- Потенциал для развития района есть!
- Вековой юбилей районной больницы
- Сквозь века, изгнание, забвение
- Быть первыми и лучшими!
- ГУП СО «Купинское» делает новый рывок
- «Возрождение» в Безенчукском районе
- «Русское подворье»: труд, который в радость
- Творить историю делами
- Молоко из Красного Яра
- НПО «АэроВолга»: Крылья Красного Яра
- Секрет устойчивого развития
- Красноярское РТП: новые реалии
- На благо людей и села
- Переработка отходов – дело коллективное
- ТАРКЕТТ: Экология, эффективность, ответственность
- Не останавливаясь на достигнутом
- Высокая миссия группы компаний «ЭкоВоз»
- В Самарской области вновь назвали имена «ЭкоЛидеров»
Мы будем жить теперь по-новому
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2012 (июнь)
Обеспечение безопасности – одна из важнейших задач на любом предприятии. По оценкам экспертов 70% техногенных аварий и катастроф связано с человеческим фактором, поэтому важное место в системе безопасности на предприятиях занимает постоянное обучение, повышение квалификации сотрудников. Для решения данной проблемы в Самаре и Самарской области функционируют учебные центры дополнительного профессионального образования, которые призваны помочь работодателям поднять на новый уровень качество выполняемых работ, а работникам – улучшить свои профессиональные навыки. Одним из наиболее крупных учреждений данного направления является «Самарский учебно-курсовой комбинат» ОАО «Волжская ТГК», отмечающий в этом году своё 47-летие.
Учебно-курсовой комбинат ОАО «Волжская ТГК» был открыт 1 марта 1965 года и назывался тогда «Постоянно действующие курсы РЭУ «Куйбышевэнерго». Целью создания курсов явилась необходимость подготовки кадров и повышения квалификации персонала «Куйбышевэнэрго». За годы своего существования комбинат не только сменил несколько названий, но и значительно расширил спектр подготавливаемых специальностей. Так, в 2011 году комбинат подготовил работников по 70 специальностям. На данный момент комбинат имеет два филиала – в Саратове и Ульяновске. «И это не предел, – рассказывает методист комбината Наталья Владимировна Кузьмина, – в ближайшее время мы планируем освоить дистанционное обучение в режиме онлайн-конференции и таким образом сможем обучать людей не только в ближних регионах, но и в гораздо более отдалённых. Кроме того, дистанционное обучение является значительно более удобным вариантом в нынешней ситуации, когда средняя продолжительность курсов составляет 1,5 месяца и приходится отрывать сотрудников от производства. Благодаря дистанционному обучению людям не приходится уезжать из дома и оставлять на время свои профессиональные обязанности». «Впрочем, – добавляет начальник учебной части Сергей Иванович Алексеев, – в нашем распоряжении имеется замечательное общежитие со всеми удобствами в каждом номере. Так что мы смело можем сказать, что делаем всё для того, чтобы нашим учащимся ничто не мешало приобретать новые рабочие навыки».
Заметен высокий уровень организации занятий в комбинате. График проведения курсов составляется заранее на основе заявок, получаемых с предприятий. «Разумеется, случается и так, что мы узнаём о желающих обучиться той или иной специальности уже в течение года, когда основной план занятий уже составлен, – продолжает Наталья Владимировна, – но и в таких случаях мы делаем всё возможное, чтобы люди не ушли от нас без новой, уже освоенной профессии. Учебное заведение оснащено всем необходимым для процесса обучения. Комбинат располагает библиотекой в 8000 единиц технических изданий. В читальном зале проходит самоподготовка преподавателей, сотрудников, учащихся и выполняются тематические запросы по всем направлениям обучения с использованием книжного и электронного вариантов фонда. Во всех учебных классах в распоряжении преподавателя находятся компьютер и проектор, а учебные фильмы и наглядные пособия являются неотъемлемой частью образовательного процесса. «Компьютерными классами, – продолжает Сергей Иванович, – учащиеся могут пользоваться не только в рамках уроков, но и для подготовки к занятиям, для поиска информации в сети Интернет».
В учебном центре большое количество макетов, применяемых на практических занятиях: аналоги кабины автомобильного крана, компрессора, имитация кабины строительного крана и даже действующий (!) газопровод. «Разумеется, из соображений безопасности, по макету циркулирует не газ, а воздух, – поясняет Сергей Иванович, – ведь люди только учатся работать с данным оборудованием, и предоставлять для практических занятий настоящий газ было бы крайне неосмотрительно. В техническом же смысле наш макет является абсолютным аналогом настоящего промышленного газопровода».
Разумеется, одними практическими занятиями дело не обходится: программа курсов в обязательном порядке включает в себя стажировку на предприятиях. «Большинство профессий, которым мы обучаем, требуют, в первую очередь, производственных навыков, поэтому мы стараемся строить график того или иного курса так, чтобы часов, проведённых на производстве, было больше, чем теоретических занятий, – рассказывает начальник учебной части. – Действующие заводы и предприятия Самары и Самарской области закрепляют практикантов к необходимым специалистам, которые должны будут обучить своего подопечного качественно выполнять пока ещё новую для него работу».
В конце обучения все учащиеся в обязательном порядке сдают экзамен. «Большинство профессий, которым мы обучаем, требуют от работников большой ответственности, на многих наших экзаменах присутствуют представители Ростехнадзора. Ведь ошибка в обращении с оборудованием может привести к серьёзной аварии, которая, в свою очередь, угрожает здоровью и жизни работников предприятия. Именно поэтому следует особо тщательно относиться к объяснению и контролю усвоения знаний, касающихся техники безопасности во время проведения работ», – заканчивает свой рассказ Сергей Иванович.
Мне удалось побеседовать с новым директором комбината Еленой Олеговной Дерусовой. И первое, что бросилось в глаза – невероятная деловая энергия, способная сдвинуть даже самое неподъёмное дело с мёртвой точки. «Нашей новой целью является подъём уровня и качества учебного процесса за счёт непосредственного интереса людей к обучению, – энергично разъясняет она, – можно использовать наглядный материал, компьютерные технологии и многое другое, однако главным я считаю личность преподавателя. Преподаватель должен быть увлечённым человеком, заражать аудиторию своей энергией и желанием узнать что-то новое. Взрослый человек, пришедший на подобные курсы и вынужденный слушать скучную лекцию – это устаревший стереотип. Мы чаще всего имеем дело с работающими людьми, которые приходят к нам после трудового дня и не всегда физически способны сосредоточенно писать лекцию в течение 2-3 часов. Кроме того, чем удобнее для обучающихся организован учебный процесс, тем больше желающих в нём участвовать. Идея дистанционного обучения, при котором преподаватель и учащиеся, находясь на большом расстоянии, могут видеть и слышать друг друга, сейчас находится в активной разработке. Скоро мы сможем осуществлять обучение по всей территории России. Смело? Возможно! Но время идёт вперёд, и мы не имеем права отставать. Так что, как поётся в песне: «Мы будем жить теперь по-новому!».
Автор: Анна Киселёва