Оглавление
12#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Экология

Кузница кадров для самарской экономики

 

Подготовка рабочих и специалистов необходимой квалификации и специализации является важнейшей задачей для развития экономики Самарской области. В период рыночных преобразований в стране начальное и среднее профессиональное образование переживало системный кризис, выразившийся в дисбалансе спроса и предложения на рынке труда. Так в Самарском регионе система профобразования восполняет потребности работодателей по ряду отраслей на 10-12%. К марту 2008 года должен быть подготовлен комплексный план правительства по формированию современной модели образования. Отрабатываются вопросы совершенствования финансирования учреждений профессионального образования на основе подушевых нормативов. Поэтому сегодня так важно выполнение и перевыполнение набора обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

 

О том, какие профессии и специальности являются приоритетными, нам рассказал   директор Самарского техникума транспорта и коммуникаций – Лев Николаевич Михайлов.

- СТТК в своем настоящем статусе существует относительно недавно. В техникуме четыре отделения: городского электротранспорта и автомобильного профиля, железнодорожного транспорта, полиграфического профиля и банковского дела. Мы готовим специалистов по следующим специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «Издательское дело», «Банковское дело». Кроме того, в техникуме ведется подготовка специалистов по рабочим профессиям, таким как: автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «В, С»), автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по топливной аппаратуре, водитель автомобиля категории «В, С»), водитель автомобиля категории «А», «В», «ВС», «С», «D», «Е», помощник машиниста локомотива, проводник на железнодорожном транспорте, оператор по обработке перевозочных документов, оператор на наборно-компьютерной технике, контролер сберегательного банка. Пожалуй, все эти профессии и специальности сегодня востребованы на рынке труда и, можно сказать, приоритетны. Столь широкий профиль деятельности объясняется объединением через реорганизацию нескольких учебных заведений, не выдержавших «одиночного плавания» в разное время. Этот процесс происходил в течение 10 лет. Последняя реорганизация имела место в феврале 2006 года через присоединение Лицея компьютерных технологий.

- Понятно, что слияние – это сложный процесс, в котором немаловажную роль играют и финансовые, и имущественные, и, конечно, человеческие факторы.

- Любая реорганизация влечет за собой огромное количество проблем, в том числе серьезных денежных затрат. Ведь каждый раз нужно заново проходить процедуры получения лицензии, аккредитации и аттестации образовательного учреждения. Причем сделать это необходимо быстро, уложившись в установленные законодательством сроки. Кроме того, необходимо выполнять предписания пожарной службы, МЧС, Управления Роспотребнадзора по Самарской области, Ростехнадзора и т.д. Мы смогли пройти этот путь за 4 месяца. И здесь очень помогли экономисты и юристы, введенные в штат СТТК. Первые грамотно планировали и просчитывали ситуацию, вторые обеспечивали юридическую сторону каждого этапа становления техникума. Это нововведение дало возможность также выявлять неэффективность использования ресурсов на реализацию отдельных образовательных программ. Для улучшения финансово-экономического обслуживания образовательного процесса, были внедрены компьютерные программы «1С Бухгалтерия» для бюджетного учебного заведения, «Зарплаты и кадры». Для их установки потребовалось объединение сотрудников единой компьютерной сетью. В целях оперативного контроля за учебным процессом в основном корпусе были установлены видеокамеры. Для оптимизации, минимизации расходов на услуги связи была внедрена «IP» телефония. Таким образом, благодаря внедрению высоких технологий повышается эффективность управления образовательным учреждением.

- В современных условиях руководитель образовательного учреждения должен быть постоянно на «гребне волны», идти в ногу со временем.

- Да, сегодня информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития. Возрастает темп жизни, что требует повышения мобильности образования, следовательно, увеличивается зависимость конкурентоспособности человека от умения в максимально короткий срок находить, получать и усваивать информацию. Поэтому мы постарались оснастить ключевые подразделения СТТК современным компьютерным оборудованием. Это сетевые серверы специализированные под тот или иной вид деятельности. Развитие информационных технологий в образовательной сфере имеет вполне определенные тенденции к глобализации как в обмене информацией, так и в выборе технологических решений по организации этого обмена. Поэтому наши усилия сегодня направлены на создание сайта в Интернете, а также в целях решения проблемы транспортировки информации, осуществления доступа в Интернет для всех обучающихся техникума.

- Сегодня руководитель учебного заведения должен быть настоящим фокусником, ведь ему необходимо решать не только образовательные проблемы, но и экономические, и хозяйственные.

- В СТТК реализация профессиональных образовательных программ осуществляется на основе государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в соответствии с учебными планами. Все учебные планы соответствуют государственным стандартам и прошли экспертизу в центре профессионального образования. Материально-техническая база техникума включает в себя 6 отдельно стоящих учебно-лабораторных корпусов площадью около                 15 000 м2. Некоторые из зданий являются памятниками архитектуры Самарской области и требуют ремонта для поддержания их в надлежащем состоянии. Техникум располагает 2 спортзалами, библиотекой, а также 2 общежитиями площадью по 3292 м2.

Для улучшения качества образовательного процесса необходимо постоянное повышение квалификации сотрудников, члены педагогического коллектива техникума проходят аттестацию на присвоение квалификационных категорий. Для обмена опытом и приобретения новых знаний мне, как директору СТТК, удалось принять участие в проходящем в Германии семинаре, в городе Дюссельдорфе, на тему «Введение в дуальную систему профессионального образования Германии. Сотрудничество бизнеса и государства. Значение профессиональной ориентации. Тенденции и перспективы развития профессионального образования в Евросоюзе». На встречах с немецкими коллегами, руководителями профессиональных образовательных учреждений обсуждалась возможная перспектива стажировок обучающихся по аналогичным специальностям в Германии.

- Одним из важных направлений учебно-воспитательной деятельности является трудоустройство выпускников.

- Сегодня в техникуме внедряется комплексная система содействия трудоустройства выпускников. Практически все обучающиеся после получения диплома государственного образца устраиваются на предприятия партнеров техникума – социальных заказчиков рынка труда Самарской области. Причем, отзывы о наших специалистах самые положительные ведь около половины учащихся оканчивает СТТК на «хорошо» и «отлично».