Оглавление
3#2011
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Самара космическая
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Энергетика Самарской области
Юбилей

Время «реального энергосбережения»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2011 (сентябрь)

Энергосбережение

Низкая по сравнению с зарубежными странами энергетическая эффективность российской экономики приводит к высоким издержкам общества на своё энергообеспечение, негативно влияет на экологическую обстановку, угрожает устойчивому энергоснабжению населения и организаций.

Проблемы энергоресурсосбережения

Высокая энергозатратность в значительной мере определяется устаревшими производственными фондами, изношенностью оборудования, несовершенством технологий и тому подобными объективными причинами. Однако существуют и другие факторы: прямая энергорасточительность и бесхозяйственность, отсутствие единой системы учёта потребляемых энергоресурсов, ограниченное использование энергоэффективной техники, а главное – несовершенство управленческих механизмов. Их преодоление не требует значительных финансовых затрат, сравнимых, например, со структурной перестройкой энергоёмкого промышленного производства.

Известно, что быстрый и весьма ощутимый эффект дают абсолютно бесплатные – организационные энергосберегающие действия и типовые малозатратные быстроокупаемые технические мероприятия.

Проведение активной целенаправленной государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности – требование времени. Её результат – снижение издержек во всех видах экономической деятельности, совершенствование технологий и повышение конкурентоспособности отечественных товаров, что, соответственно влечёт за собой увеличение экспортного потенциала, – а в итоге всё это способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения. Решая на первых порах проблемы, казалось бы, сугубо экономические, эта стратегия работает и на достижение важнейших социально ориентированных целей.

Для России проблема энергоресурсосбережения более чем актуальна, поскольку энергетические ресурсы являются одним из основных источников жизнеобеспечения государства. Рациональное использование энергоресурсов не только позволит решить многие экономические проблемы, но и позитивно отразится на бюджетах всех уровней и развитии социальной сферы.

Современное состояние энергосбережения в России и регионах можно оценить как переходное от формирования идеологии и нормативно-правовой базы в сферу активных практических действий, реализации поэтапной последовательной технологии «реального энергосбережения».

Энергсбережение в Самарской области

После вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» в Самарской области для координации этого процесса был определён орган исполнительной власти региона в лице министерства промышленности, энергетики и технологий. Кроме того, каждый орган исполнительной власти Самарской области, имеющий подведомственные учреждения, координирует проведение этими учреждениями энергосберегающих мероприятий.

Для обеспечения согласованных действий по рациональному использованию энергоресурсов создан Совет по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при губернаторе Самарской области. На уровне муниципальных образований во всех городских округах и муниципальных районах Самарской области назначены ответственные лица из числа сотрудников администраций органов местного самоуправления.

В целях осуществления на территории региона практических мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, создано государственное автономное учреждение Самарской области «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». В 2010 году агентством была организована разработка реализуемой в настоящее время областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2010–2013 годы и на период до 2020 года», проведены специализированные семинары для представителей всех государственных учреждений Самарской области. Кроме этого, были проанализированы все утверждённые муниципальные программы энергосбережения на соответствие их требованиям законодательства, после чего информация о выявленных недостатках была доведена до сведения руководителей органов местного самоуправления для доработки указанных программ.

Энергосбережение

Ассоциация энергоаудиторов

Начальным этапом действий по повышению энергетической эффективности любого объекта должно быть его энергетическое обследование юридическим или физическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области проведения энергетических обследований. Для выполнения этой сложной и объёмной работы в Самарской области образована саморегулируемая организация, объединившая более 50 субъектов профессиональной деятельности в области проведения энергетических обследований – некоммерческое партнёрство «Ассоциация энергоаудиторов и энергосервисных компаний Самарской области». Её учредителями являются государственное автономное учреждение Самарской области «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» и Торгово-промышленная палата Самарской области.

Проведённые агентством в 2010–2011 годах обследования 433 объектов в государственных учреждениях Самарской области позволили получить объективные данные об объёмах используемых ими энергетических ресурсов, определить имеющийся потенциал энергосбережения, разработать перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности и произвести их стоимостную оценку.

По результатам этой работы в текущем году на 93 объектах осуществляется установка систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии. Годовой экономический эффект этого мероприятия областной целевой программы энергосбережения превышает 2  млн. рублей, что обеспечивает окупаемость вложенных средств менее чем за 4 года.

Энергосервисный контракт

Очевидно, что для выполнения энергосберегающих мероприятий необходимо финансирование. Поскольку бюджетные возможности ограничены, требуется формирование нормативно-правовой базы, позволяющей использовать энергосервисные контракты – общепризнанный во всём мире метод работы в сфере повышения энергоэффективности. Энергосервисный контракт основан на предоставлении специализированной организацией комплекса услуг по энергосбережению потребителю с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии затрат на энергоресурсы. В рамках контракта потребитель энергоресурсов предварительно не расходует свой капитал. Основную часть риска берёт на себя энергосервисная компания, реализующая конкретный проект.

Выполнение энергосберегающих проектов в государственных учреждениях на основе привлечения внебюджетных средств гораздо важнее и потенциально многократно результативнее, чем простое освоение выделенных на эти цели бюджетных средств. Однако, с учётом требования законодательства, заключение такого контракта на сумму свыше 100 тыс. рублей возможно только через конкурсную процедуру государственных закупок, при которой доминирующим является не критерий качества оказываемых услуг, а критерий цены. Очевидно, что для снятия этого препятствия необходимо согласование позиций федеральных законов №261-ФЗ, регулирующего отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и №94-ФЗ, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Благодарим за предоставленную информацию ГАУ СО «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».