Оглавление
6#2008
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология

Курс на модернизацию

— Самара
 

Завод «Гидроавтоматика» в этом году отмечает свое 70­летие. В сентябре 1938 года предприятие начинало работать
в Москве как специализированный завод по выпуску авиационных нормалей. Но в ноябре 1941, по решению Государственного Комитета Обороны, завод был эвакуирован в город Куйбышев. Здесь, на новом месте, прямо с колес рабочие вели монтаж оборудования и уже через 12 дней возобновили выпуск продукции, так необходимой для фронта – ведь без куйбышевских деталей не летали бы самолеты, бившие в небе врага.

После победы и окончания войны завод осваивал новые изделия, и вскоре номенклатура составляла почти 1000 наименований. С ростом и развитием авиастроения, появлением ракетной и космической отраслей, потребности в продукции предприятия резко возросли. И потому производственные мощности постоянно увеличивались. Строились новые цеха, задействовались новые площадки. Завод в те годы ориентировался на новейшие сложные изделия, и с августа 1969 года стал называться Куйбышевский завод «Гидроавтоматика». Вплоть до конца 80­х годов расширялось производство и осваивалось новое оборудование – высокопроизводительные станки для эрозионной обработки, типа «обрабатывающий центр». В те годы за самоотверженный труд и большой вклад в развитие авиационной техники более 200 рабочих и инженеров завода были награждены орденами и медалями СССР.

С декабря 1994 года Самарский завод «Гидроавтоматика» стал Открытым Акционерным Обществом, и в настоящее время работает под этим названием. О наиболее значительных моментах в истории предприятия рассказал первый заместитель генерального директора Виктор Владимирович Храмов:

– В годы перестройки авиационная промышленность практически перестала работать, и выпуск продукции резко упал. Завод тогда попал в очень тяжелое положение. Образовались большие долги по заработной плате, по коммунальным платежам, налогам. Ситуация осложнялась тем, что заказы от государства были, но они не оплачивались. Для того чтобы выполнять эти заказы, руководству завода приходилось брать кредит, а банки в те годы требовали 100 – 200 процентов годовых. В конце 90­х нам очень помог контракт с Китаем, благодаря которому мы погасили долги по заработной плате.

В те драматические для завода годы стало понятно, что узкоспециализированное предприятие имеет мало шансов на выживание и необходимо осваивать новые виды продукции и рынки сбыта. Сначала наладили контакты с АвтоВАЗом, затем –
с заводом «Россельмаш», с Ярославским заводом «Автодизель».
Благодаря им удалось сохранить производство традиционной продукции и начать выпуск новой.

Сегодня завод возрождается и уверенно встаёт на ноги. Предприятие не только сохранило основное производство, но и освоило изготовление гидравлических приводов: гидро­
распределителей, гидроклапанов, гидрозамков и т.д. по авиационным технологиям для сельскохозяйственных, дорожных, строительных, подъемно­транспортных и других машин и
направлений. Остро стояла проблема переоснащения. Ведь за 70 лет существования завода морально устарело и износилось не только оборудование, но и сами производственные цеха. В последние годы завод вкладывает немалые деньги в ремонт зданий и приобретение нового оборудования. Большое количество рабочих мест инженерно­технического состава компьютеризировано, с современным программным обеспечением. Приобретаются современные токарные станки с ЧПУ, модернизируется существующий парк и планируется покупка новых обрабатывающих центров. И сегодня предприятие имеет современное технологическое производство, позволяющее выпускать изделия, соответствующие мировым стандартам. Предприятие имеет лицензии на выпуск авиационной продукции, а Система качества сертифицирована.

Нельзя сказать, что все проблемы на сегодняшний день решены. Остро стоит вопрос подготовки и смены кадров, привлечения молодежи. Предприятие с радостью примет на работу молодых специалистов, квалифицированных рабочих, обеспечит их современными рабочими местами и достойной заработной платой. Поскольку понятно, что в ближайшем будущем заказы на авиационную технику не смогут гарантировать полную загрузку, для предприятия жизненно важным остается развитие неавиационных направлений, и в первую очередь, автосельхозмашиностроения, как наиболее перспективного и близкого профилю предприятия. В планах – дальнейшее перевооружение и создание новых производств. Уже в этом году должен войти в строй новый участок цветного литья.

Сейчас завод обеспечивает возможность летать не только строящимся самолетам, но и тем, которые давно не выпускают, но эксплуатируют. А в будущем – участие в строительстве тех моделей, которые только разрабатываются. Ведь без самарских агрегатов самолеты не летают…