Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Василий Аксенов и Самара

— Самара
 

                                                             Интервью с В. Аксеновым

                                    Известный российский писатель Василий Аксенов ушел из жизни 6 июля 2009 года.

Аксенов родился в Казани 20 августа 1932 года в семье председателя казанского горсовета. Судьба будущего писателя сложилась непросто: родители были репрессированы, его воспитание началось в костромском приюте для детей «врагов народа».

Широкую известность Аксенову-писателю принесла опубликованная в 1960 году в журнале «Юность» его первая повесть «Коллеги». Он автор таких произведений, как «Апельсины из Марокко», «Ожог», «Остров Крым», «Московская сага», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва-Ква-Ква» и «Редкие земли». В 1980 году Аксенова лишили советского гражданства, и с этого времени он постоянно проживал в США. В 1990 году Аксенову было возвращено российское гражданство. В 2004 году он становится лауреатом премии «Букер – открытая Россия», в 2005 году – кавалером французского Ордена литературы и искусства.

Кумир молодежи 1960-х годов, живший тогда уже в Америке Василий Аксенов неоднократно бывал в Самаре. Первый раз в наш город он приехал в 1992 году по приглашению своего давнего друга профессора Владимира Виттиха. Этот визит был поддержан самарской городской администрацией и лично мэром Самары Олегом Сысуевым и стал поводом для проведения «Аксеновских чтений» и научно-практической конференции о творчестве писателя. В последующие годы эта акция переросла в масштабный фестиваль искусств «Из века XX в век ХХI», который стал одним из самых ярких событий культурной жизни Самары середины 1990-х годов. Главной «изюминкой» фестиваля были приезжавшие в Самару люди, творчество которых являлось не только меткой второй половины ХХ века, но и мостиком в век грядущий.

Во время следующего приезда Аксенова в Самару тематика проходивших с его участием литературных обсуждений и дискуссий расширились. На встречах со студентами и преподавателями вузов речь шла уже о литературе русского зарубежья. В них приняли участие приезжавшие с Аксеновым писатель Владимир Войнович и французская писательница и переводчик, специалист по русской литературе Лили Дени.

В 1995 году прошла уже не просто литературная акция, а многожанровый фестиваль искусств, объединивший служителей разных творческих муз: писателей, поэтов, режиссеров, архитекторов, музыкантов, художников. Участниками фестиваля были писатели Василий Аксенов, Евгений Попов, поэт Андрей Вознесенский, кинорежиссер Эльдар Рязанов, джаз-ансамбли «Арсенал» Алексея Козлова и «Машина времени» Андрея Макаревича. Визитной карточкой художника Михаила Шемякина, который не смог приехать в Самару, стала развернутая в художественном музее выставка его произведений. Все творческие встречи и концерты проходили на ура, при полных залах.

Вот записанное в те дни краткое интервью Василия Павловича Аксенова: «Я с удивлением заметил, что мои коллеги по-настоящему волновались, выступали на подъеме. У нас были и дискуссии, и литературные встречи, и концерты. У самарского фестиваля есть поразительный потенциал. Сам город похорошел, изменился к лучшему, стал за год чище. Не знаю, где еще на Западе найдешь такую длинную и красивую набережную. Может быть, только вокруг Женевского озера.

Фестиваль камерный, и это хорошо. Но ему все же не хватает молодежи. Нужно выискивать и приглашать на фестиваль талантливых молодых ребят – и уже известных, и пока еще не очень. Может быть, стоит подумать о каких-то призах. Конечно, фестиваль стоит денег. Но во всем мире деятели культуры – кроме тех, кто занимается развлекательным бизнесом, – всегда ищут спонсоров. Российские спонсоры еще не наелись сами. Вчерашние мальчики оказались в мерседесах. Пусть наедятся, только пусть не стреляют.

В моей жизни не так уж плохо все сложилось. Я не тщеславен, не скопидом. У меня есть на что жить, есть чем заниматься. Ужасно рад, что угадал свое дело в жизни. Это не всем удается. Так что не жалею ни о чем. Надеюсь еще не раз приехать в Самару».

После этого Аксенов побывал в Самаре еще один раз – в 1996 году. Фестиваль «Из века XX в век ХХI» этого года получился еще более масштабным и по программе, и по числу гостей. Его участниками, наряду с «ветеранами» фестиваля, были московские театры «Сатирикон» под руководством Константина Райкина и «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского, а также международная команда архитекторов из Москвы, Санкт-Петербурга, из Италии, Голландии и Австрии. Аксенов и Попов выступили на конференциях «Писатели – молодежи» в Самарском государственном университете и «О судьбах искусства в ХХ веке» в Мемориальном музее А.Толстого. Архитекторы приняли участие в необычном творческом соревновании: они разрабатывали эскизные проекты реконструкции старых кварталов Самары.

На заключительном вечере фестиваля, который состоялся в зале Самарской филармонии, впервые были вручены городские премии в области литературы, искусства и архитектуры и названы имена лауреатов фестиваля – юных музыкантов, победителей конкурса «Самарский звездопад». Василий Аксенов являлся неизменным председателем жюри всех фестивалей «Из века ХХ в век ХХI».

Тогда же, в 1996 году, выступая перед участниками и гостями фестиваля, Олег Сысуев то ли в шутку, то ли всерьез предложил оформить Аксенову самарскую прописку. Ответ писателя был таков: «Самарский фестиваль – это невероятный карнавал, а Самара – слишком крупный город для скромного университетского профессора». Впрочем, от самарской прописки в тот вечер Василий Павлович все же не отказался…

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов