Оглавление
1#2023
Оглавление
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Информационные технологии
История
Культура Самарской области
Образование
Право
Событие
Спорт Самарской области
Экология
Юбилей
Наука
Содружество
Леди-клуб
Социальная политика
Нацпроекты
Год педагога и наставника

Пешком по Бродвею. Прогулка первая

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2023 (апрель)

В пятидесятых годах прошлого века во многих крупных городах страны появились так называемые Бродвеи (Броды) – участки центральных улиц, на которых по вечерам «тусовалась» интеллигентная («золотая») молодёжь. В Москве это был участок улицы Горького (Тверской) от площади Пушкина до Манежной, в Ленинграде (Санкт-Петербурге) – начало Невского проспекта от Адмиралтейства. В Куйбышеве (Самаре) тоже был свой Бродвей – два квартала улицы Куйбышевской от Некрасовской до площади Революции.

Этот участок был и остаётся сегодня историческим центром старой Самары, средоточием значительных в застройке города зданий. Многие из молодых совсем не знают их вроде бы недалёкую, но интересную историю, а также событий с ними связанных. Я же родился и 27 лет прожил в коммунальной квартире в центре центрального квартала улицы Куйбышевской. Кроме того, Брод был местом прописки так называемых «стиляг», а в этой протестной молодёжной субкультуре мне самому довелось побывать тоже. То есть помещаемые ниже строки – это не пересказ чьих-то краеведческих изысканий, а личные, ностальгические воспоминания о былом, о прожитом в определённых временных границах. Это – своеобразное возвращение в детство и в раннюю молодость, которые прошли на улице, оставшейся в памяти как легендарный самарский Бродвей.

Старая Самара

Прогулку начнём, что называется, с начала, то есть с угла улицы Некрасовской. На нечётной стороне Куйбышевской здесь размещается уникальное здание кирхи. Эта евангелическо-лютеранская церковь Святого Георга – духовная обитель в первую очередь проживающих в Самаре немцев. В прошлом церковь находилась в географическом центре существующей в городе немецкой слободы, хотя строилась она всё же как костёл. Однако после вспыхнувшего в Польше в 1863 году «январского» антироссийского восстания храм превратился в немецкую кирху. После революционной заварушки 1917 года церковь ещё какое-то время существовала, но в 1930-м была, естественно, «по просьбе трудящихся» закрыта. Более того, в ней словно в насмешку разместили самарский «Союз воинствующих безбожников», а также выставочные и рабочие помещения художников и музей естествознания школьников.

Но кроме основного здания, кирха имеет и два боковых флигеля, в которых уже в советское время размещались пирожковая, кассы Аэрофлота, швейно-ремонтная мастерская и небольшой магазин продуктов. В крохотной пекарне можно было за 10 копеек приобрести вкуснейший пирожок с мясом или вишней, который выпекался буквально на твоих глазах. А от магазина у меня остались печальные детские воспоминания. До отмены в декабре 1947-го введённых в годы войны продовольственных карточек мама мне, тогда ребёнку, поручала в этот самый магазинчик, запросто именуемый у нас «сороковым», ходить за хлебом. В один из походов, выстояв приличную очередь к прилавку, я обнаружил, что карточек у меня нет: карманные воришки тогда были везде, в том числе тёрлись в очередях. Дома, конечно, были слезы, ведь произошла подлинная трагедия: семью я оставил буквально без хлеба, поскольку без карточек, в свободной продаже хлеба тогда в стране просто не было.

В августе 1991 года в городе была восстановлена евангелистическо-лютеранская община, которой и передали весь комплекс кирхи. Первое богослужение в церкви прошло в декабре 1991, и сейчас оно проводится постоянно по средам и воскресеньям, в том числе с участием приезжающих из Германии пасторов. В июне 2003 года в здании был установлен акустический орган, который стал вторым в Самаре: солидный «Рудольф фон Беккерат» на сцене филармонии появился на два года раньше. Сегодня в кирхе постоянно звучит не только орган, но и другая музыка в исполнении церковного хора, а также самарских и приглашаемых российских и зарубежных исполнителей.

Старая Самара

Мы могли бы и ещё посидеть на скамье в храме, но давайте выйдем из кирхи и продолжим прогулку. И повернём за угол, где по улице Некрасовской подойдём к дому №27. Сегодня на этом месте размещается муниципальный театр драмы «Камерная сцена», а в XIX веке здесь находилась единоверческая церковь о пяти главах. Но в 1935-36 годах её купола и колокольня были разрушены, и по проекту самарского архитектора Петра Щербачёва на месте церкви появился Дворец культуры, а также столовая для рабочих швейной фабрики «Красная звезда». Этот скромный очаг культуры, именуемый клубом швейников, а позже ДК «Рассвет», был достаточно популярным в районе исторического центра города. Здесь проводились различные концерты, демонстрировались фильмы. Кроме того, при клубе были организованы кружки технического творчества для детей, а также коллективы разнообразной художественной самодеятельности. Я в раннем школьном возрасте занимался в них, поскольку жил и учился в непосредственной близости, и родители без особого беспокойства в клуб меня отпускали одного.

Организованный в 1993 году Софьей Рубиной любительский театр «Камерная сцена» почти 10 лет жил на уплотнении в клубе имени Революции 1905 года, но в 2002-м уже в статусе муниципального получил крышу клуба «Рассвет», где после реконструкции успешно работает в зале на 228 мест и сегодня.

Столовая швейной фабрики в 60-70-х годах была очень популярной в городе, а позже здесь появился ресторан «Спотыкач» с национальной русской, украинской и кавказской кухней.

Старая Самара

Если теперь нам вернуться по Некрасовской назад, то на углу Бродвея мы окажемся в уютном скверике «Три вяза». В конце тридцатых здесь построили деревянный ресторан «Арктика», двухэтажный, с эффектной угловой башенкой. А в пятидесятых за рестораном в сквере установили два ряда пивных автоматов, в которых, опустив приобретённый жетон, можно было налить кружку свежего пенящегося «Жигулёвского». А сама «Арктика», с умеренными ценами, по вечерам была популярной у тусующейся на Броде молодёжи. Но в 1958 году ресторан сгорел, и на его месте остался лишь сквер с теми самыми тремя вязами. А уже в XXI веке угол украсился памятником бравому солдату Швейку, герою писателя Ярослава Гашека, который в 1918 году сам жил напротив, на той же Дворянской улице. В наши дни благоустроенный сквер с тремя вязами обзавёлся летним кафе. Уютный уголок привлекает горожан и сегодня, хотя он стал меньше: место открытого кафе занял отель с рестораном.

Ну а теперь переберёмся на чётную сторону самарского Бродвея. Напротив, в доме № 102, постоянную прописку с 1960 года получило Куйбышевское музыкальное училище. Появившись в Самаре ещё в 1902 году как музыкальные классы, и в 1911-м став средним специальным учебным заведением, училище сменило в городе несколько адресов. В разные годы многие выпускники училища стали талантливыми исполнителями – музыкантами и вокалистами, а также педагогами, внёсшими большой вклад в развитие отечественной музыки.

Старая Самара

В 1993 году училище получило имя Дмитрия Шаталова, который с пятидесятых годов был здесь педагогом, а затем директором. Вся семья Шаталовых исключительно музыкальная. Лидия Алексеевна, супруга Дмитрия Георгиевича, была профессиональной певицей, а дочери Наталья и Ольга – замечательные пианистки, причём сегодня хорошо известные не только в Самаре.

Впрочем, можно вспомнить и другое использование дома №102, когда он пребывал в роли образовательного центра совершенно другого профиля, и какое-то время был Домом политического просвещения (ДПП). Помню, что мальчишками мы часто бегали к нему, чтобы познакомиться с новостями боевой обстановки в далёкой Корее. Тогда в одном из окон первого этажа здания висела большая карта этой страны, на которой постоянно помечалась военная ситуация на фронте в Корее, где тогда развязала войну армия США. Позже Дом политпросвета ещё дважды менял свой адрес. В нём принудительное двухлетнее партобучение проходили руководители крупных организаций и предприятий.

Старая Самара

Но давайте продолжим наше путешествие по самарскому Броду и подойдём к дому № 98-100, где в начале XX века размещалась гостиница «Сан-Ремо». Именно в ней и жил чешский писатель Ярослав Гашек, которого мы уже вспоминали вместе с его солдатом Швейком, памятник которому в Самаре установили в 2013 году, в год 130-летия писателя. В июне 1918-го члена РКП(б) Ярослава Гашека командировали в Самару для проведения политической агитации среди белочехов, а в октябре советская власть в городе была восстановлена.

На этом месте, в начале самарского Бродвея, пока и остановимся, хотя прогулки по историческому центру старой Самары ещё обязательно продолжим.

Автор: Игорь Вощинин


Автор:Игорь Вощинин