87-й театральный сезон открыт

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2017 (октябрь)

В любом театре новый сезон – это всегда ожидание. Ценители искусства изучают афиши, предвкушая встречу с любимыми актёрами и спектаклями, и, конечно, ждут чего-то нового, интересного...

Самарский академический театр оперы и балета

Самарский академический театр оперы и балета вошёл в 87-й театральный сезон с новым художественным руководством: главным балетмейстером стал Юрий Бурлака, главным дирижёром – Евгений Хохлов.

Юрий Бурлака, заслуженный артист Российской Федерации, известный педагог и балетмейстер-реставратор, с огромным опытом работы в Большом театре. Он принимал участие в постановках классических балетов в России и других странах мира. Балет «Корсар», поставленный Юрием Бурлакой совместно с Алексеем Ратманским в Большом театре в 2007 году, выдвигался на премию «Золотая Маска» в нескольких номинациях. Позже на той же сцене хореограф выпустил Grand Pas из балета «Пахита» и «Эсмеральду».

Самарский академический театр оперы и балета

С&Г: Юрий Петрович, поделитесь первыми впечатлениями о городе, о самарском театре...

Юрий Бурлака: Самара произвела чрезвычайно приятное впечатление: город с богатейшей историей, прекрасной архитектурой. Видно, что о городе заботятся, хотят сделать лучше. Это созвучно с моими планами в театре. Самарская опера – театр с устоявшимися творческими традициями и репертуаром. Конечно, они менялись в зависимости от исторических периодов в нашей стране и от людей, которые им руководили. Но мировая и, в особенности, русская оперная и балетная классика стали основой репертуара театра и остаются ею по сей день.

Несмотря на столь короткий срок пребывания здесь, я не мог не заметить, что город вполне театральный, любящий музыкальное искусство и балет в частности. Зрители очень адекватно и правильно реагируют на происходящее на сцене. Классический репертуар театра востребован. Именно этот вид, а не что-то экстравагантно-современное. Это очень положительно.

С&Г: С какой концепцией вы пришли в театр?

Ю.Б.: Первое, чем я занялся, это классические спектакли. Если их нет, то и жизни в театре не будет. Классический танец – это ясность и точность движений, торжественная красота и поразительная дисциплина. Для любого артиста балета классические спектакли – это та основа, которая держит его в базовой форме. Для меня важная задача – очистить классическую основу от всего наносного, соединить артистов из разных школ в единый ансамбль. Это огромная работа, она лежит на плечах наших педагогов.

Я требую от артистов максимальной отдачи, добиваясь настоящего профессионализма. Балет – работа не для ленивых, должна быть цель, мотивация – стать лучше. Чтобы зрители, приходящие на спектакль, увидели тот уровень академического театра, который должен быть.

Балет «Лебединое озеро», которым открывался театральный сезон, мы попытались чуть-чуть преобразить. Но в одночасье всё изменить невозможно. Это большой труд всего театрального коллектива, и очень приятно, что в театре меня слышат и ко мне прислушиваются.

Я приехал сюда сделать что-то хорошее. Моя работа транслируется через артистов, и если зритель почувствует разницу со знаком плюс, это результат для меня.

С&Г: Юрий Петрович, расскажите, что ждёт театралов в новом сезоне.

Ю.Б.: В следующем году для всего балетного мира грядёт значимое событие – 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. Это та личность, которая сформировала наше представление о классическом балете. Поэтому все театральные события сезона объединены нитью творчества великого балетмейстера.

Уже в октябре пройдет XVII Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест к 200-летию Мариуса Петипа.

Кроме того, готовится проект «Grand pas Петипа», объединяющий фрагменты знаменитых спектаклей великого балетмейстера, которых ранее не было в репертуаре самарского театра!

А откроется юбилейный год премьерой балета «Эсмеральда», нашей совместной работой с главным дирижёром Евгением Хохловым.

Вообще, мы вступили в новый театральный сезон с новыми творческими задачами. Мы нацелены на художественный результат, который будет лучше, чем предыдущий, и делаем всё для того, чтобы новый сезон стал свежим, насыщенным и интересным. Приходите в театр!

Самарский академический театр оперы и балета

Евгений Хохлов знаком самарской публике, ведь он уже 6 лет стоит за пультом оркестра Самарского театра оперы и балета. Он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. В 2011 году проходил стажировку в Университете «Моцартеум» в Зальцбурге у профессора П. Гюльке. Зрители успели полюбить его за спектакли «Шопениана», «Летучая мышь», «Ромео и Джульетта», «Павильон Армиды», «Волшебная флейта», «Снегурочка», «Тарам-парам, ни-на, ни-на, или квартирный вопрос их испортил».

С&Г: Евгений Дмитриевич, что изменилось для вас с новой должностью?

Евгений Хохлов: Независимо от должности я всегда ответственно относился к своим обязанностям и болел за театр как дирижёр, старался всегда работать на творческом азарте, энтузиазме. Приставка «главный», на мой взгляд, просто добавляет ответственности и бессонных ночей. Теперь я более серьёзно вникаю во все проблемы, которые существовали, о которых я знал, но не был уполномочен их решать.

Ну а в творческом плане, я очень доволен, что Юрий Петрович сразу включился в работу именно со мной. Он – настоящая находка для театра, этот человек – огромный специалист, который не просто живёт балетом, но и умеет объяснить коллегам, в частности дирижёру, на что обратить внимание, какие задачи решать. Как правило, у балетмейстеров нет времени на это. Самый коротенький наш эксперимент с ним – это балет «Лебединое озеро», который мы представили на открытии нового 87-го сезона.

С&Г: Что вам уже удалось сделать в новом статусе?

Е.Х.: Мне всегда хотелось создать при театре стажёрскую группу из молодых вокалистов, куда приглашали бы талантливых ребят, чтобы они могли попробовать себя, а мы – увидеть их в деле и по итогам обучения зачислить в труппу театра. Замысел получил поддержку генерального директора театра Натальи Степановны Глуховой.

С&Г: А что у вас в планах?

Е.Х.: Прежде всего, хочу сказать, что у нас подобралась замечательная талантливая команда. Хочется горы свернуть! Но я люблю говорить о результатах. Конечно, идеи есть. Мне бы очень хотелось воплотить на самарской земле питерский проект «Опера – всем», который проходит под открытым небом и пользуется огромным успехом. Постановка «Кармен» в Царском селе собрала 12 тысяч человек! Представляете, какая популяризация оперы! Реалистичные декорации очень оживляют даже репертуарные спектакли. Пока это моя мечта.

Самарский академический театр оперы и балета

С&Г: Евгений Дмитриевич, как вы оцениваете для себя опыт работы в Самаре?

Е.Х.: Работать в Самаре для меня большое удовольствие! Я всегда хотел работать в солидном театре с огромной сценой, оркестровой ямой и балетной труппой. Эта моя мечта сбылась! Именно в самарском театре я как дирижёр открыл для себя балет. Пока самая крупная моя работа здесь – «Ромео и Джульетта», очень интересная и сложная. Это – как экзамен на музыкантскую зрелость. Постановка пользуется популярностью, а значит, я выдержал его достойно.

В Самаре – неповторимый, самобытный, замечательный театр! Я и все мои коллеги сходимся в том, что трудно найти более благодарного и увлечённого зрителя. Самарская публика особенная – с открытым сердцем. Для артиста это очень важно!

От всей души поздравляем Самарский академический театр оперы и балета с открытием 87-го театрального сезона, а новый художественный состав – с назначением! Пусть воплотится всё задуманное!

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева