Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Посвящение великому маэстро

— Самара

                                                             Посвящение великому маэстро

19 сентября в Самаре прошёл третий Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» – приношение великому музыканту ХХ столетия. Этот фестиваль, который, начиная с 2008 года, ежегодно проводится по инициативе художественного руководителя – директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и губернатора Самарской области Владимира Артякова, сразу занял заметное место в культурной жизни страны.

«Изюминкой» нынешнего фестиваля стало то, что он прошёл в открывшемся после реконструкции зале театра оперы и балета.

Весь воскресный день Самара жила фестивалем. С утра на площади перед фасадом оперного театра начался монтаж огромных плазменных экранов, на которых жители города смогли увидеть прямую трансляцию обоих фестивальных концертов. Торжественности атмосферы способствовало и то, что перед началом концертов прямо на площади играл симфонический оркестр Самарского театра.

В числе участников фестиваля были звёзды мирового масштаба: маэстро Валерий Гергиев, оркестр и хор Мариинского театра, солистка этого театра Ольга Бородина, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер. Почётным гостем фестиваля была композитор София Губайдуллина. Впервые в фестивале принял участие хор Самарского оперного театра.

С первых музыкальных тактов, которые раздались по взмаху руки маэстро Гергиева, стало очевидно: на сцене первоклассный оркестр, звучание инструментов которого со всей его тембральной насыщенностью, богатством оттенков и динамических нюансов, прекрасно долетает до слушателей, одинаково хорошо слышно во всех уголках обновлённого зала.

В программу фестиваля не случайно включены симфонии Малера: 2010 год объявлен годом Малера. В первом концерте прозвучала Четвёртая симфония – по существу пасторальное, практически лишённое внутреннего конфликта сочинение.

Исполнение в Самаре Второго концерта для скрипки с оркестром Софии Губайдуллиной – его российская премьера. Изумителен звук инструмента, абсолютно безукоризненна сама по себе манера игры Анне-Софи Муттер, идеален её ансамбль с оркестром. Скрипачке в равной степени удаются и бесконечная кантилена, и сложнейшие виртуозные пассажи.

Перед началом второго фестивального концерта на сцену поднялся губернатор Самарской области Владимир Артяков, который приветствовал участников и гостей фестиваля, особо подчеркнув, что этот музыкальный праздник ещё раз напоминает о неразрывных узах, связывающих имя великого Ростроповича с самарской землей.

Программу концерта открыло вступление к опере Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Ольга Бородина исполнила сцену гадания Марфы из этой оперы, затем арию Любавы из оперы Римского-Корсакова «Садко», а на бис – арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». В этот вечер Бородина продемонстрировала эталонное звучание своего неповторимого по красоте и богатству тембра голоса, исключительную выразительность исполнительской манеры. В арии Далилы особенно поразила обволакивающая кантилена, бесконечное дыхание и пряность страсти, которую воплотила певица. Вспомнились лучшие представители русской вокальной школы, великая Ирина Архипова, которая была наставницей Ольги Бородиной. Далеко не всем присутствовавшим на концерте было известно, что в 1980-е годы юная, начинающая певица именно в нашем городе, в помещении оперного театра, выступала на прослушивании к международному конкурсу вокалистов в Лондоне, на котором она завоевала свою первую награду и который стал трамплином её блистательной карьеры.

Маэстро Гергиев и его оркестр показали, как должна звучать оперная музыка, какие красоты и эмоциональные глубины в ней заключены. Только раскрывая всё это, можно заронить в сердцах людей любовь к опере.

Вторая симфония Малера, прозвучавшая в этом концерте, радикальным образом отличается от Четвёртой. Это исключительно экспрессивное, пронизанное страстями произведение. В финальной части – мощнейшая кульминация, предельная концентрация эмоций. Здесь инструментальную палитру дополнило звучание сводного хора Мариинского и Самарского оперных театров и солисты Ольга Бородина и Анастасия Калагина.

Исполнение всех без исключения номеров фестивальной программы произвело огромное, незабываемое впечатление. В какие-то моменты даже не верилось, что всё это великолепие происходит у нас в Самаре, в зале нашего оперного театра.

Удивительна, поистине неиссякаема энергетика маэстро Гергиева, который в течение четырёх часов стоял за пультом двух концертов. А ещё были репетиции. И всё это без какого-либо перерыва после перелёта из Санкт-Петербурга.

В заключение – несколько интервью с участниками фестиваля.

Анне-Софи Муттер:

«До сих пор в России я выступала только в Москве и в Санкт-Петербурге. Когда маэстро Гергиев предложил мне выступить в Самаре на фестивале, посвящённом Мстиславу Ростроповичу, я мгновенно согласилась. Мне посчастливилось много играть со Славой – так все мы называли Мстислава Ростроповича. Я выступала с ним и в камерных концертах, и с руководимым им Вашингтонским симфоническим оркестром. Меня всегда поражала его стихийная музыкальность. Быть участницей этого фестиваля и играть в Самаре с оркестром Мариинского театра для меня большая честь. Здесь со мной мой любимый инструмент Страдивари 1710 года, с которым я не расстаюсь уже двадцать лет».

София Губайдулина:

«Замечательно, что есть фестиваль, посвящённый Мстиславу Ростроповичу, с которым у меня были очень интенсивные музыкальные связи. Солнечность этого человека способствовала реализации многих моих замыслов. С ним у меня было столько интересных, поразительных встреч, которые обогатили меня.

Моё самое большое впечатление – от Волги. Это драгоценность жизни. Я счастлива, что здесь, в Самаре, мой Второй скрипичный концерт прозвучал в исполнении Анне-Софи Муттер, красота которой вдохновляла меня при его создании и которой посвящено это сочинение. Для меня большая радость сотрудничать с этим музыкантом. Она пока единственная исполнительница этого сочинения, в основе которого – концепция времени. Я очень люблю людей. В Самаре замечательная аудитория, у которой трепетное отношение к музыке. И я чрезвычайно благодарна ей за это».

Валерий Гергиев:

«Мы рады, что снова находимся в Самаре, в этом прекрасном обновлённом театральном здании. Считаю особой честью для себя первым выступать на новой сцене Самарского оперного театра. Работа проделана огромная, театр выглядит здорово.

Фестивальные концерты стали проверкой акустических свойств зала, ведь качество звучания можно оценить только во время концерта, когда зал наполнен публикой. Зал «звучит» очень хорошо. Но нужно иметь в виду, что театр предназначен в первую очередь для спектаклей, когда в комплексе звучат и голоса солистов, и хор, и симфонический оркестр. Поэтому сейчас мы получили лишь предварительный, промежуточный результат. Каждый театр имеет свойство «набирать акустику» с течением времени. Через несколько лет зал самарского театра зазвучит совершенно по-другому. Так бывает всегда.

Хочется провозгласить хвалу и театру, и тем, кто способствовал этой огромной работе. Очевидна огромная поддержка администрации области в реализации проекта по реконструкции театра. Что говорить, Самара – богатый край. Хочу сердечно поздравить коллектив театра и публику с тем, что они получили такой замечательный подарок.

Наш фестиваль связан с именем Мстислава Ростроповича, жизнь которого является великим примером и оказала влияние на миллионы людей. Поражала не только стихийность музыкальности Ростроповича, но и то, что он сумел проявить себя во всех ипостасях. Его деятельность выходила далеко за рамки музыкального мира. Он был и великим гражданином, имел мужество поддержать Солженицына, выступал против режима. Таких людей мало даже среди больших музыкантов. Подобные фестивали особенно нужны регионам. Нельзя, чтобы таких музыкантов забывали те, кому не довелось слышать их вживую. О них нужно постоянно напоминать людям.

Я уверен, что мы ещё не раз вернёмся в этот театр. У нас есть мысли по развитию форм творческого сотрудничества с Самарой. Думаю, что здесь будут и спектакли Мариинского театра, и его звёздные солисты».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов