Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

Не храните зла в своём сердце

— Самара

                                                                                   не храните зла в своём сердце

                                                               Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше  (Матф. 6,21)

Наш век считается временем меркантильности. Казалось, никогда ещё у нас так много не говорили о деньгах, о материальном благосостоянии, как сейчас, когда социальное расслоение в обществе достигло критической отметки. И тем не менее, катаклизмы минувшего года показали, как много у нас людей, готовых протянуть страждущим руку помощи. Не просто с пользой расстаться с оттягивающей карман мелочью или ненужной одеждой, но и ехать в свой отпуск на тушение лесных пожаров, собирать деньги на лечение больного, сдавать кровь для пострадавших от теракта… Однако милосердие и сострадание нужны не только в экстремальных ситуациях, когда мобилизуются и человеческие силы, и силы нации, но и в обыденной, повседневной жизни…

Об этом, о сребролюбии и милосердии, о грехе и покаянии, мы говорим с игуменом ВЕНИАМИНОМАБУТИНЫМ), кандидатом богословия, настоятелем храма святого пророка Илии, что на 116-м километре.

Отец Вениамин, почему в послании к Тимофею апостола Павла корнем всех зол названо именно сребролюбие? Почему не гордость, не своеволие?

– Конечно же, корень всех зол – это гордость, от которой происходят все греховные страсти. Но сребролюбие является источником очень многих духовных проблем и способно превратить жизнь в подлинный ад. Ведь человек создан по образу Божию, в нём заложено стремление к свету, к истине. А что такое сребролюбие? Это страсть, когда человек в своём сердце строит храм из золота, золотого идола, которому начинает поклоняться и который вытесняет из его сердца Бога. Ради материальных ценностей он готов порой на любое преступление. И даже если формально не преступает уголовный кодекс, эта страсть приводит к тому, что его сердце начинает каменеть. Он становится равнодушен к чужой боли, страданиям, горю. У апостола, евангелиста Иоанна Богослова сказано: Бог есть любовь (1. Иоанн. 4,8). А если человек разучился любить и закрыл своё сердце – как произойдёт его спасение?

                                                                                      Не храните зла в своём сердце

Речь не только о богатых людях. Когда Христос говорил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие», Он имел в виду не некую определённую сумму, начиная с которой бывает проблематично спастись, а отношение к богатству. Либо для человека это средства, которые ему дал Бог, чтобы он использовал их разумно и на помощь ближним, либо идол, который занимает место в его сердце. И у нас в самарской истории были примеры богатых людей, которые вели себя очень достойно – например, семья купцов Шихобаловых, которые построили в городе пять церквей, три богадельни, многие социальные объекты, раздавали милостыню… Есть такие и среди современных предпринимателей – например, недавно в одной телепередаче рассказывалось о мальчике с тяжёлым онкологическим заболеванием, которому на операцию требовалось 10 миллионов рублей. Стали собирать и набрали три миллиона, а один человек дал недостающие семь. И, конечно, можно быть очень бедным, но жадным, эгоистичным...

Милосердие обычно понимают как помощь нуждающимся, но есть и милость к падшим, к преступникам, к тем, кто по закону никакой милости не достоин…

– «Милосердие» – глубокое слово. Русский язык вообще очень ёмкий. Если твоё сердце милует, значит, ты сострадаешь ближнему, его горю. Значит, у тебя в сердце есть любовь и ты можешь слышать голос Божий. Наоборот, когда милосердия нет, всё в сердце каменеет. Это страшно.

Любой из нас несёт в себе образ Христов. Да, человек может оступиться, упасть, но образ Божий в нём присутствует, хотя и затемнён, покрыт множеством греховных страстей. Пока человек жив, он может покаяться и вновь обрести Бога в своём сердце. Поэтому нужно иметь милующее сердце ко всему творению. Как сказано в Писании: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда. Не то же делают и мытари. (Мф. 6, 46). А вот если вы врагов любите, молитесь за обижающих вас, тогда вы действительно дети Божии.

– «Если тебя ударили по правой щеке, подставь и левую». Не означает ли это в некоторых случаях потакать злу?

– Каждая заповедь Божья понимается в конкретной ситуации. Иногда приходится давать отпор – например, когда война, когда ты видишь несправедливость. А «подставь левую щёку» – значит, не храни зла в своём сердце. Если у тебя конфликт с кем-то, попытайся его разрешить миром. Но беда в том, что любой конфликт у нас часто переходит в ненависть, когда начинаешь желать другому зла…

Бывает трудно отделить зло, которое сделал человек, от него самого, грех от грешника...

Отделять приходится. Святитель Пётр, митрополит Московский, когда его оклеветали и чуть не изгнали с кафедры, а потом клеветника разоблачили, запретил наказывать его и сказал: чадо, не ты восстал на меня, но дьявол через тебя. Но с другой стороны, любая конфликтная ситуация – это по большому счёту милость Божья. Потому что если нам только говорить хорошие слова, то мы превратимся в тепличные растения, у нас будет очень искажённое мнение о самих себе. От кого чаще всего просит защитить себя в молитвах, псалмах пророк Давид? Не от убийц, не от врагов, а от льстивого человека. Те же, кто критикуют, ругают, восстают на нас, заставляют нас задуматься: а может, причины в наших поступках? Такие уколы закаляют духовно.

Почему мы должны всех прощать, быть милосердны к каждому? Есть такое выражение: я не солнышко, чтобы всем светить...

Никто нас не заставляет, подобно солнышку, светить всем. Милость порой бывает ограничена возможностями человека, его временем, ситуацией. Но есть очень простые слова молитвы господней: и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим.

Мы постоянно согрешаем перед Богом – делом, словом, помышлением, – и нуждаемся в Его милости. И Господь готов нас миловать, но ставит очень простое условие: если хочешь милости, научись миловать сам. Когда у нас происходят в жизни катаклизмы, мы бежим в церковь: Господи, за что?! Но если спросить себя: а что хорошего ты сделал в жизни, за что тебя Бог должен миловать, помогать тебе? Допустим, скопил ты состояние, купил несколько квартир или машин – всё это хорошо с мирской точки зрения. Но кому ты ещё что-то доброе сделал? Мы порой рвёмся к власти, к богатству, не понимая, что власть и деньги – это и милость, дар Божий, и испытание, большая ответственность. Простой человек отвечает за себя и за свою семью, священник отвечает за свою паству, епископ – за целую епархию. И человеку, достигшему высокой должности – губернатору, директору банка – стоит понимать, что это для него испытание, крест. Господь проверяет тебя, как ты себя поведёшь. Если недостойно, то стоит ли удивляться, что потом следует вразумление…

Святитель Василий Великий говорил, что тот, кто живёт в чрезмерной роскоши, отнимает хлеб у бедных и становится убийцей. Христианство никогда не проповедовало уравниловку, но если богатый человек тратит огромные деньги на рестораны, на украшения, а сам не готов и тысячу рублей пожертвовать страждущим, то он либо не верует вовсе, либо считает, что от Бога можно будет откупиться в последний момент. Все цивилизации пали из-за этого, из-за греха, из-за равнодушия к ближнему.

Считается, что благотворительностью нередко занимаются ради пиара…

– Есть один момент: если бизнесмен отдаёт деньги, принадлежащие его фирме, то он должен дать отчёт, например, вышестоящей организации, акционерам, куда пошли эти средства. Поэтому, когда общественность информируется о том, что эта компания занимается благотворительностью, это нормально. Но если по телевидению каждый день крутят ролики о том, как некая организация поддерживает, например, детский спорт, то поневоле задумаешься: а сколько спортивных школ можно было бы построить на те деньги, которые были потрачены на эту рекламу, на эфирное время?

Есть ли какие-то предписания, рекомендации, сколько православному христианину нужно жертвовать на храм, на дела милосердия, и как это делать?

– Есть заповедь о том, что десятую часть своего дохода человек должен посвятить делам милосердия, жертве Богу. Но это минимум. Так же как есть минимум молитв, которые нужно прочитывать в течение дня. Но тот, кто хочет достигнуть совершенства, конечно, усиливает и молитву, и степень поста, чаще бывает в храме. То же, когда речь идёт о милостыне. Конечно, если человек не отдаёт десятину, потому что получает копейки, с трудом сводит концы с концами, то это не вменится ему в грех. Но можно делать это и по-другому. Например, живёт в подъезде одинокая старушка – проведай её, когда-то ей хлеба купи, когда-то полы помой. Сослуживец впал в депрессию, ходит сам не свой – поговори с ним, успокой… Господь нам даёт широкие возможности для проявления милосердия, каждому по мере сил.

Но для духовного совершенства и этого мало. Милостыня должна соединяться с молитвой, с покаянием, с духовным возрождением. У нас понимают веру как движение ума. Мол, я признаю, что Бог есть, я Его уважаю – значит, я верующий… Но ведь вера проистекает от слова доверие. Когда ты доверяешь Богу, идёшь за Ним, исполняешь то, что Он велел, ты живёшь по своей вере. А человек часто приходит в храм за крещенской водой, освящает яйца с куличами на Пасху и считает, что с Богом он уже все отношения урегулировал...

Среди людей, далёких от Церкви, бытует стереотип, что священники живут богато, ездят на «Мерседесах», носят дорогие часы. Поэтому я, мол, не хочу иметь с ними ничего общего, а Бог у меня в душе…

– Мне приходилось разговаривать с такими людьми. Что я могу им сказать? Вы раскройте глаза, посмотрите на новые приходы у нас в городе, в области, на то, как живут большинство священников… Их богатство – это миф, который насаждается определёнными силами. И потом, если мы возьмём, например, медиков, то из них тоже можно выделить некоторое число академиков, директоров федеральных институтов, которые ездят на дорогих машинах и получают высокие зарплаты. Но огромное число врачей, которые работают в обычных поликлиниках, живут очень скромно. То же самое относится и к священникам.

Церковь, с одной стороны, это мистическое Тело Христово, а с другой стороны, имеет корни присутствия на земле и следует каким-то земным традициям. Например, святитель Филарет Московский, который был собеседником Пушкина, внешне имел все признаки своего сана – и большую канцелярию, и шестёрку лошадей, и штат прислуги. Если посмотреть на него со стороны, то он вёл образ жизни владетельного князя. Но это был человек исключительной скромности, строгий постник, который в этих покоях жил в маленькой комнате, был абсолютно равнодушен к деньгам, не скопил никаких богатств, а всё свободное время тратил на проповедь веры Христовой и дела милосердия. Поэтому важны не внешние атрибуты сана, а то, что у человека в душе. А это знает один Господь. Мы же берёмся всех судить, не зная реального положения дел.

Если священник ведёт греховную жизнь, он ответит за это перед Богом. Но в церковь мы ходим не ради священника, а ради Бога, ради спасения своей души. Когда ты придёшь к Отцу Небесному, Он не спросит, как жил твой сосед, сколько он украл денег, с кем изменял жене другой сосед и на каких дорогих курортах отдыхал твой начальник. Господь задаст тебе только один вопрос, Он скажет: сыне, дай мне твоё сердце! И оправданий не будет, что ты время своей бесценной земной жизни промотал вхолостую, не построил храм своей души…

Апостол Павел говорил: дни лукавы суть. Человек думает: я сейчас молодой, мне надо насладиться жизнью, заработать деньги, сделать карьеру. Буду старым – подумаю и о душе, буду ходить в храм… А потом, когда начинает задумываться о смерти, выясняется, что до храма он уже дойти не может. У него ноги отнялись, начинает голова плохо работать… Главное дело жизни откладывается на потом.

Я видел в одном храме интересный плакат: «Господь ждёт тебя сегодня, но это не значит, что Он будет ждать тебя завтра». Никто не знает, сколько дней жизни ему отпущено. Приди к Нему, пока у тебя есть время… Поэтому я бы хотел порекомендовать вот что. Осознать, что Господь нас любит, что мы Ему близки. Что мы не можем спастись, если шаг Ему навстречу не сделаем. Зайдите в храм, помолитесь, поисповедуйтесь. Потому что каждый наш грех – это некая энергия зла, которую мы из себя выпускаем и которая оскверняет мир вокруг нас, разрушает его. Но мы должны и созидать. Господь нас подталкивает, но мы порой этого не замечаем. И тогда Он либо отходит от нас в нашем ожесточении, либо усиливает меру вразумления, ставит нас в экстремальные ситуации, чтобы мы могли понять это, покаяться и спастись.

Иногда покаяние сравнивают с духовной баней. Но это не совсем так. Потому что баня – вещь приятная: помылся, надел чистое – как хорошо! Но дело в том, что грех чаще подобен не внешней грязи, а раковой опухоли. Когда человек тяжело болен, его оперируют – вырезают куски живой плоти и выбрасывают, чтобы сохранить жизнь. И нам порой приходится брать скальпель – слово Божие, совесть нашу – и начинать резать по живому. Ведь что значит каяться? Вдруг признать, что я не такой хороший, не такой умный… Я страстный, я злой, жестокий, равнодушный. Надо себя раскритиковать, обличить и с этим прийти в храм, сказать это другому человеку: батюшка, я такой… Тяжело через себя переступить, гордость не даёт.

То есть, подводя итоги нашего разговора, главное – видеть свои грехи, смотреть на себя и не осуждать других…

– Конечно. Наступает Великий пост, во время которого читается прекрасная молитва: «Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

У нас был один священник – протоиерей Павел Алексахин в селе Красные Ключи, он всегда любил говорить: «Ты свою полоску пропалывай, а на чужую не засматривайся. Господь за твою полоску с тебя спросит». Полоска – это наша душа, за которую мы в ответе перед Богом.

Расскажите немного о своём приходе.

– Наш приход, святого пророка Илии, возник в 1993 году. Первым его настоятелем был протоиерей Виктор Проничкин, первоначально богослужения совершались в ветхом здании бывшего кинотеатра «Ракета». В 2000 году на средства благотворителей было построено небольшое здание храма, а бывший кинотеатр использовался в качестве помещения воскресной школы, библиотеки, для других целей, однако пришёл в такую ветхость, что год назад, когда я принял приход, пришлось его разобрать. Теперь в планах – построить небольшой дом для причта, чтобы разместить там библиотеку, воскресную школу, а также благоустроить территорию, оборудовать детскую площадку, чтобы это место действительно стало оазисом не только для прихожан, но и для других жителей района…

Беседовала Надежда Локтева