Оглавление
12#2007
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Туризм в Самарской области
Экология

Здесь встречаются цивилизации

— Исаклинский район
 

Администрация муниципального района Исаклинский стала призером I областного конкурса «Туристический бренд Самарской области» с проектом «Исаклы – край ста ключей». Основным экскурсионным объектом этого туристического маршрута являются родники, с которыми связаны традиции этого уникального края, где в обрядах русского, чувашского, мордовского народов причудливо переплетаются запад и восток, язычество и православие, древность и современность.

 

На всей протяженности своей истории Самарский край был территорией, где иссякала энергия кочевников и остывал переселенческий пыл землепашцев. Одной из частичек этого мира была и территория Исаклинского района. Оседание кочевников происходило несколько севернее, но этот район, начиная с раннего железного века, служил местом встречи цивилизаций и оставался нейтральной полосой, открытой во всех направлениях. Единственно переходящее от одной эпохи к другой - это сама территория Исаклинского района, ее геополитические и природные особенности, связанные с различными природными границами и контактными зонами.

Ярко выраженная зависимость от природных факторов является одной из весьма существенных черт местной истории. Часто самые главные события из жизни древних народов происходили вокруг рек и родников, которые служили не только источником, обеспечивающим основу жизни, но и местом обсуждения ключевых вопросов общественной жизни племен. Поэтому равноценным названием родника стало слово «ключ», которое отражает его значение. Да и в наше время не забываются моления у родников о хорошем урожае, проведение различных празднеств на берегах рек, часто имеющих в глубине языческие корни.

В Исаклинском районе насчитывается 144 родника, имеющих своё название, и множество мелких безымянных родничков. Многие родники связаны с историческими событиями или с красивыми легендами, например, Башкирский, Цыганский, Ленинский, Барский родники, родник Торговый колодец. Часто значимость родников для сельского населения отражается и в названиях сёл и деревень: село Ключи, деревни Два ключа, Семь ключей, Красный ключ, поселок Новоключёвский.

В окрестностях села Старое Вечканово очень много родников. C одного из них и начинается «речка детства» многих старовечкановцев – маленькая Базьма, что в переводе с мордовского языка - речка с тёплым, илистым дном, болотная речка. Начало реке дают несколько родников, часть из которых (верхние родники) бьют со дна пруда.

В народе считают, что количество родников и колодцев взаимосвязано с количеством звёзд на небе, поэтому старики говорят: «Хочешь зажечь свою звезду на небе – выкопай колодец или очисти родник». Так на глазах старовечкановцев на окраине села появился красивый архитектурный комплекс, подчёркивающий красоту святого источника, куда на Крещение приезжают сотни людей. Там, где сейчас стоит Дом культуры, раньше находилась Вечкановская церковь, а недалеко от нее – колодец и родничок Церькувань лисьма (Церковный источник). В 1949 году церковь снесли, источники сравняли с землёй. Со временем колодец был восстановлен, а родничок время от времени начинает пробиваться в разных местах.

Место возле Святого родника считается историческим. Много лет назад человек по имени Канек построил около этого родника своё жилище - отсюда и берёт своё начало село Новое Ганькино. Этот родник считается в селе главным из всех родников, а Святым он называется потому, что каждый год на праздник Крещения священник своими молитвами освящает воду в этом источнике, которая считается целебной. Химический анализ воды Святого родника подтвердил ее минерализацию. Благоустроенность Святого родника делает его любимым местом отдыха местных жителей, а по вечерам собирает молодежь.

Названия многих родников связаны с легендами, их окутавшими. Родник Сиве дал, что в переводе с чувашского языка означает Холодный родник, находится на самом дне глубокого оврага, на склонах которого растёт множество деревьев, и куда даже в солнечный летний день не проникает свет. Новоганькинские старожилы рассказывают, что в роще рядом с родником раньше жили лешие. Они-то и сохранили его до наших дней.

Цыганский родник получил своё название потому, что здесь в былые времена останавливался цыганский табор. Родник Асказанка, что в селе Мордово-Аделяково получил свое название ещё во времена Столыпинской реформы, когда переселенцы у родника на костре готовили ужин в казанке, и один из них сказал: «Ах, казанка, вкусно накормила! Пусть же твоим именем назовут этот родник!».

Другие родники хранят историю Исаклинского края. Родник Отар лей назван в честь переселенеца из Казахстана по имени Отар, который решил обосноваться в здешних местах в прошлом веке, но пропал без вести в рай-оне этого родника. О роднике Торговый лисьма говорят, что в нем в старину был утоплен купец - деньги, золото отобрали, а купца, охранников и тройку лошадей загнали в болото. Родник Пекшее лей получил своё название от леса, где росла липа (пекшее) полтора метра в окружности. Родник Вязовка получил название по могучему вязу толщиной в 2 метра. В память о живущем в этих краях инвалиде без ноги, носившего протез-деревяшку, назван родник Деревашкань лисьма. Родник Анисянь лисьма назван по имени женщины, которая имела свой магазин до 1917 года и была раскулачена. Другой известный родник Лугань пень лисьма - «ветеран труда» - во время войны своими водами поил колхозных коров. А сколько холста и белья прополоскали женщины в хрустально чистой родниковой воде! И сейчас нет такого человека, который, проходя мимо родника, не зачерпнёт водицы.

Уже само название села – Ключи - свидетельствует о том, что в нем много родников. Центральным является источник, который называется Баранов ключ. Это название произошло от фамилии семьи Барановых, потомки которой до сих пор живут около родника. Баранов ключ сам по себе небольшой, но его окружают красивые деревья-великаны, которым уже несколько десятков лет. На крещенские праздники всё село приходит на Баранов ключ за святой водой.

И вновь истории, легенды…. Однажды один из работников местного маслозавода шёл домой с сыром в руках, споткнулся и уронил сыр в родник - с тех пор назван родник Сырным. Другой родник Рассыпной связан с фами-