Оглавление
Юлия Рогатина
Оглавление

Элтон Джон: «Good Evening, Kazan!»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2014 (апрель)

25 марта 2014 года Маэстро исполнилось 67 лет.
С Днём рождения, уважаемый сэр Элтон!

Элтон Джон: «Good Evening, Kazan!»

Элтон Джон – необыкновенный человек и выдающийся музыкант», – подчеркнул президент России Владимир Путин в интервью «France-Presse» после того, как великий артист отказался отменять свои концерты в нашей стране. Более того, Элтон призвал других звёзд ни в коем случае не бойкотировать Россию. «Я просто обязан ехать! Я не хочу их бросать!» – заявил кумир миллионов в своём ноябрьском интервью каналу CNN.

И по большому счёту не так уж принципиально, что местом своего «внестоличного» концерта кавалер Ордена Британской империи, рыцарь её Величества, сэр Элтон Джон избрал именно Казань. Самое главное, что «человек-ракета» наконец-то приземлился и на волжских берегах.

Первое знакомство

Это случилось 35 лет тому назад. Именно 20 мая 1979 года регулярным рейсом авиакомпании «Аэрофлот» в Москву из Лондона прибыл сам Элтон Джон, ставший первым артистом его ранга, посетившим с гастролями Советский Союз. Rocket Man не стал разрушать пресловутый «железный занавес», он попросту... перелетел через него.

Западные журналисты мучили Элтона вопросами, как же он может ехать в Россию, где власти борются с диссидентами и запрещают эмиграцию евреев. На это он отвечал, что уже гастролировал в Израиле и Северной Ирландии, где «с точки зрения политики происходят вещи, с которыми также не все согласны». А ещё он подчеркнул, что советские власти одобрили его турне, поскольку сочли его музыку «безопасной». Положительное решение было окончательно получено, после того как руководитель Госконцерта Владимир Коконин в начале апреля 1979 года лично посетил концерт Элтона в Оксфорде. В подписанном контракте присутствовало всего лишь два ограничения. Во-первых, артист не должен был по своему обыкновению запрыгивать верхом на рояль. И, во-вторых, он обещал не исполнять битловскую песню «Back in the USSR» (?). Непонятно, какую опасность для советских властей представляла эта вполне безобидная вещь.

Первый концерт исторического турне состоялся 21 мая 1979 года в Ленинграде. В рядах партера БКЗ «Октябрьский», где разместилась привилегированная публика старшего поколения и партийно-хозяйственные функционеры, заводные песни заезжей знаменитости не вызывали никакого ажиотажа. Зато молодёжь, сидевшая на менее престижных задних рядах, активно поддерживала Элтона Джона, рёвом одобрения встречая каждую новую мелодию.

После каждого представления сотни молодых людей собирались под окном его гримёрки, пытаясь хоть одним глазком ещё раз увидеть своего кумира. Толпы скандировали: «Эл-тон! Эл-тон!» – а их герой бросал им цветы, которые преподнесли ему во время концерта. На следующий день он отправлялся на осмотр местных достопримечательностей в сопровождении съёмочной группы под предводительством режиссёра и продюсера Йена Лафрена.

Дело в том, что окупить немалые затраты на советское турне планировалось как раз за счёт проката сенсационного фильма об историческом визите Элтона в СССР. Финансировал эти гастроли знаменитый антрепренёр Харви Голдсмит, и обошлись они ему в 20 раз дороже, чем контрактные доходы от продажи билетов. Поэтому основная ставка была сделана именно на кино. Одна версия фильма предназначалась для показа в кинотеатрах Великобритании, другая – для американского телевидения и третья – для телеканала ITV.

А 25 мая 1979 года после последнего из ленинградских концертов музыканты поездом возвратились в Москву. В столице они дали серию из четырёх представлений, которые состоялись в концертном зале «Россия», вмещающем три тысячи зрителей.

На чёрном рынке стоимость билетов на московские шоу Элтона Джона достигала 220 долларов. Это превышало даже аппетиты ленинградских спекулянтов. Там, при официальной цене восемь долларов за билет, они продавались «всего-навсего» за 150 долларов по тогдашнему курсу. Кстати, по тем временам это была почти месячная зарплата инженера.

Сам Элтон был в полнейшем восторге от своего первого российского опыта. В обеих столицах его повсюду преследовали поклонники, одаривавшие его цветами, конфетами и плюшевыми игрушками. Возвратившись домой, он с воодушевлением рассказывал всем о новых русских друзьях и свежих впечатлениях. Сразу после этого исторического турне импресарио Харви Голдсмит и Госконцерт начали интенсивные переговоры с целью подготовки гастролей в СССР также и других ведущих западных звёзд. Однако 25 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан, что поставило жирный крест на всех этих планах.

...Лишь много лет спустя, в мае 1995 года, уже после крушения Советского Союза Элтон Джон вновь добрался до Москвы. Но это была уже другая Россия. И совсем другая история.

Элтон Джон: «Good Evening, Kazan!»

Казанское счастье

Нынешние переговоры с менеджментом Элтона Джона продолжались в общей сложности около трёх лет. В конечном счёте выступление суперзвезды обошлось в один миллион долларов США, побив все рекорды за всю историю казанского шоу-бизнеса. «Казань ещё не платила такие деньги никому», – признаются местные промоутеры. «Причём основная часть указанной суммы – это гонорар певца. Остальное – это технические и бытовые вопросы», – уточнил генеральный директор известной компании «Билетти» Денис Валеев.

Теперь несколько слов о вкусах и причудах нынешнего звёздного гостя. В полном соответствии с техническим райдером артиста пол в его гримёрке пришлось покрыть «белым ковролином со средним ворсом». Ведь Элтон предпочитает в отделке только светлые тона. Отдельной строкой в райдере оговариваются свежие цветы, которые должны присутствовать во всех помещениях, где размещаются «Джон и его команда». Под тотальным запретом оказались четыре вида цветов: лилии, гвоздики, ромашки и хризантемы. Также в гримёрках обязательно должны были быть живые фикусы или пальмы в кадках высотой не меньше полутора метров и общим числом – восемь штук (!?).

Что касается автомобильного транспорта, то в райдере речь шла о двух персональных лимузинах представительского класса. Причём, почти как в детской песенке: «Один – чёрный, другой – белый». По всей видимости, логика требований Элтона Джона была следующей: «Пусть мои казанские поклонники думают, что я еду в чёрном лимузине. А я такой раз – и вылезаю из белого!».

Следующий важный пункт райдера – напитки: диетическая кола (8 упаковок); охлаждённое молоко 2% жирности; коробка элитного коньяка «Луи XIII» и декофеинизированный английский чай.

Как только личный лайнер Элтона Джона приземлился в казанском аэропорту, звезда без промедления направилась на концертную площадку, где уже со вчерашнего дня монтировкой оборудования и сбором музыкального «пространства» занималась техническая группа из нескольких десятков специалистов. Вместе с артистом прибыла и его «вторая половинка» – Дэвид Ферниш, по совместительству являющийся ещё и менеджером певца.

Rocket Man на Волге

«Elton John Band» начинает набирать обороты, «выстреливая» один из самых заводных и виртуозных хитов великого Мастера – «Bennie and the Jets».

О следующей песне великая киноактриса Элизабет Тэйлор когда-то сказала: «Хотелось бы, чтобы после моей смерти Элтон написал бы нечто подобное в мою честь». «Candle in the Wind» («Свеча на ветру») представляет собой оду Мерилин Монро: «Прощай, Норма Джин! / Они превратили тебя в машину / И заставили сменить имя». Одинокий голос Элтона повествует о голливудской богине, жизнь которой оборвалась слишком рано, но которая сумела сохранить достоинство.

На рёв толпы и гром аплодисментов Маэстро отвечает небольшим, но тёплым приветствием: «Good Evening, Kazan! Thank you so much. I'm very happy to be here!». По всему видно, что он УЖЕ очень доволен приёмом. Когда после выхода на поклон Маэстро возвращается к своему роялю, успеваю разобрать надпись: «Madman across the Water», весьма отчётливо вышитую на спине его ослепительного пиджака.

Следующая вещь – образец творчества Элтона Джона. Это «Tiny Dancer» – песня, которая открывает эпохальный альбом «Безумец над водой». Неземное звучание ещё больше усиливается божественным бэк-вокалом женского квартета: «Балерина! Видели бы вы, как она танцует на песке!».

А вот и знаменитая композиция «Believe», прославившая альбом «Made in England» (1995). Несомненно, это песня о любви, но не любовная песня: «Церкви и диктаторы, / Политики и газеты – / Всё это исчезнет / Рано или поздно, / Но только не любовь!». Главная идея – лишь любовь придаёт всему смысл. Даже уже завершив песню, Элтон бросает в зал: «I believe in Love!» («Я верю в любовь!).

Конечно, не обошлось и без «Rocket Man», давным-давно ставшей визитной карточкой и источником первого сценического прозвища артиста. А вообще-то эта песня «о себе любимом в мятежные 70-е».

Не обошлось и без легендарной песни «Nikita». Хотя эта лирическая вещь из альбома «Ice on Fire» и представляет собой протест против «холодной войны», однако она не посвящена Никите Хрущёву. Маэстро поёт тут о советской девушке, солдатке-пограничнице: «Эй, Никита, холодно ли тебе в твоём маленьком уголке? / Ты можешь объехать весь земной шар, но не найти того, кто согреет тебя!». Элтон обращает внимание на глаза Никиты, в которых «за льдом скрывается пламя», и поёт о «сердце, зажатом в снегах».

Наконец и номер «на бис». Маэстро остаётся один на один с мгновенно затихшим залом. Он дарит Казани сольное исполнение главной песни оскароносного мультфильма «Король Лев» «Circle of Life»: «Все мы движемся в круговороте жизни / Через отчаяние и надежду, / Через веру и любовь». Именно она задавала тон тому прекрасному мультфильму. Именно она подводит сегодня черту под грандиозным праздником. Маэстро галантно раскланивается и осыпает поцелуями всех собравшихся: «I wish you love, and health, and happiness! God bless you! Thank you!».

Думаю, что всё это понятно и без перевода. Спасибо Вам, сэр Элтон, за более чем 40 лет прелестной музыки и за нескрываемую давнюю любовь к нашей стране!

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов