- Философия танца Эльвиры Первовой
- Марина Неборская. Милосердие и профессионализм
- Светлана Павлишина: «Заботясь о пожилых – мы думаем о будущем!»
- Благородная профессия Марины Бурчиной
- Образование через всю жизнь
- Алла Шахматова. Музей как центр притяжения
- «Белая черешня» – место для вкусного общения
- Нутрициология: правда и заблуждения
- Лариса Середа: «Я занимаюсь любимым делом»
- Киномарафон «Самарская губерния. Золотой фонд»
- Пешком по Бродвею. Прогулка первая
- Премьера проекта «Александр Невский. Ледовое побоище»
- Три компании Самарской области победили в федеральном финале Национальной премии «Бизнес-Успех»
- Туристические возможности Самарской области презентуют на федеральном уровне
- Самарские студенты вошли в ТОП-5 Интеллектуальной олимпиады «IQ ПФО»
- В Самарской области открылся фестиваль, посвящённый Году педагога и наставника
- В Самаре состоялся вечер, посвящённый 200-летию со Дня рождения К.Д. Ушинского
- Самарская книжная ярмарка
- АВТОВАЗ начал промышленное производство LADA Vesta нового поколения
- Российские сельхозмашиностроители готовы к сезону
- «Жигулёвская долина» – лучший в России региональный оператор «Сколково»
- Новый терминал поможет наладить поставки аммиака и карбамида с тольяттинского химгиганта
- Театр-студия «Грань»: строительство, статус, награждение
- Творческим коллективам Сергиевского историко-краеведческого музея – 10 лет!
- 70 лет творчества Детской школы искусств города Похвистнево
Патриотическая симфония Пускепалиса
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2023 (апрель)
Настоящий русский мужик, хотя его мать – болгарского происхождения из Молдавии, а отец – литовец. Сам же Сергей Пускепалис родился в Курске, театральное образование начал получать в Саратове, а режиссёрский факультет закончил в столичном РАТИ (ГИТИСе).
На счету Пускепалиса около 30 постановок в разных театрах страны и богатая фильмография – более 40 ролей. Его кинокарьера стала стремительно развиваться после Берлинского международного кинофестиваля 2010 года, где его удостоили престижнейшей награды «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль.
Все вспоминают его добрым и честным человеком, с чьим именем никогда не было связано никаких скандалов. Ведь свою популярность Сергей зарабатывал исключительно в кадре или на сцене. Активно участвовал в общественной жизни страны, являясь членом Центрального совета партии «Справедливая Россия – За правду».
Сергей Пускепалис всегда оставался настоящим патриотом. Неоднократно повторял, что никогда бы не снялся в западном фильме – из-за того, какими там показывают русских людей. За недолгую актёрскую жизнь он подарил зрителям немало образов настоящих мужчин и погиб, как один из его героев. Ушёл из жизни на самом пике своей блестящей карьеры.
...Его не стало в прошлом сентябре. А в апреле нынешнего 2023 года ему бы исполнилось 57. Всего-навсего – 57 лет...
Театр
Родители Пускепалиса работали геологами. А Сергей был не против стать лётчиком, как мечтали его родители. Однако ещё в школьные годы неожиданно для всех увлёкся театром. Это и привело его в Саратовское театральное училище на курс Юрия Киселёва. Юноша пошёл туда просто за компанию с друзьями, но вступительные экзамены показали, кто есть кто. А впоследствии и сам Киселёв сумел убедить талантливого парня в правильности его выбора. После окончания училища новоиспечённый актёр сразу же был зачислен в местный театр, но пошёл в армию. Срочную службу Пускепалис проходил три года в ВМФ СССР в Североморске. После увольнения в запас в звании старшины первой статьи в 1988 году он поступил в Саратовский ТЮЗ, где и прослужил целых 10 лет.
В 2001 году Сергей окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства (ГИТИС) у легендарного Петра Наумовича Фоменко. Именно он всегда оставался для Сергея Пускепалиса самым главным ориентиром в мире театра. И именно Мастер убедил Пускепалиса в его режиссёрских способностях. Сергей неоднократно подчёркивал, что мироощущение Фоменко определило и его личное мировоззрение. «Пётр Наумович добился того, что мои профессиональные недостатки, которых было невероятно много, превратились в достоинства, – признавался Пускепалис. – Учитель убил во мне бездарь. Ведь я думал, что занимаюсь не своей профессией и никакой я не режиссёр. А Фоменко научил меня доверять своей интуиции».
После окончания института Сергей Пускепалис не стал цепляться за Москву и вновь уехал в провинцию. С мая 2003 года он служил главным режиссёром Магнитогорского театра драмы имени А.С. Пушкина, где за четыре года успел поставить 9 спектаклей! Параллельно продолжал сотрудничать и с другими российскими театрами, в том числе в Москве, Челябинске, Уфе, Омске и Самаре.
«Я уже привык к хорошему отношению к себе со стороны руководства разных театров, – говорил Сергей Пускепалис. – Десять лет назад я пришёл к Олегу Павловичу Табакову и предложил сделать «Женитьбу Белугина». Потом в МХТ имени Чехова сделал два спектакля: «Дом» и «Прошлым летом в Чулимске». И не помню, чтобы меня кто-то одёрнул или ограничил. Если мы принимали на берегу решение, никто и никогда не нарушал договорённости... Как говорил Лесков, «обещания даются по соображениям и выполняются по обстоятельствам». И я придерживаюсь этого правила. Я – человек обязательный. Если обещал что-то, кровь из носа – выполню. Я режиссёр с длительной, обширной биографией, поэтому и сроки гарантирую при заключении любых договоров. Также я достаточно не провоцируемый человек. В своей жизни многое повидал. Меня «провоцирует» лишь материал, который можно интересно подать... Возможности у артистов театра Олега Табакова безграничны, с ними можно делать всё. Это личности, индивидуальности, которые очень подвижны, чутки и впечатлительны. Я знаю, что всё будет хорошо. Все мои спектакли идут очень долго, если не мешают внешние обстоятельства...»
После «Женитьбы Белугина», поставленной в 2007 году на сцене Московского театра-студии Табакова и шедшей более 10 лет, весной 2019 года состоялась премьера ещё одной постановки Сергея Пускепалиса «Русская война Пекторалиса» по пьесе драматурга Олега Грисевича. В её основе – трагикомическая повесть Николая Лескова «Железная воля». Идею создания этого спектакля Пускепалис успел обсудить ещё с Олегом Табаковым. Тот задумку поддержал, сказав: «Делай!» Однако до премьеры не дожил. «Русская война Пекторалиса» вышла в свет уже во время руководства Владимира Машкова. В текст пьесы также вошли фрагменты и некоторых других повестей и рассказов Лескова.
«Всё творчество Николая Семёновича связано с его честными и понятными позициями в разные этапы его жизни, – резюмировал Пускепалис. – Мне кажется, что всем будет полезно познакомиться с этим произведением... Но если ставишь его «Железную волю», попытайся ставить всего Лескова, всё, что у него есть. И поэтому сюда вошли моменты из многих его произведений. Это хорошо поймут те, кто знаком с его творчеством...»
В июне 2009 года Сергей Пускепалис был назначен главным режиссёром, а в августе 2019 – художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова в Ярославле. Вскоре он стал первым отечественным театральным худруком, который организовал гастроли своего театра в ДНР и ЛНР, причём труппу он вывез туда за свой счёт. Понятно, что и денег за билеты там никто не брал!..
От «Понедельника» до... «Метро»
6 февраля 1998 года в Самаре был зарегистрирован Фонд развития культуры и искусства, в рамках которого начал свою деятельность негосударственный профессиональный театр «Понедельник». Его костяк составила группа актёров Самарского академического театра драмы, решивших уйти в свободное плавание. Их лидером стала потомственная актриса, заслуженная артистка России Ольга Шебуева. К ней примкнули Олег Свиридов, Ольга Боголюбова, Елена Орлова и другие театральные звёзды. А 20 апреля 1998 года состоялась и первая премьера театра «Понедельник». Это был спектакль «Опасный поворот» по пьесе Джона Б. Пристли.
«Понедельник» совершенно не просчитался, когда для очередной постановки пригласил лучшего ученика великого Петра Фоменко, режиссёра его Мастерской – Сергея Пускепалиса. Он приехал в Самару летом 2000 года и привёз пьесу «Уезжаю!» лауреата Букеровской премии Алексея Слаповского. Премьера состоялась уже в сентябре того же года! Это современная эксцентрическая комедия, посвящённая всем, кто хочет хоть что-то изменить в своей жизни. Автор стал весьма известен благодаря телевизионным сериалам «Пятый угол» и «Остановка по требованию». Ну а самарская постановка пьесы Алексея Слаповского благодаря гениальной режиссуре Сергея Пускепалиса оказалась настолько мощной, что исполнитель центральной роли «уезжающего Грамова» – заслуженный артист России Андрей Бердников – получил за неё специальный приз зрительских симпатий на конкурсе «Театральная Муза 2001». Образ Грамова весьма метафоричен. Он всё время собирается уехать, причём неважно куда. Но однажды ему привиделись собственные похороны, и в итоге... так никуда и не уехал...
В 2003 году спектакль «Понедельника» стал подлинной сенсацией на Магнитогорском международном фестивале «Театр без границ». Вот что писала об этом событии авторитетный эксперт Марина Дмитриевская в «Петербургском театральном журнале»: «Лично я отдала бы все премии... спектаклю самарского театра «Понедельник» – «Уезжаю» по пьесе Алексея Слаповского (режиссёр Сергей Пускепалис). Самарские актёры играют легко и слаженно, спектакль прост и не пошл, он нарисован ненавязчиво, мягкой живой кисточкой и не претендует выдать акварель за жанровое полотно... Слаповский и Пускепалис ловят некий современный звук и не оркеструют его со всей торжественностью, а вслушиваются именно как в живой звук...» И строго говоря, именно самарский спектакль «Уезжаю» во весь голос возвестил о «рождении» мощнейшего российского театрального режиссёра Сергея Пускепалиса.
Первый опыт сотрудничества молодого режиссёра с театром «Понедельник» оказался столь триумфальным, что уже буквально через год последовало логическое продолжение. На этот раз выбор Пускепалиса пал на драму «Козий остров» итальянского философа Уго Бетти. В центре истории – любовь трёх женщин, по воле судьбы оказавшихся на необитаемом острове. Спектакль Пускепалиса в сценографии художника Эдуарда Гизатуллина задавался вопросом: может ли один не очень молодой мужчина сделать счастливыми всех троих? И эта новая работа режиссёра опять никого не оставила равнодушным...
Ровно через год, в сентябре 2002 года, – очередная премьера театра «Понедельник». В своей постановке «Тихий ангел» по пьесе Алексея Слаповского режиссёр Пускепалис в который раз задавал нам вечные вопросы: «В чём счастье? В карьере, деньгах, семье, любви? Или в возможности вечной жизни?» Особое очарование этой самарской работе Пускепалиса придавало то, что все песни в спектакле исполнил он сам! То есть зонги, написанные народным артистом России Марком Левянтом на стихи Алексея Слаповского, весьма проникновенно спел... заслуженный артист России Сергей Пускепалис. Ни разу не профессиональный певец. Но, как говорится, талантливый человек – талантлив во всём!
...В те годы у театра «Понедельник» была замечательная традиция – отмечать застольем каждую очередную премьеру. Кроме собственно спектаклей, мы с супругой всегда приглашались и на эти банкеты. И что удивительно, именно Сергей Пускепалис регулярно оказывался нашим соседом по столу. То есть мы с ним знакомы буквально с начала века! Тогда он ещё не был известен миллионам теле- и кинозрителей. Нам же он запомнился своей скромностью, чувством юмора и природным обаянием...
Прошло ещё почти десять лет. С 9 по 25 октября 2011 года в Самаре проходили масштабные съёмки фильма-катастрофы «Метро». Больше двух недель самарский метрополитен «играл роль» столичной подземки. А на главную роль Гарина режиссёр-постановщик Антон Мегердичев избрал заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса. «Самара – город для меня не чужой, – признавался артист. – Около десяти лет назад я сотрудничал с местным театром «Понедельник», ставил там спектакли. Поэтому мне было приятно вновь оказаться здесь, встретиться с людьми, с которыми я когда-то работал. Не могу сказать, что съёмки в Самаре были для меня более тяжёлыми, чем в Москве. Картина «Метро» в целом достаточно трудоёмкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движение, ты постоянно в воде и грязи. И не важно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена.
Другое дело, что все эти трудности сплотили актёров и съёмочную бригаду, мы стали хорошей командой. Мы стараемся подбадривать друг друга, шутить. Если бы я работал в окружении каких-то других людей, даже не знаю, сложилась бы у нас такая благоприятная рабочая атмосфера. И даже несмотря на дикую усталость, сложные сцены, длинные смены нам удаётся пока выполнять все поставленные задачи». Огромная занятость на съёмках всё же позволила Сергею кое-что в Самаре увидеть и кое с кем повидаться. В том числе он посетил сталинский бункер и, по его словам, эти впечатления не самые лучшие в его жизни. В общем, самарская подземка стала съёмочной площадкой, и именно здесь снималось несколько ключевых сцен фильма. В историю вошли вестибюли нашего метро и огромная толпа «пострадавших пассажиров». Для этих сцен потребовалось около восьмисот местных статистов. Ну а всего на кастинг записалось около трёх тысяч самарцев. На экраны страны фильм «Метро» вышел в 2013 году, хотя так и не стал лидером проката...
Кино
А вообще в киномир Сергей Пускепалис попал совершенно случайно. В 2002 году он познакомился с режиссёром Алексеем Попогребским, у которого тогда его сын Глеб снимался в фильме «Коктебель». В результате Попогребский пригласил Пускепалиса-старшего на главную роль в своём следующем фильме «Простые вещи». «У меня кино началось даже не с фильма, а с человека – Алексея Попогребского, – признавался Сергей Пускепалис. – Я считаю его человеком-кораблём. «Простые вещи» стали для меня хорошей киношколой, а Попогребский – наставником в кино, хотя мне было уже около 40 лет. Он и Борис Хлебников – вот два моих ориентира в киномире».
В прокат лента Попогребского вышла в 2006 году, а в 2007-м завоевала главный приз на XVIII Открытом российском кинофестивале «Кинотавр». Ну а Сергею Пускепалису работа над фильмом принесла приз этого фестиваля в номинации «За лучшую мужскую роль». Их следующей совместной работой стал психологический триллер о полярниках «Как я провёл этим летом», который в 2010 году даже вошёл в основной конкурс юбилейного 60-го Берлинского кинофестиваля. Там он был удостоен награды «За выдающиеся достижения в области киноискусства». А Сергей Пускепалис за главную роль начальника полярной станции Сергея Гулыбина получил «Серебряного медведя» в номинации «Лучшая мужская роль». Также фильм победил на других международных фестивалях (Чикаго и Лондон) и награждён премией «Золотой Орёл».
После этого приглашения посыпались на Пускепалиса словно из рога изобилия. Так, в 2011 году вышло целых четыре ленты с участием актёра. Ну а в дальнейшем он неукоснительно соблюдал ежегодный «ритм» в два фильма. Правило было нарушено только в 2013 году, когда на суд зрителей представили три киноработы с участием Пускепалиса. Особенно ему удавались роли людей в погонах. В 2012 году огромную популярность принесла ему роль капитана Ивана Грекова в масштабной экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Несколько слов о некоторых других работах. Фильм «Сибирь, Монамур» (2011 г. – подполковник); «Защита свидетелей» (2011 г. – майор Андрей Мещенко); «Развод» (2012 г. – полковник ГУВД Михаил); «Совиный ручей» (2013 г. – капитан Госбезопасности Иван Митин); «Битва за Севастополь» (2015 г. – командир); «Дорога на Голгофу» (2017 г. – генерал Романовский); «Шифр» (2019 г. – подполковник Проскурин). А в 2022 году финальной работой Сергея Пускепалиса в военном амплуа стал боевик Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», где он сыграл роль реального военачальника Семёна Жаворонкова. Актёр рассказывал, что ему действительно очень часто предлагают роли военных, а ему самому нравится их играть.
«У меня много друзей этого круга, – признавался Сергей Пускепалис. – Я дорожу их мнением, в том числе по поводу того, что получается на экране. Для меня это честь всегда. Режиссёр «Крыльев над Берлином» Константин Буслов предложил мне сценарий и сказал это сыграть, что я и сделал. В чём не раскаиваюсь и даже горжусь. Это наша история, благодаря которой мы сейчас с вами живём и общаемся... Это же серьёзнейшие испытания, которые мы преодолели. Мир стоял вообще на пороге тотальной гибели. Вы представьте себе! Нам всё кажется, что это не с нами, это когда-то было. Я вот так не могу мерить, больше или меньше нам нужно военных фильмов. Но хороших и качественных – да, они очень нужны. Надо снимать, насколько хватит таланта и денег. И не волноваться, что мы перекормим зрителя. Не перекормим! Если военное кино свидетельствует о наших возможностях – это здорово! Все фильмы, которые мы должны снимать про войну – это предупреждение не только нам, а всем вокруг. Тем, кто нагнетает, кто участвует в формировании каких-то процессов. Война – крайняя степень человеческих отношений. В этом смысле наш фильм «Крылья над Берлином» – фильм антивоенный, потому что он предупреждает».
Сергей Пускепалис попробовал свои силы и в кинорежиссуре, сняв фильм «Клинч» по пьесе Слаповского. Лента стала экранизацией его театральной постановки в Уфимском театре. Премьера этой ленты состоялась в 2015 году на Ереванском международном кинофестивале. Ну а последней актёрской работой Пускепалиса оказалась одна из главных ролей в художественном фильме режиссёра Антона Мегердичева «Сердце Пармы»...
P.S. Начиная с 2015 года, Сергей Пускепалис часто приезжал в Донбасс, став там совсем родным человеком. Постоянно отправлял туда гуманитарные грузы. Он и погиб, перегоняя купленный лично им для Донбасса гружёный гуманитаркой бронированный микроавтобус.
...На месте гибели Пускепалиса развевается российский триколор. Проезжающие мимо люди останавливаются, чтобы почтить память великого патриота. Актёр его театра Алексей Дмитриев сказал: «Мы будем всегда помнить его как патриота. Как человека, который сделал для России и для нашего великолепного театра всё!»
6 февраля 2023 года был опубликован Указ о награждении Сергея Пускепалиса орденом Мужества (посмертно)...
Автор: Анатолий Семёнов