Оглавление
3#2011
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Самара космическая
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Энергетика Самарской области
Юбилей

Бесценное наследие мастера

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2011 (сентябрь)

Бесценное наследие мастера

20 августа 2011 года – 85-летие со дня рождения выдающегося живописца, заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина. Вот уже почти девять лет замечательного мастера нет с нами, и с течением времени становится всё более очевидным, что эта потеря невосполнима не только для Самары, но и для всего отечественного искусства.

Родина Пурыгина – село Осиновка Саратовской области. Его отец был крестьянином. В 1931 году семья Пурыгиных переехала в Самару. Здесь в студии старых самарских мастеров Подбельского и Краснова будущий художник получил первые уроки рисунка и живописи. С 1939 года по 1944 он учился в Московской средней художественной школе, а затем – до 1950 года, в Московском художественном институте имени Сурикова, работая в мастерской известного советского художника Г. Ряжского.

Острецов А.А. Портрет Валентина Пурыгина. 1985

В Самару – тогда Куйбышев – Пурыгин вернулся в 1951 году. Оказавшись здесь впервые в пятилетнем возрасте, он в буквальном смысле слова прикипел к этому городу. Разлука с Куйбышевом помимо времени учёбы длилась ещё несколько лет, проведённых в столице и в Загорске. Но оторваться от ставших ему родными мест Пурыгин так и не смог, и в 1978 году он окончательно обосновался в Куйбышеве.

Пурыгин явился подлинным певцом нашего края и Самары, которая стала для него по существу второй родиной. Его работы неоднократно демонстрировались на областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Дважды его творчество было представлено в Москве. Пурыгин и его семья в течение нескольких десятилетий были тесно связаны с Самарским художественным музеем. Здесь при жизни художника устраивались его персональные выставки, которые неизменно вызывали общественный резонанс.

Валентин Пурыгин. За Волгой. 1955

С различными гранями таланта и редкостным масштабом дарования Пурыгина почитатели его творчества имели возможность познакомиться на нескольких выставках, прошедших после ухода художника из жизни. Первая – «Известный и неизвестный Пурыгин» – состоялась осенью 2003 года, спустя год после его смерти. Она занимала все три этажа отдела современного искусства, который в то время находился в правом крыле Дворца культуры на площади Куйбышева. На этой выставке, пожалуй, впервые представилась возможность окинуть взглядом практически весь творческий путь мастера, а также порадоваться тому, что этот человек большую часть своей жизни пребывал рядом с нами, в Куйбышеве-Самаре, вдохновлялся великой русской рекой Волгой, красотами Жигулей, заповедными уголками нашего города.

В 2005 году в галерее «Коллекционер» была развёрнута камерная, задушевная по своей сути выставка «Валентин Пурыгин. Из мастерской художника», представившая в большинстве своём неизвестные широкой публике его живописные и графические работы. Особая аура ощущалась у стендов с фотографиями Пурыгина и самых близких ему людей, рисованными портретами детей, исполненными трогательной заботы письмами сыну Ване. Эти экспонаты передавали тёплую атмосферу любви и преданности, которая царила в семье Пурыгиных, знакомили с её жизненным укладом. Были также выставлены, к сожалению, немногочисленные и скромные по полиграфии буклеты выставок Пурыгина, пожелтевшие от времени газеты со статьями, посвящёнными его творчеству.

Валентин Пурыгин. За Волгой тополя. 1960

«Посвящение Валентину Пурыгину» – так называлась самая масштабная выставка 2006 года к 80-летнему юбилею художника. Развёрнутая также во Дворце культуры на площади Куйбышева, она отразила эволюцию творчества мастера, широчайший диапазон и глубину его философских исканий.

Пурыгин был патриархом пейзажа. На десятках его полотен запечатлены все времена года, изменчивые «настроения» погоды. На них – и буйное весеннее цветение, и знойное летнее марево, и огненные краски осени, и белоснежные зимние панорамы. В каждой картине – свой колорит, своя неповторимая, берущая за душу нота.

Валентин Пурыгин. Ворона над Волгой. 1983-1985

Впечатляют выполненные в традиции академической школы полотна 1960-х – 1970-х годов. В их числе и привлекающий светлым, умиротворённым колоритом пейзаж «За Волгой», и постепенно насыщающиеся «глубинным» цветом работы «Весенний день», «Рождествено», «Рябина», и легендарный «Осокорь», как бы символизирующий мощную, непокорную личность самого художника. Интересны работы, созданные в разных уголках страны: в Москве, Крыму, Дагестане, Хвалынске. Есть полотна, на которых читаются отголоски разных живописных манер и техник, в том числе французских постимпрессионистов и пуантилистов, в каждой из которых тем не менее преобладает индивидуальность автора.

Художник прожил большую жизнь, и она далеко не всегда была лёгкой и безоблачной. Живопись Пурыгина 1940-х – начала 1960-х годов исполнена света, тепла, несёт в себе огромный заряд жизненной энергии и оптимизма. Но катаклизмы бытия не прошли мимо чуткой, ранимой души мастера, и об этом явственно свидетельствуют работы, относящиеся к позднему периоду его творчества. Спокойные тона, настроение покоя и умиротворённости, которые преобладают у раннего Пурыгина, постепенно уходят из полотен, созданных в более поздние периоды. Эти картины уже лишены благодушной созерцательности, их отличает тревожный колорит. В поздних пейзажах Пурыгина практически нет безоблачного, ясного неба, в их подчёркнуто насыщенной цветовой гамме преобладают красные, оранжевые тона, притемнённый колорит.

Валентин Пурыгин. В березовом лесу. 1992-1993

У творчества художника своя внутренняя драматургия. С годами постепенно нарастает драматизм полотен, свидетельствующий о бушующих в душе мастера бурях. Особое место в творчестве Пурыгина занимают необычные, пронизанные языческими мотивами мифологические сюжеты с причудливыми фантасмагорическими существами, в которых угадывается портретное сходство с самим автором. Это некий бунт дикой, первозданной природы и протест самого художника против порою уродливых гримас человеческого прогресса. Если работы, относящиеся к первой половине творческого пути мастера, вызывают невольные ассоциации с Шишкиным, Пластовым, Жуковским, то полотна позднего Пурыгина – это уже парафразы живописных образов Босха.

В своих работах мастер предстаёт человеком, много пережившим и далеко не всегда обласканным судьбой. Но таков уж крест неординарных творческих личностей, будь то поэт, живописец или актёр. Несмотря на отсутствие во многих работах Пурыгина атмосферы идиллии, они не настраивают на пессимистический лад. В них огромный заряд энергии, ощущение сильной личности их творца, имеющего свой собственный взгляд на мир. Именно в этом магнетическая притягательность полотен Пурыгина.

Валентин Пурыгин. Восход Луны над ночной Самарой. 1995

Выставка, посвящённая 85-летнему юбилею художника, которая в августе и сентябре нынешнего года была развёрнута в Мраморном зале Самарского художественного музея, называлась «Лаборатория шедевра». В экспозиции было представлено около пятидесяти работ, созданных Пурыгиным с начала 1970-х по конец 1990-х годов. Благодаря прекрасному интерьеру и удачной компоновке экспонатов выставка произвела внушительное впечатление. Но на ней была лишь крошечная толика насчитывающей более пятнадцати тысяч единиц хранения живописной и графической пурыгинской коллекции музея. Это дары вдовы художника Галины Дмитриевны и его сестры Эмилии.

Огромное художественное наследие мастера ещё ждёт своего изучения и разностороннего научного анализа. И юбилейная выставка, по замыслу её устроителей, – один из шагов в этом направлении. Наряду с готовыми живописными полотнами в экспозиции были представлены предшествующие каждому из них графические наброски художника, коллажи, составленные им из подручных предметов.

Таким образом, посетители получили возможность проникнуть в художественную «кухню» мастера, увидеть, как постепенно выкристаллизовывается композиция картин, выполненных затем на холсте. Можно было проследить творческий процесс создания Пурыгиным таких масштабных живописных полотен, как «Осокорь», вобравшая в себя, кажется, все земные горести «Русалка», инфернальный «Крылатый сын Ярилы», картины «Электричка» и «Вечерние лучи», передающие хаос и суету будней огромного мегаполиса, а ещё – бесконечные вариации символических «вороньих» пейзажей, исполненная драматизма «Благословенная страна – Беловоды» с укрытым тряпицей безжизненным телом некого фантастического существа.

Многие промежуточные этапы работы мастера над полотнами сами по себе представляют немалую художественную ценность. Большая часть графических листов и коллажей, которые можно было увидеть на выставке, прежде никогда не выставлялась.

Валентин Пурыгин. Вечерние лучи. 1968-1975

В экспозиции были представлены также выполненные самарскими художниками портреты Пурыгина, запечатлевшие мастера в разные периоды жизни, а также уголок его мастерской, в которой каждый, кому хотя бы однажды довелось быть в гостях у Валентина Захаровича, ощутил окружавшую его и свойственную, кажется, только ему одному атмосферу «пурыгинского хаоса». В этом, как говорится, был весь Пурыгин, обладавший удивительной способностью превращать в произведения искусства буквально всё: обычные доски, двери, оконные рамы, клочки бумаги, ткани, фольгу.

Творческое наследие Валентина Пурыгина бесценно. Без него сегодня уже невозможно представить культуру нашей губернии. Работы именно таких мастеров в 1950-е годы были ростками нового в живописи не только Самары, но и всей страны.

Вот что сказал о художнике заместитель генерального директора Третьяковской галереи профессор Александр Морозов: «Творчество Валентина Пурыгина многолико. Что-то в нём может шокировать – эти его языческие боги, странные чудища, хотя это всё равно далеко от того, что можно наблюдать в проектах современного актуального искусства. Мы пока что не отдаём себе отчета в том, что кажущийся кое-кому архаикой реализм на самом деле является искусством для всего мира. Всё это привлекает колоссальное внимание, как привлекают внимание прекрасное дерево, прекрасные цветы, прекрасные женщины. К плеяде именно таких художников принадлежит Валентин Захарович Пурыгин. Главное то, что он был бесконечно влюблён в окружающую природу, в Волгу, которая его спасала, лечила, питала творчески и которой он по существу отдал всю свою жизнь. Пурыгин страдал от того, что новой России, как утверждали некие деятели культуры в начале 1990-х годов, не нужно естественное, природное искусство, что искусство вообще пойдёт впредь по совсем иному пути. Для Пурыгина это был удар, но он не сломил его живописи. Все его картины – это фактически его автопортреты, их удивительный мир ещё будет оценен по достоинству.

Сегодня Самара гордится спасённым от уничтожения русским авангардом, который стал украшением собрания местного художественного музея. Но не меньше, чем своим Малевичем, Самара будет славиться своим Пурыгиным. И теперь, когда художник уже ушёл от нас, прекрасно, что в Самаре решили создать музей этого замечательного мастера. Такой музей станет притягательным центром культуры здесь, в самом сердце великой русской реки Волги. Город должен найти для этого средства. И это будет незабываемая акция для Самары».

Мощный, самобытный талант Пурыгина сделал его известным далеко за пределами нашей области, но, как это часто бывает, современники всё-таки в полной мере не воздали должное мастеру при его жизни. Вот почему Самара просто обязана достойно увековечить память о своём замечательном земляке.

К первой годовщине со дня смерти Пурыгина на студии «Волга-фильм» была снята о нём лента. Автор сценария и режиссёр А. Солоницын, оператор А. Назаров. В фильме запечатлены вдохновлявшие художника волжские пейзажи, его мастерская, сам Валентин Захарович. О мастере говорят его друзья, соратники, почитатели таланта. В том же году было принято решение о создании в нашем городе музея Валентина Пурыгина. Однако по прошествии восьми лет для этого, похоже, так ничего и не сделано. Жители Самары, не равнодушные к истории и судьбе культурного наследия нашего города, очень надеются, что в помещениях, примыкающих к дому с атлантами на улице Венцека, 55, музей Валентина Пурыгина всё-таки будет создан.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов