Оглавление
3#2011
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Самара космическая
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Энергетика Самарской области
Юбилей

Самарский оперный театр. Страницы биографии оперной труппы

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2011 (сентябрь)

Самарский оперный театр

День рождения

Отсчёт истории Самарского академического театра оперы и балета – тогда Средневолжской краевой оперы – начинается с 1 июня 1931 года. Сегодня, в начале нового тысячелетия, нелегко представить себе в полной мере тогдашнюю ситуацию в Самаре – городе, население которого в начале 1930-х годов ещё не достигло 250 тысяч человек, но значение этого события трудно переоценить. Любопытно, что из ближайших географических соседей Самары лишь в Саратове оперный театр открылся немного раньше – в 1928 году. В Горьком это произошло в 1935, в Уфе в 1938, в Казани в 1939, в Челябинске в 1955, а в Воронеже – только в 1961 году.

Конечно, и до момента рождения стационарного театра оперы и балета оперная музыка в Самаре звучала, но происходило это нерегулярно, от случая к случаю, и сведения об этом отрывочны. Известно, что ещё в октябре 1860 года в городе гастролировала труппа театра Ла Скала, в репертуаре которой были «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Травиата». В 1886 году в исполнении оперного товарищества Я. Любина и М. Салтыкова в Самаре впервые прозвучала опера «Князь Игорь». В наш город неоднократно с кратковременными гастролями приезжала оперная труппа из Казани, в которой работали такие известные дирижёры, как В. Сук, А. Эйхенвальд, певцы И. Тартаков, Л. Яковлев, Е. Джиральдони, Л. Савранский, Л. Борина. Бывала в Самаре и труппа выдающегося тенора Н. Фигнера.

Опера в Самаре до рождения театра

После революции первая серьёзная попытка создать оперный театр в Самаре была предпринята антрепренёром, певцом и театральным деятелем Д. Южиным. Его антреприза существовала с 1919 по 1923 год. Она работала в помещении театра-цирка «Олимп», переименованного в театр имени К. Маркса. В репертуаре были «Евгений Онегин», «Травиата», «Кармен», «Фауст», «Риголетто», «Искатели жемчуга». Ставились также «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина». В труппе пели Г. Жуковская, В. Дамаев, в спектаклях принимали участие столичные гастролёры, в числе которых Григорий и Александр Пироговы, П. Цесевич. Дирижировали А. Павлов-Арбенин, Я. Позен, режиссёром был П. Россолимо.

Ещё один оперный коллектив гастрольного плана во главе с Дагмаровым был организован в Самаре в 1925 году. С 1928 года его художественным руководителем стал И. Просторов, впоследствии в течение нескольких лет возглавлявший Средневолжский краевой театр оперы и балета.

Талантливый музыкальный деятель Ф. Вазерский в 1924 году организовал при клубе имени Революции 1905 года капеллу, с которой осуществлял оперные постановки. В 1928 году в помещении театра имени К. Маркса с её участием была исполнена опера «Руслан и Людмила». В 1930 году Вазерский возглавил передвижную оперную труппу. В 1931 году участники капеллы и передвижной оперы – в их числе В. Барынин и А. Степнов – вошли в состав труппы Средневолжского краевого театра оперы и балета.

В год создания оперного театра в Самаре возник ещё один коллектив – театр музыкальной комедии, первым руководителем которого был Г. Раскатов. Театр, просуществовавший до Великой Отечественной войны, открылся опереттой Н. Стрельникова «Холопка». Дирижировал Б. Мерцалов, более 40 лет отдавший театральному искусству. В этом театре ставили спектакли И. Лапицкий, И. Просторов, с ним сотрудничали балетмейстеры Ф. Лопухов, П. Шаховская, Н. Данилова, работал хормейстером В. Крапивницкий. Художественное руководство театром много лет осуществлял Г. Генин. Кумирами публики являлись А. Атаманова, А. Валерская, Л. Сатосова, Т. Демидов, М. Ярин, Н. Скалов. В репертуаре были практически все названия классических оперетт: «Сильва», «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра», «Весёлая вдова», «Перикола», «Летучая мышь», а также советские музыкальные комедии «Свадьба в Малиновке», «Золотая долина» и многие другие.

Спектакли Средневолжского краевого театра оперы и балета вначале игрались в помещении театра драмы и в «Олимпе». В октябре 1938 года театр переехал в построенный Дворец культуры имени В. Куйбышева.

Первые спектакли

Восемь десятилетий истории театра вместили очень многое. За эти годы на его сцене были поставлены десятки самых разнообразных по жанру оперных, балетных и опереточных спектаклей композиторов и хореографов разных стран и эпох.

С первых дней своего существования Самарский оперный театр осваивал лучшие образцы отечественного и зарубежного классического наследия, осуществлял постановки современных произведений, а также малоизвестных и незаслуженно забытых сочинений.

Первым спектаклем, который показал вновь открывшийся театр, была опера Мусоргского «Борис Годунов». Выбор столь значительного произведения, конечно же, не являлся случайным: коллектив как бы предъявлял самарцам визитную карточку, доказывал свою состоятельность, способность и в дальнейшем решать самые сложные творческие задачи. Постановщик спектакля – известный режиссёр И. Лапицкий, за дирижёрским пультом стоял не менее знаменитый музыкант – талантливый дирижёр и композитор А. Эйхенвальд. Отмечали успешное исполнение Г. Серебровским заглавной партии, что уже само по себе немаловажно: если в спектакле нет Бориса, о каком-либо успехе постановки этой оперы говорить не приходится.

В афише первого сезона значились также «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Кармен». Перечень спектаклей впечатляет разнообразием названий, предполагающих достаточно интенсивный рабочий ритм труппы и свидетельствующий о том, что с самого начала она была неплохо укомплектована.

Среди находок театра «Женитьба» Мусоргского – мягкий, ироничный спектакль со множеством актёрских удач. В роли Агафьи Тихоновны блеснула О. Петрусенко. Эта выдающаяся певица с уникальным по красоте и диапазону голосом, впоследствии народная артистка Украины, начинала свою карьеру в Самарском театре, исполнив в течение нескольких сезонов разнообразные партии, в том числе Виолетту и Кармен. В 1930-е годы в театре работало немало первоклассных солистов. Здесь впервые вышла на сцену Н. Шпиллер, пели В. Прокошев, Л. Ктиторов, ставшие впоследствии солистами Большого театра.

С обретением стационара у театра появились новые возможности. В сезоне 1938–1939 годов были поставлены «Иван Сусанин», «Ромео и Джульетта» Гуно, «Трубадур». К этому времени сформировался интересный творческий коллектив. Художественным руководителем был И. Просторов, дирижёрами Г. Столяров, А. Пазовский, Ю. Оленин. В репертуаре значились «Снегурочка», «Майская ночь», «Царская невеста», «Мазепа», «Пиковая дама», «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник». К 100-летию со дня смерти А. Пушкина были поставлены «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Дубровский» Э. Направника.

Наряду с классикой театр осваивал современный оперный репертуар. Уже в 1931 году, вскоре после открытия, была показана опера Эйхенвальда «Степь», ставшая первой ласточкой непрерывных творческих поисков в этом направлении, которые ведутся на протяжении всей истории театра. Большой успех сопутствовал постановке оперы И. Дзержинского «Тихий Дон», осуществлённой в 1936 году (дирижёр И. Зак, режиссёр И. Просторов).

Вслед за Москвой и Ленинградом театр в числе первых периферийных коллективов поставил в 1940 году оперу Т. Хренникова «В бурю», положив тем самым начало одному из принципиально важных в советские годы направлений своей творческой деятельности – сценической лениниане. К этой опере театр обратился вторично спустя 17 лет.

Театр в запасной столице

Особая глава в истории театра – годы Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года в наш город был эвакуирован Большой театр, который в течение почти двух лет работал в помещении Дворца культуры имени Куйбышева. В связи с этим в деятельности местного театра и в его структуре произошли существенные изменения. Оперно-балетная труппа была объединена с театром музыкальной комедии. Вновь созданный театр получил название Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. В таком качестве он просуществовал до 1949 года. Основу репертуара в военные годы составляли камерные оперы, оперетты и музыкальные комедии. Коллектив возглавлял Антон Эйхенвальд. Большое внимание уделялось созданию патриотических спектаклей и концертных программ. Особенным успехом пользовались музыкальные комедии «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Чапаевские дни» – спектакль, рождённый в коллективе: его музыку сочинил дирижёр театра Я. Фельдман, «Сорочинская ярмарка» А. Рябова с танцами в постановке Ф. Лопухова. В содружестве с композитором В. Соловьёвым-Седым театр первым поставил его оперетту «Верный друг» (дирижёр Б. Мерцалов, балетмейстер Н. Данилова). В репертуаре были и такие популярные оперетты, как «Холопка», «Аршин Мал алан» У. Гаджибекова. В Куйбышевском театре родилась патриотическая оперетта «Табачный капитан» А. Эйхенвальда, обошедшая многие сцены страны.

Артисты Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии неоднократно бывали на фронте со спектаклями и концертными программами.

Формирование репертуара

В послевоенные годы после реорганизации и восстановления прежнего профиля театра его оперная труппа пополнилась новыми исполнителями. Началось формирование репертуара, в котором преобладали классические произведения. В 1948 и 1951 годах театр дважды обращался к «Князю Игорю». Яркими страницами в биографии театра стали вердиевские «Отелло» (1950 год, дирижёр Г. Рисман, режиссёр А. Азрикан, художник В. Людмилин) и «Бал-маскарад» (1952 год, дирижёр Д. Карасик, режиссёр А. Пикар, художник А. Сальман), ставшие звёздными для А. Дольского. Его Отелло, вошедший в историю театра как выдающееся вокально-сценическое создание, производил неизгладимое впечатление на слушателей.

"Чародейка", 1953 год

Пятидесятые годы характеризуются обращением театра к редко исполняемым произведениям. Это оперы «Поцелуй» чешского композитора Б. Сметаны (режиссёры П. Златогоров и С. Штейн) и «Симон Бокканегра» Дж. Верди (1955 год, режиссёр А. Пикар, дирижёр Д. Карасик), до этого не ставившиеся в театрах страны.

Репертуар театра дополняли такие достаточно редкие названия, как «Фра-Дьяволо» Д. Обера, «Лакме» Л. Делиба, «Черевички» П. Чайковского – все 1955 год, «Миньон» А. Тома (1959 год), «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана (1960 год). В 1960 году была возвращена на сцену практически забытая опера «Купец Калашников» А. Рубинштейна.

Успехом у зрителей пользовалась «Аида», поставленная знаменитым ленинградским режиссёром Р. Тихомировым в 1961 году – как раз в это время на экраны вышел его фильм-опера «Евгений Онегин».

"Черевички", 1955 год

Театр продолжал постоянно обращаться к современному репертуару. В послевоенные годы на его сцене шли самые разные по своим музыкальным и художественным достоинствам оперные произведения. При этом многие из них именно в Куйбышеве получили путёвку в жизнь. В этом сказывалось не только естественное стремление театра к освоению современного музыкального языка, но и необходимость идти «в ногу со временем». На сцене театра впервые были поставлены оперы «Таня» Г. Крейтнера (1954 год), «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1957 год), «Сердце тайги» Л. Книппера, «Улица дель Корно» К. Молчанова (1960 год), «Памятник» Ю. Левитина (1961 год), «Иван Шадрин» В. Дехтерева (1962 год), «Гроза» В. Пушкова (1972 год), «Мария Стюарт» С. Слонимского (1980 год). Шли также «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Угрюм-река» Д. Френкеля (1957 год), «Овод» (1959 год) и «Хождение по мукам» (1967 год) А. Спадавеккиа (1959 год), «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса (1971 год), «Пётр Первый» А. Петрова (1978 год), «Гамлет» С. Слонимского (1973 год).

Сцена из спектакля "Табачный капитан"

В начале 1970-х годов в оперной труппе был исключительно сильный состав солистов: Л. Левченко, С. Чумакова, С. Бондаренко, З. Простникова, В. Никитина, И. Николаева, Н. Полуденный, Н. Коваленко, В. Навротский, А. Пономаренко, В. Семашко, В. Черноморцев, Н. Сухов.

Интересные творческие этапы в жизни театра связаны с Б. Рябикиным – главным режиссёром в 1970–1977 и 1992–1996 годы. Особое место в репертуаре занял «Князь Игорь». Постановка 1972 года (дирижёр И. Айзикович, режиссёр Б. Рябикин, художник И. Севастьянов) стала началом фантастически долгой сценической жизни спектакля на самарской сцене. Претерпев ряд капитальных возобновлений, он оставался в репертуаре до конца 1990-х. В 1974 году спектакль прозвучал в естественных декорациях на территории ярославского Кремля – там, где была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве». Значительной удачей была постановка «Аиды» (1975 год). Это была первая премьера нового главного дирижёра Л. Оссовского. Спектакль отличался эффектной режиссурой Б. Рябикина.

Сцена из спектакля "Гамлет"

Самарский академический

В 1981 году театр отметил свой 50-летний юбилей. В этом же году состоялись первые в его истории гастроли в Москве. Афиша включала 11 оперных и балетных спектаклей, в числе которых были «Мария Стюарт», «Макбет» Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Ивайло» болгарского композитора М. Големинова. Оригинальность репертуара и достойный уровень спектаклей были особо отмечены столичной прессой. В феврале 1982 года театру присвоено звание академического.

Однако 80-е годы в биографии театра были достаточно сложным периодом. Это связано с частой сменой ведущих специалистов: главных дирижёров и режиссёров.

Большой удачей этого периода стал вечер одноактных комических опер Г. Доницетти «Пиратский треугольник» и «Колокольчик» (1987 год).

"Аида"

Они в буквальном смысле слова встряхнули труппу, показали, сколь велик потенциал ведущих солистов оперы, которые виртуозно, с блеском исполнили свои партии. Немалая заслуга в этом санкт-петербургского режиссёра Ю. Александрова, творческие контакты которого с театром продолжаются многие годы.

В 1987 году в театр приходят новые главный дирижёр В. Коваленко и главный режиссёр Н. Савинов. Их первой постановкой стала опера Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Премьера одноактной оперы Ф. Стравинского «Соловей» (1988 год) стала первой после 1908 года её постановкой в России. Запомнилась исключительно изысканная по колориту – с использованием китайских, японских и бирманских мотивов – сценография И. Вагина (Москва), на фоне которой появлялись не менее экзотического вида персонажи.

Премьера одноактной оперы «Маддалена», сочинённой 20-летним студентом Петербургской консерватории С. Прокофьевым, в постановке Ю. Александрова, дирижёр А. Беляков, сценография В. Окунева, состоялась в марте 1991 года. Спектакль стал одним из самых ярких явлений Дней Прокофьева, которые проходили в декабре 1991 года на сцене Большого театра в связи со 100-летием со дня рождения композитора.

"Чародейка"

Период 1992–1996 годов, когда главным режиссёром в театре вновь являлся Б. Рябикин, ознаменовался яркими постановками опер «Черевички» П. Чайковского, «Гамлет» и «Сервилия» Н. Римского-Корсакова, которая после премьеры в 1901 году была фактически забыта. Рябикин поставил также «Франческу да Римини» С. Рахманинова и «Бал-маскарад» Дж. Верди. Среди спектаклей 1990-х годов особое место занимает опера «Страшный двор» С. Монюшко в постановке выдающейся польской певицы и режиссёра Марии Фолтын.

В театре ведутся поиски в сфере современной музыкально-театральной эстетики, приобщения слушателей к новой, поначалу, быть может, необычной для них театральной лексике. В этом смысле постановка одноактных опер «Карлик» А. Цемлинского и «Ёлка» В. Ребикова стала смелым творческим экспериментом. Это первый международный проект, реализованный на самарской оперной сцене.

Эстафету творческих удач продолжили постановки «Богемы» Дж. Пуччини (1966 год) и «Viva La Mamma» Г. Доницетти (1997 год). Концепцию и визуальный ряд «Богемы» предложили гости: режиссёр из Перми Г. Исаакян, творческую манеру которого отличают свежесть и неординарность.

"Царская невеста"

Мировая премьера

В марте 1999 года в театре состоялась мировая премьера новой оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», постановку которой осуществили музыкальный руководитель и дирижёр М. Ростропович, режиссёр М. Стуруа и художник А. Месхишвили. Эта работа стала событием в творческой биографии театра, приближающегося к своему семидесятилетнему юбилею, и стала визитной карточкой коллектива в преддверии нового тысячелетия.

Театр успешно апробировал принятую во всём мире практику привлечения известных мастеров: дирижёров, постановщиков, сценографов. Это дало ощутимые результаты. Именно с участием таких мастеров было создано несколько постановок. украсивших репертуар театра в начале 2000-х годов. В их числе опера П. Чайковского «Чародейка». Её постановку осуществили дирижёр Национальной оперы Украины народный артист Украины Иван Гамкало, режиссёр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Людмила Налетова и главный художник столичного театра «Эрмитаж» Татьяна Спасоломская.

Период реконструкции

В 2006 году театр был закрыт на капитальный ремонт. В связи с этим у театра не сложился успешно развивавшийся творческий контакт с недавно назначенным на пост главного дирижёра В. Рыловым. В эти годы труппа работала на различных клубных площадках, мало приспособленных для показа масштабных музыкальных спектаклей. К постановке спектаклей привлекались молодые режиссёры. Так в репертуаре появились «Евгений Онегин», «реформированный» выпускником ГИТИСа В. Каппом, который решил кое в чём «подправить» Пушкина и Чайковского, «Риголетто», представленный опытным московским режиссёром М. Кисляровым в ракурсе постмодерна, а также «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке москвички Е. Александровой-Перельман.

Самарский оперный театр

Возрождение

Обновлённым после реконструкции театр предстал зрителям в сентябре 2010 года. Его зрительный зал и сцена преобразились до неузнаваемости. Канул в Лету огромный «клубный» зрительский амфитеатр с нависающим над ним балконом. Теперь в зале классическое обустройство: партер и три яруса. Появился и традиционный атрибут интерьера – центральная «царская» ложа. Зрительный зал стал выше на восемь, а сцена – на двенадцать метров. Обновлённый театр принял именитых гостей из Санкт-Петербурга во главе с маэстро Валерием Гергиевым, которые первыми выступили в новом зале. Здесь прошёл третий музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Состоялись премьеры оперы А. Бородина «Князь Игорь», о которой наш журнал рассказал в №1 за 2011 год, и двух балетов: «Спящая красавица» и «Анюта».

Самарский оперный театр

Рассказ об истории балетной труппы театра и последних балетных премьерах вы сможете прочесть в следующем номере журнала.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов