда наших осталось – два воина спиной к спине в окружении врагов, Тима мой, решив, что наши погибают, пошёл к ним на помощь. Бледный, как снег, выдохнул: «Я иду. Держитесь!» – и вперёд... Еле поймала, успокоила, что это всё – понарошку... Когда конница пришла на помощь, стала показывать, мол, смотри, всё хорошо теперь! Победа!»

…После битвы войска расходятся по сторонам и… вдруг вновь лавиной с кличем устремляются друг другу навстречу и… принимаются со смехом тискать друг друга в объятиях, шуточно колотить по спинам. «Братание» бывших противников после боя – ещё одна традиция фестиваля, его завершающий этап.

Ратное дело: на семь веков назад

…Да, обманывать не буду – окончательно вжиться в образ средневекового человека в очередной раз не получилось. Но как всегда странно себя чувствовать посреди наполовину разорённого лагеря, где вперемешку бродят, собирая вещи, люди в джинсах и майках и в одежде XIII века и грузят в заехавший на поляну фургон свёрнутые шатры и сундуки с утварью. Странно вместо льняного платья надевать на себя цивильную одежду и с рюкзаком забираться в автобус, возвращаясь в привычную жизнь. Но ещё большим этот контраст между современным и средневековым русским человеком оказался, по его собственному признанию, для одного из участников, приехавшего на фестиваль «Ратное дело» уже второй раз, не откуда-нибудь, а из далёкой Японии. Дизайнер из Йокогамы Юта Ивасаки, давно увлечённый русским средневековьем, с историческими реконструкторами из Самары познакомился в Интернете, где ведёт блог на русском языке. По словам Юты, самым ярким впечатлением для него на фестивале оказалась реконструкция боя и турнирные боевые столкновения – в Стране восходящего солнца, несмотря на её богатую военную историю, «боёвка» на холодном оружии, даже незаточенном, считается опасным делом и запрещена законом. На фестивале в Старом Буяне Юту, хоть и одетого в русский костюм, часто принимали за представителя монгольских завоевателей и даже… пытались обращаться к нему по-татарски, что его страшно забавляло. «Обязательно приеду в следующий раз!» – поделился гость из Японии.

Фото: Надежда Локтева

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева