- Философия танца Эльвиры Первовой
- Марина Неборская. Милосердие и профессионализм
- Светлана Павлишина: «Заботясь о пожилых – мы думаем о будущем!»
- Благородная профессия Марины Бурчиной
- Образование через всю жизнь
- Алла Шахматова. Музей как центр притяжения
- «Белая черешня» – место для вкусного общения
- Нутрициология: правда и заблуждения
- Лариса Середа: «Я занимаюсь любимым делом»
- Киномарафон «Самарская губерния. Золотой фонд»
- Пешком по Бродвею. Прогулка первая
- Премьера проекта «Александр Невский. Ледовое побоище»
- Три компании Самарской области победили в федеральном финале Национальной премии «Бизнес-Успех»
- Туристические возможности Самарской области презентуют на федеральном уровне
- Самарские студенты вошли в ТОП-5 Интеллектуальной олимпиады «IQ ПФО»
- В Самарской области открылся фестиваль, посвящённый Году педагога и наставника
- В Самаре состоялся вечер, посвящённый 200-летию со Дня рождения К.Д. Ушинского
- Самарская книжная ярмарка
- АВТОВАЗ начал промышленное производство LADA Vesta нового поколения
- Российские сельхозмашиностроители готовы к сезону
- «Жигулёвская долина» – лучший в России региональный оператор «Сколково»
- Новый терминал поможет наладить поставки аммиака и карбамида с тольяттинского химгиганта
- Театр-студия «Грань»: строительство, статус, награждение
- Творческим коллективам Сергиевского историко-краеведческого музея – 10 лет!
- 70 лет творчества Детской школы искусств города Похвистнево
ЗСК на пути обновления
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2023 (апрель)
Современное автомобильное колесо – сложное высокотехнологичное инженерно-техническое изделие со множеством характеристик. Это хорошо известно работникам тольяттинского ООО «Завод стальных колёс» – предприятия, которое почти два десятилетия входит в число ведущих российских производителей недорогих штампосварных колёс высокого качества. В нынешних непростых условиях предприятие реализует масштабную программу модернизации производства с целью повышения конкурентоспособности. Прологом этого стало участие ООО «ЗСК» в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости».
Масштабные задачи
Реализация программы модернизации началась под руководством инвестора и директора ООО «ЗСК» Валерия Ивановича Шиянова. Цель программы – повышение производительности и качества, расширение номенклатуры и снижение себестоимости выпускаемой продукции, и в конечном счёте – повышение конкурентоспособности предприятия на рынке и увеличение прибыли.
В рамках этой большой комплексной задачи Тольяттинский завод стальных колёс принял участие в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», который курирует министерство промышленности и торговли Самарской области.
«Участие в нацпроекте позволило нам, с одной стороны, в рамках организационных мероприятий, без финансовых затрат осуществить ряд мер по оптимизации различных процессов внутри производства. А с другой стороны – дало возможность получить льготные займы от федерального Фонда развития промышленности на закупку нового оборудования», – рассказал заместитель директора по финансам Андрей Владимирович Авдеев.
Реализация нацпроекта на предприятии началась в 2019 году. Совместно со специалистами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда сотрудники ООО «ЗСК» изучили производственные потоки на заводе и обнаружили потенциальные «узкие места», которые мешали наращиванию производительности труда.
В качестве пилотного был выбран производственный поток по изготовлению дисков стальных колёс. Благодаря внедрению принципов бережливого производства время протекания процесса на пилотном потоке уменьшилось на 52%, незавершённые запасы производства сократились на 83%, выработка выросла на 18%, а производительность труда – на 7,7%.
В дальнейшем достигнутые успехи и наработки были распространены и на другие участки завода. В частности, выполнена автоматизация различных операций на участке сборки, сварки, корректировки колеса, автоматизированы участки покраски и калибровки, а также процесс передачи заготовки на линии штамповки диска.
С заботой о людях
Одним из важнейших результатов мероприятий по повышению производительности стало улучшение условий труда рабочих. «Была серьёзно улучшена эргономика производства, много тяжёлых ручных операций заменено механическими процессами, транспортерами, – рассказывает заместитель директора по производству Владимир Евгеньевич Бондаренко. – Люди стали меньше уставать и работать более эффективно. Кроме того, на участке изготовления дисков нам удалось более чем на четверть сократить обслуживающий персонал, который мы задействовали на других процессах. Совместно с ремонтной службой повышена эффективность планово-предупредительной работы для исключения внеплановых прерываний рабочего цикла».
По словам Андрея Авдеева, при нынешней общей численности сотрудников ООО «ЗСК» около 200 человек, дефицит рабочего персонала превышает 25%. Поэтому снижение трудоёмкости и улучшение условий труда и отдыха является важной составляющей кадровой политики предприятия, наряду с ближайшими планами по повышению заработной платы.
«Сейчас мы занимаемся внесением изменений в фонд оплаты труда, формированием персональной заработной платы, чтобы сделать рабочие места более привлекательными, – поясняет Андрей Владимирович. – Большим нашим преимуществом является крепкий костяк из грамотных, опытных, преданных предприятию работников. Поэтому мы имеем хорошую базу и прекрасные условия для обучения и воспитания молодых кадров через наставничество, передачи всех наших знаний и опыта. Для того, чтобы стать действительно хорошим штамповщиком или сварщиком, необходим немалый практический опыт работы на производстве в паре с наставником. Я уже не говорю о таких уникальных сегодня профессиях, как ремонтник или наладчик современного оборудования, которым, по большому счёту, не учат ни в одном техникуме или колледже».
Модернизация и санкции
Выпускать современную качественную продукцию, отвечающую запросам потребителей – одна из главных целей проводимой на ООО «ЗСК» модернизации. Часть оборудования уже запущена в эксплуатацию, но доставка большей части ожидается в текущем году. Как и многим отечественным промышленным предприятиям, тольяттинскому заводу пришлось столкнуться с определёнными трудностями, связанными с санкционной войной Запада против России.
«Если раньше по оборудованию и оснастке мы работали, в основном, с нашими давними партнёрами из Чехии, то в нынешних условиях нам пришлось переориентироваться на производителей из Китая и Южной Кореи, – рассказывает Владимир Бондаренко. – К сожалению, отечественные производители в поставках пока составляют меньшинство. В России не производят необходимое нам основное технологическое оборудование. Но там, где это возможно, включая сырьё и материалы, мы стараемся ориентироваться на российских производителей, в том числе из Самарской области и регионов Поволжья. Так, например, запчасти для ремонта изготавливаем на предприятиях Тольятти, налаживаем работу с ярославским производителем эмали для покраски колес, однако, что касается катафорезного грунта, то альтернативу мы нашли только в Южной Корее».
Важной особенностью нового технологического оборудования стала изначально заложенная в него функция контроля параметров работы и корректировки отклонений в автоматическом режиме, что позволяет обеспечивать качество в процессе самого производства, а не на конечной стадии отбраковки. «Это стоило нам дополнительных затрат, – добавляет Андрей Авдеев, – но мы понимаем, что качество обеспечит нам конкурентные преимущества в будущем».
Вообще, на предприятии соблюдаются все требования, предусмотренные международным стандартом ISO 9001:2015, регулярно проводятся мероприятия по повышению качества. Благодаря этому ЗСК вышел на устойчивый тренд по снижению внутрипроизводственной дефектности – на текущий год планируется снизить процент брака с 3,46% до 3,02%.
Перспективы и господдержка
Сегодня предприятие входит в топ-3 производителей стальных колёс в России. И даже несмотря на то, что в 2022 году данный рынок сузился по причине значительного снижения продаж новых автомобилей и сокращения общего автопарка страны, ЗСК произвёл и продал продукции примерно на 30% больше плана, увеличив свою долю на вторичном рынке стальных колёс.
«Дело в том, что мы сейчас работаем только на вторичный рынок, – поясняет Андрей Авдеев, – и наши основные партнёры, закупающие продукцию крупными партиями, – это федеральные и региональные шинно-колёсные компании, которые имеют свои представительства, сети магазинов и автосервисных центров во всех крупных городах. На фоне всеобщей неопределённости и дефицита запчастей их интерес к отечественной продукции только растёт».
Одним из факторов успеха ООО «ЗСК» является постоянная работа над ассортиментом продукции. Сегодня завод производит 44 наименования колёс для десятков моделей отечественных и зарубежных автомобилей, в том числе уже снятых с производства. В 2020-2021 годах предприятие успешно освоило технологию производства дисков для коммерческого транспорта и малотоннажных грузовиков, в первую очередь – «Газели».
«Сложность работы на вторичном рынке в том, что у нас нет заказов на производство и нам всё время приходится подстраиваться под текущие потребности рынка, а для этого – внимательно его анализировать, прогнозировать возможные изменения, – рассуждает Андрей Авдеев. – Например, последние изменения требуют от нас учитывать растущую долю китайских автомобилей и разрабатывать соответствующие модели колёс. В этой непростой ситуации нам хотелось бы, по крайней мере, равных условий с нашими конкурентами в плане господдержки. Компании, работающие и на вторичном, и на первичном рынке стальных колёс, имеют ряд преференций как участники госпрограмм поддержки автопрома. В частности, могут дешевле закупать металл, составляющий 60% затрат при производстве колеса. Планомерное расширение государственных программ поддержки бизнеса позволяет нам рассчитывать на решение и этого вопроса, от которого в значительной степени зависит наша перспектива».
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Алексей Сергушкин