- Дмитрий Азаров: «Нет большей награды, чем служить родной земле»
- Представление новой сцены «СамАрта»
- Скульптура Пресвятой Богородицы Игуменьи Горы Афонская
- Открытие Софийского собора
- Аллея журналистской солидарности
Цифровое будущее агропрома
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2018 (октябрь)
Цифровая трансформация экономики – важнейшая задача стратегического развития Самарского региона и России. Но если в промышленности цифровизация воспринимается как гармоничная составляющая модернизации, то в сельском хозяйстве ясного понимания роли цифровых технологий у большинства руководителей нет. О том, какие результаты может дать цифровизация агропрома и что ей сегодня мешает, мы беседуем с Михаилом Фаерманом – руководителем двух передовых предприятий региона – ООО «СХП «ЭкоПродукт» и ОАО «Тепличный».
С&Г: Михаил Ильич, ваши предприятия в числе немногих демонстрируют высочайшую эффективность внедрения современных технологий и цифровизации производства. Готовы ли вы делиться своим опытом при разработке Стратегии развития региона?
Михаил Фаерман: Одной из задач, которую перед нами ставили инвесторы, и об этом не раз говорил наш основной акционер Андрей Евгеньевич Половинкин, как раз и является демонстрация преимуществ современных агротехнологий европейского уровня с возможностью их последующего тиражирования. Поэтому мы никогда не делали тайны из своей работы, регулярно принимаем делегации, как российские, так и зарубежные, готовы сотрудничать с научными учреждениями, органами власти.
Однако по опыту участия в отраслевых мероприятиях мы вынуждены констатировать: наши подходы к организации производства, наши требования к персоналу остаются непонятными для большинства руководителей хозяйств и специалистов. И если, в случае молочного животноводства, исходить из показателей надоев и качества молока, то в Самарской области хозяйства, эффективно использующие современные технологии, автоматизацию и компьютеризацию, можно пересчитать по пальцам. В их числе, например, «Радна» в Богатовском районе, «Нива» в Ставропольском и «Ольгинский» в Хворостянском.
С&Г: В чём причина того, что их так немного?
М.Ф.: Дело в том, что инвестировать необходимо не только в новую технику и оборудование, но и в систему управления производством и качество персонала. Для нашего агропрома это особенно актуально. Да, высокие технологии увеличивают производительность труда, позволяют добиваться серьёзных результатов. Но в то же время их высокая стоимость несёт большой риск для бизнеса в случае неквалифицированного использования.
И сегодня, вкладывая значительные средства в современное оборудование, инвесторы вынуждены принимать на работу сотрудников, неготовых на нём работать. В результате отсутствие планового дохода приводит к сворачиванию инвестиций и закрытию проектов.
Вывод очевиден – нужно инвестировать в людей, имеется в виду не только обучение, но и достойная зарплата, условия труда и жизни, правильная мотивация и жёсткий контроль. Только в этом случае потенциал современного оборудования будет использован по максимуму.
С&Г: Как вам в случае с СХП «ЭкоПродукт» удалось так быстро, буквально за два-три года, решить эту проблему?
М.Ф.: Мы изначально не питали особых иллюзий по поводу кадров. При миллиардных инвестициях было бы безответственно использовать метод проб и ошибок. Поэтому нашли тех, кто «владеет темой» в совершенстве, а именно чешскую компанию GENOSERVICE Corp. и её руководителя Люмира Груссманна – одного из ведущих европейских специалистов по племенному животноводству. С помощью чешских специалистов разработали очень жёсткий технологический регламент и с их же участием осуществляем строжайший контроль его соблюдения.
Мы отучили персонал от «творчества» на рабочем месте. Любая, даже незначительная, технологическая операция производится в строгом соответствии с техрегламентом. Это касается всего, что связано с рационом кормления, условиями содержания, режимом жизни, состоянием здоровья животных. Мы учим работников относиться к молочной ферме как к современному заводу по производству молока, где корова – это дорогой станок, который должен давать продукцию. И хорошее, уважительное, ответственное отношение к животному – это одно из обязательных условий для обеспечения высоких надоев.
С&Г: В чём конкретно выражается цифровизация ваших производств?
М.Ф.: Посмотрите на современную технику для выращивания зерна и кормов. Когда комбайн по блютус перехватывает управление трактором, то трактор в точности повторяет скорость и траекторию движения комбайна, обеспечивая точность подачи зерна в прицеп. Я уже не говорю о GPS-навигации и круиз-контроле. У нас есть электронные карты всех наших полей, и с помощью программы на смартфоне можно увидеть, где наши трактора сейчас находятся. Думаем поставить на технику специальные устройства, которые бы отправляли SMS-сообщения руководителю в случае нарушения технологического режима работы. Это сегодняшний день сельского хозяйства.
В «Тепличном» у нас полностью компьютеризировано управление микроклиматом и питанием растений, в том числе подачей питательного раствора, приготовленного с учётом многих параметров, углекислого газа. Кроме того, технология «светокультура» позволяет автоматически регулировать освещённость в зависимости от внешних условий.
Молочная ферма насыщена различными датчиками и приборами, позволяющими вести постоянный контроль состояния животных, микроклимата, качества и состава кормов и других параметров. Компьютеризированные кормораздатчики позволяют точно дозировать компоненты шести различных рационов.
По каждой корове имеется огромный массив информации, который постоянно пополняется и анализируется: как кормили, когда и чем лечили, когда осеменили, графики проверок, показатели надоев и многое другое от самого рождения. Человек за компьютером – менеджер стада – это очень серьёзная и ответственная работа. На основе большого количества данных о каждой корове и их анализа он решает, что с ней делать, какие мероприятия проводить, оперативно оповещает главного зоотехника и ветврача при тех или иных отклонениях.
Насколько это важно для эффективной работы предприятия, мы почувствовали, когда у нас не так давно сломался компьютер с базой данный. Мы как будто все ослепли, потому что уже не представляем себе, как можно работать «на глазок», когда у тебя полторы тысячи голов под номерами. Нам пришлось затратить немалые средства на восстановление системы и установку двойной защиты от сбоев и потери данных.
С&Г: Как государство поддерживает внедрение современных технологий в сельское хозяйство?
М.Ф.: В Самарской области, пожалуй, лучшая система поддержки современных молочных производств, которая стимулирует повышать объёмы производства и качество молока. «ЭкоПродукт» получает субсидию в размере 4 рубля за литр молока. Для нас это около 10 миллионов рублей ежеквартально. И это не считая субсидий на закупку племенного скота и техники. В соседних регионах и близко такого нет.
Что касается «Тепличного», то здесь хорошую поддержку мы получаем в рамках федеральной программы развития тепличных комплексов. Субсидирование кредитов на модернизацию, на приобретение удобрений и элитных семян – всё это позволяет нам успешно развиваться и расширять производство.
Вниманием властей мы не обделены. В июле «ЭкоПродукт» посещал глава региона Дмитрий Азаров, мы очень плотно сотрудничаем с региональным минсельхозом, по теме новых технологий часто общаемся с первым замминистра Романом Некрасовым. Нас всегда рады принять и выслушать на любом совещании. А с новым руководителем регионального минсельхоза Николаем Абашиным мы сотрудничаем много лет, поскольку «ЭкоПродукт» находится в Кинельском районе, которым он успешно руководил.
Мы выбрали свой путь и идём по нему, а уж насколько хорошо – демонстрируют наши показатели. Будем рады, если наш опыт откроет дорогу к новым технологиям для других сельхозпроизводителей.
Половинкин Андрей Евгеньевич, основной акционер ООО «СХП «ЭкоПродукт» и ОАО «Тепличный»:
– Мы ставили перед собой задачу создать предприятия европейского уровня, которые бы демонстрировали настоящие возможности современного животноводства и растениеводства при правильной организации всех процессов, применении передовых технологий и современных методов использования цифровых данных.
Инвестиции в «ЭкоПродукт» составили более 1,2 млрд рублей, что позволило добиться рекордных надоев и стабильно высокого качества молока. В ближайших планах – выход предприятия на проектную мощность и обеспечение собственного воспроизводства элитного скота.
В «Тепличном» в рамках нового большого этапа реконструкции предприятия полным ходом идёт строительство котельной стоимостью до 300 млн рублей. В будущем это позволит существенно расширить площади для выращивания огурцов и томатов.
Автор: Алексей Сергушкин