Оглавление
4#2011
Оглавление
О главном
Женское дело
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Лето господне
Поздравления
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Энергоэффективность
Юбилей

Модернизация как национальная идея

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)

Модернизация как национальная идея

Модернизация России – процесс глубокий и многоплановый, продиктованный объективной необходимостью качественного изменения экономической, политической и социальной систем, повышения конкурентоспособности страны. Такой процесс не может основываться только на политической воле руководства. Для того чтобы не остаться лишь красивым предвыборным лозунгом и не превратиться в очередной миф, модернизация должна активно и сознательно поддерживаться значительной частью общества, а её программа, условия и методы реализации должны вызывать доверие населения.

В этой связи интересна и актуальна позиция Русской Православной Церкви, выделяющей, прежде всего, нравственный аспект модернизации, необходимость её осуществления с учётом и на основе духовно-культурной традиции народа. Точек пересечения этой позиции с государственной концепцией модернизации пока немного. Между тем, синтез церковной и официальной идеологий модернизации общества мог бы дать России то, что она безуспешно ищет вот уже два десятилетия – национальную идею.

Россия, вперёд!

Программная статья Президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперёд!», в 2009 году отразившая основные моменты государственной концепции модернизации, призывает народ совершить прорыв в будущее, главной целью которого является создание инновационной «умной» экономики для избавления от сырьевой зависимости, повышения качества жизни граждан и международной конкурентоспособности России. Главными проблемами страны на этом пути названы коррупция, технологическая отсталость и нежелание перемен.

В свете глобальных вызовов, которые сегодня встают перед страной, поставленные задачи, безусловно, чрезвычайно актуальны. Однако в процессе модернизации важны не столько сами инновации (которые в статье Дмитрия Медведева прописаны достаточно чётко и подробно), сколько способность общества их органично внедрить. А для этого необходимо ценностное обоснование модернизации, то есть наличие системы ценностей, которая бы стала основой и стимулом модернизационных преобразований.

В статье Медведева такими ценностями предлагается сделать общегуманитарные принципы, индивидуальную инициативу, уважение прав личности, то есть категории, которые являются традиционными ценностями на Западе, но не успели в полной мере стать таковыми в России. Любопытно, что процессы гуманизации общества и политической системы ставятся в зависимость от экономического и технологического развития: «Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество в целом».

Модернизация и нравственность

Русская Православная Церковь сегодня заявляет собственную ценностную основу модернизации – нравственную. Патриарх Кирилл, будучи ещё Митрополитом Смоленским и Калининградским, назвал основной целью модернизации преодоление социальной несправедливости путём поиска собственных национальных мотивов и основ для прогрессивных преобразований. Для русского народа они воплощены в уважении ценностей земного мира и употреблении их на пользу человека и общества, в высоком духовном смысле труда, который несёт благо (в отличие от стремления к накоплению богатств и их неразумной трате).

Став Патриархом, Кирилл последовательно развивает свою концепцию модернизации. По его мнению, «модернизация без нравственного измерения превращается в безудержную погоню за мирскими благами и удовольствиями, порождает изуродованные отношения между людьми». Интересно, что Кирилл призывает отказаться не только от идеалов общества потребления, но и от европейского рационализма в его современном виде, отмечая, что «рациональный менеджмент, рациональная организация жизни не означает высокое качество жизни». Такое же отношение – и к бездушному технократизму. По словам Его Святейшества, можно иметь прекрасную инфраструктуру, высокие зарплаты, высокую производительность труда, а общество при этом будет «пустым и саморазрушающимся».

Дмитрий Медведев в своей статье в качестве примеров двух величайших в истории России модернизаций назвал «петровскую» и «советскую», отметив при этом, что они «оплачены разорением, унижением и уничтожением миллионов наших соотечественников». Нынешнюю же программу Президент назвал шансом впервые в истории осуществить модернизацию ненасильственными методами.

Глава государства не принял здесь во внимание историческое событие, 150-летие которого мы отметили в марте 2011 года – отмену крепостного права в России. Именно эти реформы, произошедшие «без смуты и братоубийства, мирно и упорядоченно», Патриарх Кирилл назвал «успешным примером модернизации» того времени.

Великое «соработничество»

«Широкомасштабные преобразования начались с обнародования Высочайшего манифеста об отмене крепостного права, – сказал Святейший Патриарх в своём выступлении на торжественном заседании, посвящённом этому событию. – Этот манифест дал толчок к последующим реформам в области народного просвещения, земского управления и городского хозяйства, суда и военного дела. По сути, руководством страны была проведена полноценная, если использовать современную терминологию, модернизация различных сфер хозяйственного устройства, общественного управления, социальной жизни».

Секретом успеха тех великих реформ Кирилл назвал мудрые и решительные действия государства и церкви, «соработничество» самых разных общественных групп. По словам Патриарха, «именно на Церковь легла вся тяжесть ответственности за то, чтобы народное сознание восприняло эти реформы». Ещё одним залогом успеха реформ была их ориентированность на национальную традицию. «Пожалуй, впервые в послепетровской России модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства и технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную традицию народа. Это удачный опыт гармонизации новаторства и традиции, государственнического мышления и полной преданности промыслу Божиему», – отметил Кирилл.

По мысли Его Святейшества, сегодня важно, «заимствуя всё лучшее у развитых и успешных стран, в то же время творчески использовать многовековой опыт предшествующих поколений». Мощный духовно-культурный код нашего народа, сформированный тысячелетней историей России, обеспечил выживание общества и страны как «самобытного, уникального явления в духовном и культурном смысле». Стержнем этого кода является религиозная традиция.

Как отметил Патриарх Кирилл, «манифест содержит ориентиры, которые вполне могут быть учтены при проведении современных преобразований, а именно: социальная ответственность имущих перед малоимущими, забота имущих о неимущих, добровольный отказ от части преференций и материальных выгод состоятельными людьми как залог успешного осуществления реформ... И ныне преобразования не могут быть выгодны всем без изъятия. Кому-то придётся поступиться личной выгодой ради блага других, и это потребует мудрости и мужества».

По глубокому убеждению Кирилла, опыт указывает нам на «необходимость подлинных изменений сначала в умах и сердцах людей, а затем в средствах и способах хозяйствования». «В наше быстро меняющееся время и то, и другое должно происходить одномоментно», – считает Патриарх. Это подтверждают и слова манифеста, чрезвычайно актуальные сегодня: «Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить своё благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию».

«Эти слова надо вывешивать на растяжках, чтобы пробудить сознание современного человека. Ничего не будет без страха Божиего, особенно в России, – говорит Кирилл. – Церковь очень ясно говорит: без сильного нравственного чувства и без веры современному человеку, где бы он ни жил, не справиться с теми колоссальными вызовами, которые ему бросает современная цивилизация».

Таким образом, в реформах второй половины XIX столетия Церковь находит яркое подтверждение того, что подлинная модернизация всегда опирается на нравственные принципы.

На пути к национальной идее

Важным моментом в позиции РПЦ является то, что она видит государство в качестве главного инициатора перемен в идеях и ценностях, в качестве главного наставника в осуществлении модернизационных процессов. Государство же главную ставку делает на индивидуальную инициативу граждан. Принципом, объединяющим государство и Церковь, является важность постепенности и своевременности преобразований, преемственности традиций хозяйствования, что исключает социальные потрясения, революции, ураганные сценарии политических перемен, переделы власти и собственности.

Несмотря на имеющиеся различия в позициях государства и Церкви в вопросах модернизации, идёт активный поиск оптимальной модели их взаимодействия и выработка общих принципов двух концепций модернизации. Важно, что этот трудный путь постепенно приближает страну к формулированию национальной идеи, которая должна соединить духовные основы жизни общества с его политическими ориентирами.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин