Оглавление
12#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Экология

Ответственность за напряжение и напряжение ответственности

 

В ряду многочисленных экономических преобразований последних лет реформа электроэнергетики – одна из самых масштабных и во многом болезненных. Что по замыслу ее «архитекторов» должно произойти? Энергетическая система как бы дробится на составлявшие некогда единое целое компоненты: генерация, сетевое хозяйство и сбыт. Бывшие подразделения должны конкурировать. А это значит – считать деньги, снижать затраты, вводить инновации. На этой конкурентной основе происходит энергообеспечение потребителей. Конечно, реформа российской энергетики во многом базируется на мировом опыте. Но при этом должна учитываться и отечественная специфика, выраженная и в сильной изношенности материальной части, и в слабо просчитанной тарифной политике, да, собственно, и в нашем, пока еще не очень рыночном, менталитете. Об окончательных результатах проведенной реструктуризации говорить пока рано – сегодня можно подвести лишь некоторые промежуточные итоги.

 

Электросетевое хозяйство – одна из самых проблемных составляющих энергетики. Годичный опыт работы на рынке ЗАО «Средневолжская Сетевая Компания» может служить ярким тому подтверждением. О том, как в сложившихся условиях сетевики выполняют стоящие перед ними задачи, нам рассказал директор ЗАО “ССК” Виль СабировиЧ Мухаметшин.

- Виль Сабирович, Ваша компания была образована год назад. Очевидно, необходимость ее создания была обусловлена объективными факторами?

- На протяжении длительного времени сетевые активы муниципальных образований принадлежали местным администрациям и финансировались за счет местных бюджетов. Ни для кого не секрет, что объемы финансирования не позволяли содержать линии и оборудование в том состоянии, которое позволило бы поставлять потребителям электроэнергию качественно и бесперебойно. Ведь что такое качество электроснабжения населения? Это когда при подключении бытовых приборов напряжение в сети – 220В. Между тем, наши граждане в массовом порядке жаловались, что у них 150-180В. Это говорит о низком качестве электроэнергии, ответственность за которое несут именно сетевые компании.

Анализ ситуации однозначно наводил на мысль о создании такой компании как наша. Мы заключили с муниципалитетами Самарской области договоры аренды или безвозмездного пользования сроком на 49 лет. Таким образом, ССК взяла на себя ответственность за содержание всего принятого имущества и приведение его в соответствие со всеми нормами и требованиями технической документации, а также за функции коммерческого учета.

- Но ведь исполнение столь ответственных функций требует серьезных вложений. Вряд ли существующие тарифы способны их окупить?

- Действительно, при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленных Управлением по государственному регулированию, не был учтен такой объем капитальных вложений. Приняв изношенные сети, мы вынуждены были ремонтировать их, привлекая дополнительные средства, кредиты. Фактически, компания взяла на себя затраты, которые намного превышали цифры, заложенные в тарифе. Такое положение вещей означает только одно – в краткосрочной перспективе никаких сверхприбылей ССК, конечно, не получит. Но ведь существует такое понятие, как социальная ответтвенность, и мы не побоялись взяться за работу с прицелом на будущее.

- Кто ваши потребители и как вы строите отношения с ними?

- Согласно договорам, заключенных нами со сбытовой компанией ОАО «Самараэнерго»,   к нашим сетям подключены более 200 тыс. физических и порядка 25 тыс. юридических лиц. Дело в том, что именно сбытовая компания вступает в договорные отношения с потребителем, и на этом основании взимает с него денежные средства. Сетевая компания контактирует с потребителями лишь в вопросах коммерческого учета электроэнергии: мы контролируем установку и эксплуатацию приборов учета, снимаем их показания – в объеме, который можем на сегодняшний день осилить.

Кроме контроля потребления ССК занимается присоединением новых объектов энергопотребления. Мы стремимся обеспечить такую процедуру оформления документов, которая была бы максимально проста и понятна потребителям. Ведь абсолютное их большинство проживает в сельских районах и райцентрах.

- Какие проблемы сетевого хозяйства, на Ваш взгляд, стоят сегодня наиболее остро?

- В первую очередь, это очень высокая степень износа электросетевого хозяйства, достигавшая на момент образования ССК     60-70%, а в отдельных случаях и 100%. Приняв оборудование, мы автоматически взяли на себя обязательство немедленно начать реконструкцию сетей. Они были изношены настолько, что дальнейшая отсрочка ремонтных работ неминуемо привела бы к очень большому количеству отказов. Мы прекрасно понимаем, какая ответственность на нас лежит.

Другая проблема – достаточно большой процент коммерческих потерь. Дело в том, что наша компания специализируется на поставке электроэнергии низких напряжений. Этим, кстати, обусловлен и тот факт, что наши потребители, в основном, обычное население и небольшие предприятия, коттеджные поселки, гаражные кооперативы и т.д. Но чем ниже напряжение в сети, тем выше процент коммерческих потерь. Несанкционированные подключения, приводящие к этим потерям – достаточно массовое явление. Конечно, подключиться к сетям 220В гораздо проще и безопаснее, чем к высоковольтным линиям.

Нежелание несознательной части наших граждан платить за электроэнергию в конечном итоге бьет и по самому потребителю, т.к. отвлечение денежных средств не позволяет нам провести необходимый объем ремонта. Ведь безучетное потребление оплачивается именно сетевой компанией. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие сетей (прокладка новых кабельных и воздушных линий, постройка новых подстанций, проведение мероприятий по повышению надежности сети), мы вынуждены покупать «воздух». Полезный отпуск (т.е. собственно наша услуга) – это все, что попало на приборы учета потребителей. Разница между тем, что вошло в наши сети, и тем, что попало на счетчик - это коммерческие потери.

- Какие задачи компании Вы как ее руководитель считаете главными на ближайшую и долгосрочную перспективу?

- Важнейшей задачей на ближайший год является создание собственных ремонтно-эксплуатационных служб (РЭС). На старте деятельности компании, когда принималось огромное количество сетей в каждом районе Самарской области, проанализировав ситуацию, мы были вынуждены ограничиться созданием служб учета электроэнергии. Вопросы ремонта и эксплуатации были решены путем заключения договоров со специализированными организациями. Однако расчеты показали, что средства, перечисляемые нами за ремонт оборудования, могут быть использованы гораздо эффективнее. Поэтому с лета 2007 года в ССК максимально возможными темпами начали формироваться собственные ремонтно-эксплуатационные службы. Сегодня наши РЭС действуют уже в 14-ти районах Самарской области, а до конца года мы планируем организовать такие службы еще в 8-ми районах.

Вторая задача на ближайший год – создать такие подразделения, которые обеспечат население информацией по технологическому подсоединению, упростят порядок получения документации.

Третья задача – продолжить работу с предприятиями, для которых электросетевое хозяйство не является профильным видом деятельности (малые предприятия, дачные товарищества, ТСЖ и пр.). Мы предлагаем на любой приемлемой правовой основе принять сетевое имущество таких собственников на обслуживание и привести его в соответствие техническим нормам.

Что касается задач на долгосрочную перспективу, то это, прежде всего, выполнение разработанной нами пятилетней программы по реконструкции и строительству новых сетей. На каждый район будут выделены денежные средства, которые позволят вести не только текущий ремонт проблемных участков, но и системную реконструкцию сетей. Кроме того, в рамках этой программы мы намерены решить вопрос учета потребления физическими лицами. Сейчас отрабатываются различные варианты решения этой проблемы – наши специалисты изучают опыт других компаний, в том числе иностранных.

Существуют методы, позволяющие небольшим штатом контролеров снимать показания приборов. Это потребует некоторого технического перевооружения. Например, есть технология дистанционного снятия показаний приборов учета – сканирование, без захода на территорию собственника. Другой вариант – вынос приборов учета на фасад здания или забор, что позволило бы снимать показания без согласия потребителя на допуск контролеров к счетчику. Да и само присутствие потребителя в этом случае не обязательно. Программа требует финансовых вложений, но, по нашим подсчетам и на основании опыта других компаний, они окупаются.

- Виль Сабирович, каковы, по Вашему мнению, основные итоги первого года операционной деятельности руководимой Вами компании?

- Самый важный итог состоит в том, что создана структура компании, которая уже доказала свою эффективность и способность решать поставленные – а иногда и внеплановые – задачи в кратчайшие сроки. Еще один важнейший результат – положительные отзывы населения Самарской области о нашей работе. Приятно, когда в каком-нибудь забытом Богом уголке к нам подходят, благодарят за то, что, наконец, в домашней сети появилось стабильное напряжение, прекратились периодические отключения. Конечно, подобная благодарность выражается не в специальных терминах, которые я употребил, но она искренна и очень приятна: «Спасибо, сынки. Живу здесь уже 40 лет, и за это время никто нам этого еще не сделал». Вспоминается знаменитая формула из фильма «Афоня» – «отсутствие жалоб со стороны населения – лучшая награда за наш труд».

Конечно, работа по приведению в порядок сетей, создание баз для РЭС – все это легло на нас тяжелым финансовым бременем, но мы понимаем, что откладывать решение этих вопросов нельзя категорически. ССК заняла в регионе свою нишу, и мы знаем, что и как нужно сделать, чтобы этот сегмент электроэнергетики Самарской области эффективно и надежно функционировал.