Оглавление
4#2020
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
Здравоохранение
История
Конкурс
Культура Самарской области
Поздравления
Самарские имена
Событие
Творчество
Юбилей
Год памяти и славы

«Место действия» – камерный театр без границ

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2020 (декабрь)

Театр «Место действия» был создан в 2014 году по инициативе выпускника московского театрального института имени Бориса Щукина. В Самару он приехал на молодёжный форум «iВолга» и, победив в смене «Культурный Бум», остался осуществлять свои творческие планы и амбиции в городе на Волге. Успешный опыт проведения фестиваля-лаборатории молодой режиссуры в рамках форума задал направление развития театра перформативных искусств «Место действия». О том, что происходит в этом театре сегодня, мы выяснили у его художественного руководителя, молодого режиссёра и продюсера Артёма Филипповского.

Руководитель театра «Место действия»

С&Г: Артём, как вы сами определяете свой театр? Кто вы, каков замысел проекта, откуда название «Место действия»?

Артём Филипповский: Мы определяем себя как театр, созданный реальностью, в котором много чего происходит «здесь и сейчас». У нас есть семейные, экспериментальные и фестивальные спектакли, проходят лаборатории, читки пьес, лекции, мастер-классы, квесты. Сегодня у нас есть свой камерный зал – наше место действия, но мы им нисколько не ограничены. Мы выносим театр за пределы помещения, таков был замысел проекта изначально. Мы делаем интересные и масштабные штуки на разных площадках города, сотрудничаем с музеями, галереями, центрами социализации, частными лицами. В первую очередь, наша деятельность направлена на продвижение культуры с помощью искусства, поэтому мы постоянно ищем новые форматы реализации творческих замыслов.

С&Г: Расскажите подробнее про ваши проекты. Что за формат и какова их цель?

А.Ф.: Целый год мы работали над проектом «Сити Вербатим». Это сейчас очень модное направление (вербатим – технология документального театра, в основе которой лежит интервью с героем, реальным человеком. – прим. редакции). К нам приезжали драматурги, которые анализировали особенности города, менталитет местных жителей. Им устроили встречи с экспертами – самарскими деятелями культуры – искусствоведами, писателями, журналистами, которые подробно рассказывали про наш город, проводили экскурсии. Затем авторы самостоятельно изучали разные районы, брали интервью, чтобы понять, как город влияет на человека. Ведь ростовчане – это одни люди, екатеринбуржцы – совсем другие. А кто такие самарцы? Здесь огромная река, склоны, вытянутые улицы, даже география влияет на сознание людей. У нас у единственных есть понятие «Заволга». В других приволжских городах обычно говорят «другая сторона» реки. Мы уезжаем туда отдыхать и вдохновляемся, когда видим большой город над водой, ночные огни, напоминающие космос. Это уникальный шанс посмотреть на себя со стороны. Так и приезжие драматурги: увидели наши особенности, проанализировали и написали пьесы о городе.

театральная Самара

С&Г: Вы играете пьесы о городе, но они также выходят за рамки стереотипных представлений о спектакле. На сцене происходит игра актёров, она же снимается на камеру и транслируется на экран. Как возникла идея такого приёма?

А.Ф.: Наши проекты – результат взаимодействия всех видов современного искусства: театра, танца, кино, музыки, литературы. Пьеса о городе «Слоны плывут по Волге» состоит из противоречий, которые сложно уловить на слух, не увидев еле заметные движений глаз, губ, рук актёров. Многие «да» и «нет» героев на самом деле имеют противоположные значения, многие слова произносятся в обход чувств. Я долго думал, как мы будем показывать все эти нюансы на сцене, и понял, что мне нужны крупные планы, чтобы видеть внутренние смятения, вырывающиеся эмоции, дрогнувшие руки, губы, глаза, волосы. Тогда появилась камера, и крупные планы проникли на сцену. Получилось кино, происходящее в реальности. Это на самом деле известный приём, в Европе он существует с 70-х годов. Мы объединили его с походом по театру, это тоже интересный приём, когда актёр уходит с площадки, и остаётся только кино на экране, а затем он снова возвращается, и продолжается театр на сцене. Плюс к этому, зрители начинают включаться в историю, разговаривать с актёрами, подсказывать им решения проблемы – получается такой импровизированный интерактив, что делает наши спектакли живыми. У нас есть ещё один спектакль «Всё о женщинах», который тоже не проходит без комментариев из зала, и это очень здорово, значит, мы выполняем миссию театра – пробуждаем чувства и эмоции публики.

театральная Самара

С&Г: На какие театры вы ориентируетесь, как режиссёр. И куда бы пошли в первую очередь, как зритель?

А.Ф.: Мне нравится театр Томаса Остермайера, Гоголь-центр, спектакли Юрия Бутусова, импонирует питерская «Мастерская».

С&Г: Как вы выбираете материал?

А.Ф.: Это всегда мистическая история, когда не мы выбираем книгу, а книга выбирает нас. Я в это верю, потому что случайности не случайны. Кто-то что-то принёс, показал, напомнил, и реакция запустилась. Меня вдруг потянуло к определённой книге, хоть я и читал её раньше. Но именно сейчас что-то произошло в сознании, зацепило, я будто влюбился, и это чувство не отпускает ни днём ни ночью. Так появились «Три сестры», «Летние осы кусают нас даже в ноябре», «Мы едем в Америку».

Три других спектакля пришли из разных проектов и тоже через какую-то магию, совершенно случайным образом. Я уже упомянул о приезжих драматургах Серафиме Орловой, Сергее Давыдове и Маше Конторович, которые должны были объединить наработанный материал в одну пьесу о городе. По факту получилось три уникальных произведения, и мы поставили два из них, третью пьесу «Летсплей» взял режиссёр «Уместного театра» Игорь Катасонов.

театральная Самара

С&Г: В ноябре 2020 вы участвовали в межрегиональном фестивале театрального искусства «Действующие лица». Какой спектакль представляли и каковы результаты?

А.Ф.: Мы показывали очень душевный спектакль «Мы едем в Америку». Это работа про чувства и тепло, хотя во всех наших историях мы пытаемся понять, что происходит в сердце человека. На фестивале мы взяли гран-при за лучший спектакль, приз зрительских симпатий, диплом лауреата «За лучшее музыкальное оформление спектакля», диплом лауреата «Лучшая мужская роль второго плана», диплом лауреата «Лучшая женская роль второго плана», диплом лауреата за воплощение образа ребёнка в драматическом спектакле.

С&Г: Ваши планы на новый сезон?

А.Ф.: Сейчас у нас шесть спектаклей, готовим ещё два детских представления. К Новому году сделаем сказку-квест по театру. Планируем проводить тренинги по актёрскому мастерству, лекции, читки современных пьес, поэтические вечера. Обязательно будем участвовать в благотворительных проектах, тем более у нас очень приятные воспоминания и опыт постановки мюзиклов с непрофессиональными артистами. Это «Бриолин» и «Мама Миа» с участием руководителей самарских компаний. Будем придумывать новые форматы проникновения театра в массы, расширять охват распространения современного искусства.

театральная Самара

С&Г: Вы независимый молодёжный театр, как вам удаётся реализовывать довольно масштабные проекты без стабильной финансовой поддержки?

А.Ф.: У нас действительно нет попечителей или постоянных генеральных партнёров, к тому же, мы негосударственный театр, поэтому реализовать идеи бывает довольно сложно. Чуть больше года назад у нас появилось помещение, что, безусловно, привело к большей свободе в действиях, но и к большей финансовой нагрузке. Мы растём и не собираемся останавливаться, о нас говорят, узнают, к нам ходят и нас любят. Мы надеемся, что найдутся заинтересованные спонсоры, которые в нас поверят и помогут развиваться. А пока мы активно участвуем в городских мероприятиях, фестивалях, выигрываем гранты, предлагаем различные мероприятия в области театра, кино, литературы. Наше пространство всегда открыто для новых людей, проектов и идей.

Театр «Место действия»
Самара, Никитинская, 53
Бронь билетов: +7 917 111 79 60
mestocentr@gmail.com
www.mestotheatre.ru
www.instagram.com/mestotheatre/

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко