- Потенциал для развития района есть!
- Вековой юбилей районной больницы
- Сквозь века, изгнание, забвение
- Быть первыми и лучшими!
- ГУП СО «Купинское» делает новый рывок
- «Возрождение» в Безенчукском районе
- «Русское подворье»: труд, который в радость
- Творить историю делами
- Молоко из Красного Яра
- НПО «АэроВолга»: Крылья Красного Яра
- Секрет устойчивого развития
- Красноярское РТП: новые реалии
- На благо людей и села
- Переработка отходов – дело коллективное
- ТАРКЕТТ: Экология, эффективность, ответственность
- Не останавливаясь на достигнутом
- Высокая миссия группы компаний «ЭкоВоз»
- В Самарской области вновь назвали имена «ЭкоЛидеров»
«Виват, баян!»: итоги, успехи, перспективы
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2012 (июнь)
В десятый раз Международный фестиваль «Виват, баян!» собрал почитателей баянного искусства. По традиции многие районные центры губернии чествовали гостей-музыкантов на своих концертных площадках, около пяти тысяч слушателей посетили выступления, встретились с музыкальными кумирами. В Х открытом Поволжском конкурсе «Виват, баян!» приняли участие свыше 70 молодых российских и зарубежных музыкантов. По сложившейся традиции один из победителей представит Россию на Международном конкурсе «Трофей мира». Продюсер, основатель и художественный руководитель фестиваля, на протяжении десятилетия претворяющий в жизнь просветительскую миссию, Сергей Войтенко в юбилейный год озвучил новую идею – установить на своей малой родине памятник русскому баяну, поскольку сохранились документальные свидетельства о том, что первый инструмент был изготовлен легендарным потомственным тульским мастером-изготовителем гармоник, музыкантом Павлом Леонтьевичем Чулковым в Самаре.
Традиции и новаторство
Десятый юбилейный международный фестиваль «Виват, баян!» проявил и уважение к традиции – почитанию классического наследия, и обозначил приоритеты и перспективы дальнейшего развития. Баян – один из самых молодых музыкальных инструментов. В 1894 году представитель музыкальной династии Павел Чулков в Самаре открыл гармонную мастерскую, в которой была изготовлена трёхрядная хроматическая гармонь, она и стала именоваться первым отечественным баяном. Сама конструкция нового инструмента была запатентована в Италии в 1897 году, и уже в тот же год появилась в России, где было налажено серийное производство инструментов. Вскоре Чулков сочинил и издал сборник произведений для баяна, принимал участие в музыкальных концертах.
Традиция обучения баянному искусству была продолжена в деятельности одного из старейших музыкальных учебных заведений России – Самарского музыкального училища имени Д.Г. Шаталова. В команду баянистов старшего поколения, популяризирующих возможности инструмента, «влился» талантливый исполнитель, чемпион мира по баяну, виртуоз Сергей Войтенко. Понадобилось время, чтобы идея фестиваля «Виват, баян!» была поддержана и со стороны поклонников музыканта и со стороны коллег. Для её реализации Сергею приходилось искать не только материальную основу и официальную рекомендацию, но и постоянно подтверждать статус профессионала, подкрепляя его новыми и новыми победами на одиннадцати международных конкурсах. В начале фестиваль нашёл реальную поддержку в лице учителя, профессора, заслуженного работника культуры России Аллы Михайловны Кац, районного департамента культуры Самарской области, Тольяттинской филармонии и Самарской организации Союза журналистов России. Финансовую помощь оказали Николай Жернаков и Дмитрий Дегтярёв. Первый концерт Сергея Войтенко состоялся в зале Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова. Просветительскую миссию фестиваля поддержал выдающийся педагог, маэстро Фридрих Липс: «Замечательно, что появился ещё один фестиваль – это очень хорошее продолжение линии фестивального движения, которая существует во всём мире. А Сергея в Самаре многие знают и любят. Мне кажется, Самара отдаёт ему должное, помогая с этим праздником».
В 2002 году был основан концертный абонемент Сергея Войтенко. Количество слушателей увеличивалось, фестиваль стал проходить во многих городах Самарской области. В первый год состоялось двадцать восемь концертов. Сразу же организовали региональный конкурс, поездки и стажировки победителей во Францию – в знаменитый Центр международной и национальной музыки аккордеона (СНIMA) к музыканту и педагогу Жаку Морне, уроки импровизации у которого брал и сам Сергей Войтенко.
Десятый юбилейный
Десятый фестиваль суммировал программу концертных встреч: «Балканский вечер», представленный румынским аккордеонистом Эми Драгим и его ансамблем; «Карнавал аккордеона», концертные возможности которого продемонстрировала игра Александра Поелуева, Сергея Осокина, Александра Тубольца и Алексея Шалыгина. Атмосферу «Французского вечера» создали импровизации джазового квартета Алена Музикини, а в финале – творческий вечер Сергея Войтенко с участием виртуозного гитариста Константина Окуджавы.
Слушателям представилась редкая возможность – услышать игру Сергея Войтенко, поскольку за всю историю фестиваля состоялось только четыре сольных концерта баяниста. Репертуарный исполнительский диапазон Войтенко обширен: от переложений концертных сочинений И.С. Баха, произведений Астора Пьяцоллы до обработок и композиций современных композиторов. Мало кому известно, что Сергей Войтенко – композитор, сочиняет музыку. «Проба пера» состоялась в 2000 году, когда родилось первое лирическое сочинение «Откровение», посвящённое учителю Алле Кац. За десять лет элегия завоевала популярность, теперь «Откровение» в свою программу включают многие баянисты мира. В год фестивального юбилея Сергей вдохновенно исполнил пьесу на сцене Самарской филармонии с камерным симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии под управлением заслуженного артиста России Алексея Воронцова.
Импровизация по-французски
За годы творчества установилось плодотворное сотрудничество российской школы баянного искусства с французской школой исполнительского мастерства. Опыт десятилетних стажировок привёл к тому, что русская традиция испытала на себе влияние французской системы импровизации. «Мы в своём обучении делаем акцент на классику. Например, выбираем пьесы «Времена года» Чайковского, разучиваем и играем так, как написано композитором, учитывая все исполнительские нюансы, – рассказывает Алла Кац. – У нас сложилась очень сильная исполнительская школа. А есть французская манера «варьете», основанная на свободе исполнения, когда ученик может сочинять, импровизировать на заданную тему, проявить свои творческие способности. Вначале мы много привозили пьес из Франции, играли, изучали здесь. Но сейчас есть заинтересованные композиторы, которые сочиняют для баяна».
Проекты и события
Артистическое дарование Сергея разнопланово, что позволяет ему выступать в разных, порой полярных амплуа. Он составляет разножанровые, эклектичные программы фестивальных концертов, участвует в телевизионных шоу, играет роли в киносериалах, занимается продюсерской деятельностью, «раскручивая», выпуская на отечественную эстрадную сцену музыкальные коллективы – вамп-группу «Невесты», ансамбль «Матрёха», доказывающий самобытность в нью-стиле джаз-фолк, ансамбль десятилетних баянистов «Киндер Микс». Волна успеха сопровождает завоевавший эстрадную популярность дуэт «Баян Микс».
С судьбой фестиваля связаны такие события, как празднование 60-летия и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, организация и проведение в 2007 году престижного Международного конкурса «Трофей мира» в Самаре, грандиозный концерт в Кремлёвском дворце «Виват, баян!» в честь 100-летия инструмента, 160-летие Самарской губернии. Ежегодно проходит одноименный открытый Поволжский конкурс баянистов и аккордеонистов, победители которого приобретают право на поездку в ведущую школу мира Жака Морнэ – Международный центр музыки и аккордеона. Об особенностях учёбы рассказал Сергей Войтенко: «Авторская система профессора Жака Морнэ уникальна. Когда-то я сам приезжал к нему на стажировку и наблюдал, как человек, никогда не державший в руках баян, за три года освоил не только инструмент, но играл даже сольные концерты. В нашей обучающей программе нет уроков импровизации, не преподают основ джазовой игры. У нас – технический зачёт, академический зачёт, на экзамен мы готовим целостную программу. Школа Морнэ даёт понимание импровизационности, ощущение свободного владения инструментом. Я видел сам, как один человек уже в преклонном возрасте научился играть на баяне по слуху: не зная ни нот, ни основ музыкальной теории, стал импровизировать».
По словам профессора Жака Морнэ, отношения учитель-ученик переросли в творческое и дружеское сотрудничество с Сергеем Войтенко, который на правах состоявшего музыканта даёт шанс начинающим баянистам выйти на европейский уровень и возможность профессионального роста.
В 2012 году официальные рекомендации и приглашение пройти оплачиваемую двухнедельную стажировку в Международном центре музыки и аккордеона Жака Морнэ получили трое самарских конкурсантов – Арсений Мясников, Арина Дерюжова, Рафаэль Сапуков, а также Артур Адршин из Салавата, Алексей Суровцев из Москвы, Сергей Корчагин и Виталий Лопатин из Новокуйбышевска. Сертификат и рекомендации на Международный конкурс «Трофей мира» в американский город Спокан, по решению жюри, вручили Илоне Савиной (Москва), Михаилу Казюку (Самара), Артуру Ардшину (Салават).
В год празднования юбилея фестиваля от Общественной палаты Самарской области Сергею Войтенко был подарен сертификат на издание книги. По словам музыканта, осознание имиджа международного фестиваля «Виват, баян!» зародило в нём желание сосредоточиться на своём творчестве: «Теперь больше времени хочу уделить не только клубно-эстрадным проектам, но и подготовке академических программ. Есть много музыкальных набросков, сочинений, авторских аранжировок, которые ждут своего часа в черновиках и рукописях».
Фестиваль «Виват, баян!» известен во всём мире – завоевал признание не только в России, Европе, но и Америке, Китае, Южной Корее и Коста-Рике. Международные гастроли Войтенко всегда в итоге приводят к взаимному сотрудничеству и музыкальному братству. В 2013 году Всемирная федерация баянистов передаёт эстафету проведения международного конкурса «Трофей мира» Самаре. А в 2014 году костариканский Международный фестиваль искусств будет посвящён России, и в нём смогут принять участие многие творческие коллективы.
Автор: Елена Воеводина